Прежде, чем обратиться непосредственно к психологии управления, следует сказать несколько вводных слов о психологии как научной, практической и учебной дисциплине. Современная психология — это целая система наук, как фундаментальных, так и прикладных. Многие из отраслей психологии имеют междисциплинарный характер, что обогащает арсенал исследователя новыми методами изучения психических явлений. В психологии сегодня выделяются такие отчасти пересекающиеся отрасли, как педагогическая, клиническая, политическая, военная, спортивная, возрастная, сравнительная психологии, психология труда, патопсихология, психология религии, психология труда, психология рекламы и многие другие.

Стремительно развиваются социальная психология и психология управления. Во многом преимущественное развитие этих отраслей психологии связано с тем, что они решают задачи, касающиеся роли «человеческого фактора» (или, как ещё говорят, «человеческого капитала») в развитии социально-экономических систем. В этом ряду отраслей в последнее время возрастает теоретическое и практическое значение психологии управления.

Психология управления — междисциплинарная прикладная отрасль психологии, основной задачей которой является изучение и решение проблем управленческой деятельности с помощью психологических знаний и теорий. Предмет психологии управления — это деятельность должностных лиц, возглавляющих человеческие коллективы, а психология управления — сложная система знаний, касающихся следующих сторон управленческой деятельности:

• психологических факторов, обеспечивающих успешную и эффективную деятельность менеджера;

• психологии мотивации людей в процессе их деятельности;

• особенностей группового поведения и межличностных отношений;

• психологических аспектов лидерства, особенностей принятия решений;

• психологии власти в организации;

• вопросов психологического климата в коллективе;

• конфликтологии (теории конфликтов).

Таким образом, можно отметить прикладной характер решаемых психологией управления проблем.

Психология управления изучает влияние организации и менеджеров на личность работника и взаимоотношения людей, объединенных задачами и ценностями совместной деятельности в организации. Поскольку каждая организация обладает своими нормами и правилами (например, в стиле одежды — принято ли ходить на работу в отутюженных костюмах и галстуках или работники могут придти на свою работу в джинсах; в манере общения — называют ли друг друга сотрудники по имени или по имени-отчеству; в принятых способах обращения к руководству — могут ли работники запросто зайти к руководителю организации, чтобы поделиться своими соображениями по поводу организации работы, или они должны сначала записываться на приём, излагать суть дела в письменной форме, ставить в известность о своём предполагаемом визите непосредственного начальника и т.д.)» постольку психологические отношения между людьми в различных организациях не похожи друг на друга. Спецификой психологических факторов совместной деятельности, способом ее психологической организации и занимается психология управления.

В какой-то мере сферы психологии управления и другой психологической дисциплины — психологии труда — пересекаются. Но если психология труда занимается прежде всего проблемами профессионального отбора — соответствует ли человек требованиям той или иной профессии, то психология управления рассматривает соответствие человека конкретной организации с теми ценностями, целями, задачами, стилем управления, которые в ней сложились.

Кроме того, психология управления обеспечивает психологическую подготовку менеджеров, руководителей. При этом надо иметь в виду, что менеджер выполняет два типа работ. Первый тип не связан с психологией, людьми, их интересами и поведением, или по крайней мере они игнорируются: на первое место ставятся задачи выполнения плана «любой ценой», люди рассматриваются лишь как придаток машин. В законченном виде — это работа человека на конвейере, где все его действия, телодвижения подчинены ритму работы механизмов. Второй тип прямо опирается на психологию трудовых взаимоотношений — степень удовлетворенности людей, работающих в организации, качество их общения, мотивированность их поведения и др. Соответственно и менеджеры разделяются на тех, кому дается лучше техническое руководство, и тех, кто преуспевает в управлении людьми.

Очевидно, что оба эти параметра взаимосвязаны: эффективность организации, т.е. способность решать стоящие перед ними задачи лучшим или оптимальным способом, возрастает, если в организации создан соответствующий психологический климат. А знания, полученные менеджерами в результате изучения психологии управления, помогают компетентно управлять людьми, избегать ненужных конфликтов, понимать психологическую природу управленческих процессов, эффективно решать проблему подбора кадров в организацию, анализировать и улучшать психологический климат в коллективе, правильно оценивать собственную деятельность.

Таким образом, психология управления стремится не только облегчить труд менеджеров, но и сделать его более эффективным с помощью знаний о психологических особенностях человека, о различных проявлениях человеческой психики, ее функциональном, изменчивом характере. Ее задачами являются:

• психологический анализ деятельности специалистов-управленцев;

• исследование механизмов мотивации человека;

• изучение механизмов психической регуляции трудовой деятельности в нормальных и экстремальных условиях;

• разработка психологических рекомендаций по использованию психологических знаний в процессе управления, в разрешении конфликтов, изменении психологического климата в организациях;

• исследование психических особенностей лидерства;

• изучение процессов группового взаимодействия.

 

Подробнее см. на https://studme.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *