Вряд ли вызывает сомнение тот факт, что коммуникативное сознание, как отдельного представителя нации, так и всего народа в целом, зависит от исторического и культурного контекста. Изменения в жизни общества влияют на характер общения между людьми, на требования, которые они предъявляют к собеседникам в разных ситуациях коммуникации, на их риторический идеал. Как отмечает И.А. Стернин, «основные тенденции изменений в общении новейшего времени связаны с социально-психологическими изменениями в обществе, вызванными влиянием научно-технического прогресса, научно-технической революции» [1].

Предпринимая «попытку прогноза» дальнейших изменений в характере общения российский граждан, И.А. Стернин выделяет ряд черт, которые свойственны русскому коммуникативному сознанию в настоящий момент. Среди них главной оказывается ориентация современного человека, прежде всего на деловое общение — именно эта его особенность определяет основные тенденции развития его контактов с окружающей средой.

Благодаря твердым позициям средств массовой информации, являющихся для многих современников чуть ли не единственным источником сведений о мире, благодаря увеличению контактов на работе и по работе, что связано с установкой на работу в команде в разных сферах профессиональной деятельности, деловое общение начинает вытеснять общение неформальное, с друзьями, родственниками. То, что раньше узнавалось путем устных контактов, получало оценку через обсуждение и передавалось из уст в уста, т. е. традиционным способом, теперь приходит через каналы средств массовой коммуникации с уже заданной коннотацией при отсутствии возможности вступить в диалог, спросить, уточнить, опровергнуть.

Реклама и другие продукты информационной индустрии, определяющие коммуникативное сознание современного человека, дают установку на общение, преследующее прежде всего коммерческую цель: успешный человек как в рекламных роликах, так и в сериалах и кассовых фильмах перебегает со встречи на встречу, участвует в обсуждении разного рода проектов на работе, дома, во время бизнес-ланчей, в автомобилях, в самолетах и даже с удочкой на берегу пруда. Делу посвящено не просто время, а все время, которое есть.

Современный человек — это человек постоянно говорящий — с коллегами в традиционном режиме, при этом одновременно по нескольким телефонам, также используя «Скайп», «Мail.Ru Агент» и другие новые способы связи. При этом отметим, что говорит он большую часть времени с людьми, с которыми его связывает только работа, на темы, которые за пределы этой работы не выходят. В связи с тем, что на такой режим общения переходит все больше наших соотечественников, возникает вопрос, насколько он соответствуют русскому коммуникативному сознанию, насколько комфортен, не имеет ли каких противопоказаний, Интересным также будет узнать, можно ли получать от нового формата речевых коммуникаций удовольствия, т. е. положительные эмоции, к которым традиционно русский человек всегда стремился в процессе общения, которые считал целью не менее значительной, чем в настоящий момент являются цели деловые.

Заметим, что гедонистическая функция общения является проявлением традиционной культуры и сохраняется там, где не нашлось места прагматике, меркантильным интересам. Прежде всего, это, конечно, сфера романтических отношений. Сжатый во времени или длящийся годами диалог любящих друг друга людей несет им радость общения, независимо от тем конкретных разговоров. Переживания, связанные с обращением к дорогому человеку, удовольствие от услышанных в ответ слов, бескорыстно проводимые минуты в разговоре, пусть даже на незначительные темы, в этом случае могут вознести собеседников на вершины блаженства, сделать банальный для других разговор источником счастья.

Второе место, где удовольствие продолжает сохранять свои позиции, можно отдать общению светскому, также традиционно далекому от решения деловых вопросов. При том, что у нас долгое время сохранялось негативное отношение к такому общению, как к неискреннему, в настоящее время в русском коммуникативном сознании этот стереотип можно считать преодоленным.

Как и общение влюбленных, разговор друзей по душам, светское общение, хотя и не предполагает близких отношений между собеседниками и является, по сути, этикетным, т. е. осуществляется по определенным правилам, деловых целей также не преследует. Светское общение — это общение прежде всего фатическое, связанное с областью правого полушария, выполняющее развлекательную функцию. Для делового общения оно является антиподом, потому что как раз и отнимает у времени час на отдых, потеху, стремится отвлечь от дел насущных, погружая в мир приятных эмоций.

Существенно подчеркнуть тот факт, что светское общение имеет достаточно долгий путь развития в отечественном коммуникативном сознании. Дореволюционные корни жанров светского общения связаны с имевшей место в дворянском обществе тесной связью, существовавшей между удовольствием от общения и эстетическим удовольствием. Источником последнего были не только темы, можно сказать, рекомендуемые для разговоров в салонах, на балах и скачках, обсуждение которых «возносило» собеседников над всем серым и повседневным, над «чернью тупой» в сферы доступные переживанию только избранными, посвященными и просвещенными, но сам процесс «плетения словес», а также обстановка, которая к этому располагала, которая никогда не была случайной, а, напротив, детально продумывалась, как декорации для изящной постановки.

Впрочем, светская беседа такой постановкой, по существу, и являлась: это была игра, правила которой не являлись секретом для участников, не менее приятная, чем, предположим, бридж или преферанс, но отличающаяся от них изначально отсутствовавшей целью в конце иметь победителя.

Современный человек, чтобы минутку провести в разговоре о пустяках, не будет готовить для этого специальный антураж. Светское общение приобрело за последние десятилетия демократические черты. Это отразилось не только на обстановке, но и на выборе тем и на требованиях к их оформлению, которые стали гораздо менее жесткими. Конечно, «злоба дня» по-прежнему не приветствуется ни в ситуациях знакомства, ни в беседах для поддержания контакта, ни в других ситуациях общения на отдыхе. При этом каких-то нейтральных для собеседников, но сложных тем современное светское общение также не жалует: оно становится все более поверхностным, больше напоминая трёп, особенно в тех случаях, когда собеседники не особо утруждают себя соблюдением литературных норм и работой над словом в процессе коммуникации.

Если прежде светское общение могло дать удовольствие, подобное тому, которое получает шахматист от сложной, но интересной партии, то теперь оно может быть всего лишь приятным, как игра в подкидного дурака во время долгого путешествия в поезде. С одной стороны в новом светском общении оказываются невостребованными знания, как таковые, т. е. какая-то новая информация, ибо информацией современный человек и так перегружен, с другой, снимаются запреты на прежде табуированные темы.

Если говорить про другие сферы общения, то можно отметить следующие изменения, связанные с феноменом удовольствия. Интеллектуальное удовольствие оказывается заменено тем, которое человек получает от своеобразным образом понятой свободы — говорю, кому хочу, то, что хочу. Также становится редким удовольствие от красивого словосплетения, от удачно построенной фразы, зато от крепкого словца, неуместно и безнаказанно выпущенного на свет, удовольствие, судя по всему, получают многие, независимо от того, разделяют ли его или нет слушатели.

Следует отметить и то, что современный человек в меньшей степени испытывает удовольствие от общения, потому что общение-праздник может состоятся только при условии, когда оно осуществляется по воле его участников, с обоюдного согласия собеседников говорить друг с другом.

В начале же XXI в. большинство форм общения носит принудительный характер. Причем наблюдается значительный рост объема такого общения за счет инициативного. Общение по разным служебным вопросам в течение дня так опустошает современного человека, что он не только не ищет после работы альтернативного общения с возможностью получить от него удовольствие, но начинает отказываться вообще от каких-либо видов коммуникации, т. е. развивается тенденция к уклонению от общения.

Таким образом, у современного человека возникает стереотип, связанный с негативным восприятием общения. Это приводит к изменению в его предпочтениях при выборе видов отдыха: вместо посиделок на кухне с друзьями и бесед по душам — телевизор и компьютер. И здесь он получает удовольствие оттого, что не нужно говорить, не нужно тратить силы на то, чтобы слушать и пытаться понять, что услышал.

В конечном итоге человек XXI в. перестает получать от общения те эмоции, которые получали его предки. Более того, нежелание говорить про то, что за пределами деловой сферы, пагубно сказывается на его речевых навыках — получается, что он сам также перестает быть потенциальным источником коммуникативных удовольствий для других.

Отсутствие желание общаться усугубляется неумением это делать. В русском коммуникативном сознании приятный разговор с хорошим человеком традиционно воспринимался и с точки зрения производимого им терапевтического эффекта. То есть удовольствие от общения положительно сказывалось и на здоровье собеседников. В настоящий момент наблюдается обратная картина: принудительное общение, общение без удовольствие влияет на настроение, на самочувствие человека, может привести к возникновению депрессивных состояний, к неудовлетворенности от контактов с себе подобными как на работе, так и дома.

Автор: Карлик Н.А.

Литература

Стернин И. А. Основные тенденции развития общения в первой половине XXI в. (попытка прогноза) // Коммуникативные исследования – 2003. Воронеж; Ярославль, 2003. С. 4.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *