Важным условием понимания роли маркетинга является ознакомление с эволюцией взглядов на маркетинг. Как любая организационно-экономическая система, маркетинг должен начинаться с принятия концепции, которая является отражением целей и задач планируемых маркетинговых операций. Как правило, компания принимает за основу своей деятельности определенную концепцию. При этом она может использовать самые разные формы организации работы в области маркетинга и менеджмента в зависимости от конкретных внутренних обстоятельств и тех реальных условий, в которых работает компания.

В теории и практике маркетинга выделяют пять основных концепций.

Концепция совершенствования производства

Данная концепция базируется на том, что потребитель отдает предпочтение товарам, которые доступны по цене и наиболее широко распространены. Основные задачи предприятий при этом состоят в увеличении объемов и совершенствовании производства, снижении издержек, повышении эффективности распределения. Концепция совершенствования производства актуальна в двух случаях. Первый – когда спрос на товар превышает предложение. Здесь руководство должно искать способы увеличения объемов производства. Второй случай – когда себестоимость товара слишком высока и повышение производительности дозволяет ее снизить.

Побеждать на рынке, совершенствуя производство

Классическим примером использования концепции совершенствования производства является концепция американской компании Ford, применяемая в эпоху массового производства. В этот период философия высшего руководства компанией выражалась словами главы компании Г. Форда: «Мы можем дать покупателям машину любого цвета, но при условии, что этот цвет – черный». Провозглашая такую концепцию, предприятие было ориентировано на обеспечение высокой серийности, производительности труда, а следовательно, снижении издержек. Применение такой маркетинговой концепции в период массового производства было оправдано, поскольку основная часть потребителей имела сравнительно низкие доходы, спрос превосходил предложение, существовали значительные резервы для сокращения расходов. Таким образом, основным объектом приложения сил коммерческих предприятий, согласно концепции совершенствования производства, должно быть производство.

В настоящее время многие компании также используют концепцию совершенствования производства в организации маркетинговой деятельности. Например, сокращение издержек и обеспечение низких цен является краеугольным камнем концепции шведской компании IKEA. Все товары IKEA создаются с одной главной мыслью: благодаря низким ценам красивые и удобные предметы домашнего обихода могут быть доступны каждому.

В IKEA сначала разрабатывается цена, доступная покупателю, а затем начинается работа над тем, чтобы адаптировать товар к его цене. Разработчики ассортимента и дизайнеры IKEA сотрудничают напрямую с поставщиками, что позволяет начинать работу над снижением издержек и цены непосредственно на фабрике. Совместными усилиями они стараются максимально эффективно использовать производственное оборудование и сырье, применять в производственных технологиях новаторские идеи, воплощать самый лучший дизайн и сводить к минимуму отходы. Также при производстве учитывается необходимость транспортировки товаров в плоских упаковках и возможность их самостоятельной сборки покупателем. Все это позволяет оптимизировать производственный процесс, обеспечить широкое распространение товаров и доступные цены, что является основой концепции совершенствования производства.

 

Подробнее см. на https://studme.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *