Ничто так не символизирует Воронеж, как образ царя Петра. Начав строить в Воронеже первый российский военный флот, будущий император провёл здесь много времени, лично участвуя в стройках, организации основных и вспомогательных производств судостроения, в подготовке корабельных команд, и, конечно, в возведении самих судов. На какое-то время (в общей сложности более 500 дней) столица России вместе с Петром перемещалась в Воронеж, поскольку именно отсюда осуществлялось управление страной самодержцем.

Пётр I в Воронеже. Художественная реконструкция работ на верфях. Автор не установлен

Пётр I в Воронеже. Художественная реконструкция работ на верфях. Автор не установлен

Надо ли говорить, что Пётр I привнёс в развитие Воронежа свою неуёмную энергию, пригласил сюда иностранных мастеров, в буквальном смысле заставил организовать канатное, парусинное, суконное, литейное производства, открыть школу для обучения навигации и математике, ввести культурные и социальные инновации (в костюме, моде, правилах этикета).

Адмиралтейская площадь. Современный вид

Адмиралтейская площадь. Современный вид

Глубокий исторический след, оставленный кипучей деятельностью Петра на воронежской земле, выразился во множестве легенд, изустных рассказов и баек, в обширной литературе, стихах, картинах, в названиях улиц, и, конечно, в памятниках. К последним следует отнести памятник императору в Петровском сквере и мемориальный комплекс с линкором «Гото Предестинация» на набережной водохранилища (см. фото).

Петровский линкор «Гото Предестинация». Современная реконструкция

Петровский линкор «Гото Предестинация». Современная реконструкция

Для экскурсионного бизнеса историческое наследие Петра имеет особое значение – не только культурно-просветительское, воспитательно-патриотическое, но и вполне прикладное, предпринимательское, которое множится различными турами, сувенирами, предприятиями, работающими в сфере общественного питания, гостеприимства, транспорта, финансовых расчётов, интернет-технологий.

Иными словами, царь Пётр выступает для Воронежа зонтичным брэндом исторического и предпринимательского наследия, способным приносить материальные и нематериальные выгоды городу даже три века спустя после своих вояжей в Чернозёмный край. Пока это направление только начинает давать первые всходы, тогда как памятник Петру напоминает воронежцам о славном прошлом более полутора столетий.

Как указывает историк-краевед В.И. Кононов, впервые с инициативой о сооружении памятника Петру Великому выступил воронежский губернатор Д.Н. Бегичев. Он, в частности, обратился с письмом к царствовавшему тогда Николаю I, где обосновывал необходимость создания мемориала, включающего в сея остров на реке Воронеж, где располагался цейхгауз. Поскольку остров на тот период находился в частной собственности, его предполагалось выкупить за счёт казны. В помещении цейхгауза предполагалось реконструировать домовую церковь Петра, а на берегу реки напротив острова установить памятный обелиск.

Адмиралтейство в Воронеже петровского периода. Реконструкция

Император идею одобрил, однако денег на это не выделил, предложив жителям Воронежа самим собрать необходимые средства. Часть денег была собрана, на которые был выкуплен остров и цейхгауз. Но далее дело застопорилось. Лишь в 1857 году новый воронежский губернатор Н.П. Синельников возобновил ходатайство об увековечении памяти Петра Великого перед новым российским самодержцем Александром II. Теперь уже планировалось не сооружение стелы, а создание полноценного бронзового памятника. Царь проект утвердил и повелел выделить на реализацию проекта 2500 рублей. За выполнение проекта взялись архитектор Д.И. Гримм и скульптор А.Е. Клодт.

Пётр был изображён скульптором в мундире Преображенского полка – как и распорядился император Александр II, высказавший предварительно свои пожелания. Правой рукой Пётр опирался на корабельный якорь, а левой должен был указывать на Азов. Однако в такой ориентации памятник Петру ставить было нельзя из-за нарушения гармонии с улицей Большой Дворянской (ныне проспект Революции). Поэтому памятник решили установить иначе – Пётр изначально стал указывать перстом на Запад, а не на юг.

Как отмечает краевед Б. Фирсов, в дни государственных праздников, юбилеев. связанных с царствующей династией, Петровский сквер превращался в центр торжеств. Двуглавые орлы, государственные гербы и герб Воронежской губернии украшали вход. Военные оркестры услаждали слух гуляющих горожан. Когда отмечалось 200-летие Полтавской битвы, весь сквер был окутан флагами, за памятником Петру установлена арка с электрическими лампочками, составлявшими надпись «1709 – 1909».

У памятника и окружавшей его решётки, увитых гирляндами из дубовых листьев, стоял почётный караул в форме Преображенского полка петровской эпохи. Подножие его было завалено венками. Особой оригинальностью выделялся венок Яхт-клуба в виде точной модели Петровского ботика.

Первый памятник Воронежа — императору Петру Великому, установленный в 1860 г.

Работы по проектированию и отливке памятника начались в 1859 году. Статуя Петра была изготовлена в Петербурге, а постамент был сооружён из павловского гранита. На фото, расположенном ниже, мы можем отчётливо видеть надпись на лицевой стороне пьедестала: «Императору Петру Великому».

Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1860 года по старому стилю. Местная газета писала тогда: «В 10 часов утра участвующие в торжестве открытия памятника войска заняли назначенные им места… При пении «Вечная память» вдруг отпали завесы, закрывавшие памятник, и в то же время войска отдали честь, а артиллерией произведена пальба 101 выстрелом».

 

Петровский сквер и памятник Петру I в 1920-х гг.

Петровский сквер и памятник Петру I в 1920-х гг.

Интересен тот факт, что после утверждения в Воронеже Советской власти памятник Петру устоял. Борцы с самодержавием лишь сбили буквы с пьедестала, где значилось: «Императору Петру Великому». Революционно настроенные граждане решили, что достаточно будет короткой надписи: «Пётр I». Её мы можем увидеть на обновлённом памятнике Петру периода 1970-х годов.

По-видимому, уничтожить памятник царю тогда, в 1918-ом и в последующие годы, советским активистам помешали два обстоятельства:

  • во-первых, памятник Петру был создан в том числе и на народные деньги (сейчас мы можем прочитать на тыльной стороне пьедестала надпись: «Воронежские дворяне и граждане»).
  • во-вторых, Пётр в известной степени сам был революционером, преобразовавшим страну, поэтому он пользовался уважением у коммунистов и Сталина лично.

Во время Великой Отечественной войны правобережная часть Воронежа была захвачена фашистами. Они демонтировали бронзовую фигуру Петра (как и памятник Ленину на главной площади города, которую они некоторое время использовали в качестве виселицы) и отправили в переплавку. Поэтому некоторое время после изгнания немецко-фашистских войск из Воронежа (произошло это 25 января 1943 года) пьедестал одиноко стоял без статуи императора.

Петровский сквер в 1943 г. после освобождения Воронежа

Петровский сквер в 1943 г. после освобождения Воронежа

 

Таким был одинокий пьедестал без статуи Петра I после ухода немецко-фашистских войск 25 января 1943 г.

Принято считать, что московский скульптор Н.П. Гаврилов повторил статую Петра с небольшими изменениями — якобы, единственное, на что решился скульптор, — это задрать полу мундира над левой ногой императора; у первого памятника обе полы кафтана были опущены. Однако такому упрощённому подходу противоречат слова самого Николая Павловича Гаврилова, произнесённые им публично  в Воронеже на открытии памятника Петру 10 января 1956 года [3]:

— На мою долю выпала честь восстановить памятник одному из величайших и гениальнейших людей России, — подчеркнул Н.П. Гаврилов. — Работая над памятником Петру I, я натолкнулся на ряд трудностей. По оставшимся фотоснимках прежнего памятника восстановить старый образ Петра оказалось почти невозможно. Было решено оставить только старую композицию, а фигуру и портрет царя создать заново. Неоднократные поездки в Эрмитаж, большая работа по изучению архивов, помощь Московского исторического музея, ознакомление с костюмом, обувью и другими вещами Петра, в том числе сшитыми им самим сапогами, находящимися в Оружейной палате Кремля, — всё это помогло мне в работе. Для создания образа была использована маска Петра, скульптурные портреты Растрелли, гравюра Моора. На проект и изготовление модели ушло четыре года. Портрет переделывался четыре раза, так как в процессе работы над ним возникла идея создать образ, целиком связанного с постройкой флота в Воронеже, когда Петру было от 24 до 32 лет.

День открытия памятника будет одним из самых ярких в моей жизни.

На гранитном пьедестале пока что оставлена прежняя лаконичная надпись: «Пётр I», но в недалёком будущем намечено начертать такие слова: «Памятник был сооружён в 1860 году. Уничтожен фашистскими захватчиками в 1942 году. Восстановлен по решению Советского Правительства в 1956 году».

Таким образом, 10 января 1956 года на пустовавший 13 лет постамент водрузили новый памятник. В год празднования 370-летия Воронежа одна из главных достопримечательностей города была восстановлена. В Петровский сквер вновь потянулись экскурсии туристов, школьников, просто граждан, желающих отдохнуть в зелёном сквере рядом с центральной улицей.

Общественно-политические веяния, связанные с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, в известной степени коснулись и памятника давно усопшего монарха. Петровский сквер и памятник Петру стали центром притяжения для патриотических и националистически настроенных сил: здесь проводили митинги и возложения венков военно-патриотические и правозащитные организации, недовольные притеснениями русских и русскоязычных в бывших советских республиках. Антураж сквера, в окружении литых пушек минувших времён, напоминал о славном прошлом, способствовал укреплению патриотических чувств собиравшихся здесь людей. Мятежный и грозный дух императора, его незримая энергетика оказывала и продолжает оказывать влияние на настроения и коллективное бессознательное воронежцев, гостей города, всех тех, кто находится вблизи памятника. Император как бы говорит потомкам: «Я был и остаюсь здесь. Мой дух влияет на вас и вы возвращаете меня на свой пьедестал даже если враги хотят меня уничтожить. Вместе мы поведём Россию к новым высотам».

Хаотическая застройка центра Воронежа, начавшаяся в лихие 90-е и продолжившаяся в начале 2000-х годов, в значительной степени изменила композицию и колорит некоторых памятников — в том числе и памятника Петру. Снос ветхих одноэтажных строений и заросшей лестницы в нижней части Петровского сквера, застройка этой площади многоэтажным зданием «Пассажа» изменили восприятие бронзового Петра — он как бы оказался в придомовом пространстве жилого и торгового массива.

Нечто подобное произошло и с другим памятником, расположенным поблизости — с Вечным огнём и фигурами скорбящих, правее от которых вырос жилой дом, упростивший всю торжественную и величественную композицию.

Правда, со временем задник композиции вокруг памятника Петру Великому изменился к лучшему — выросшие деревья скрывают здание «Пассажа» и «утепляют» восприятие самодержца.

Не забывают о памятнике Петру и власти, которые приложили определённые усилия для редизайна Петровского сквера и восстановления надписи на пьедестале самодержца. В настоящее время на лицевой части постамента восстановлена полная надпись «ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ ВЕЛИКОМУ. 1860» вместо короткой советской «ПЕТР I». На тыльной стороне поверхности реконструирована надпись: «ВОРОНЕЖСКИЕ ДВОРЯНЕ И ГРАЖДАНЕ». Таким образом, дань памяти и уважения царю-реформатору восстановлена. А вот былое название улицы, на которой расположен Петровский сквер, не прижилось — её по-прежнему называют проспект Революции, а не Большой Дворянской как то было в дореволюционное время.

 

Галкин В.В., д.э.н., проф.

 

 

Источники:

  1. Кононов В.И. Воронеж: история города в памятниках и мемориальных досках. С.11-14.
  2. Фирсов Б. Петровский сквер или место встречи с императором // Росс. провинциальный журнал. – 2002. — №3. – С.12-13.
  3. Открытие памятника Петру I // Коммуна. 1956. 11 января.

Как Пётр I каменщиком работал

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *