7 июля 1929 года, то есть ровно 90 лет назад, в Воронеже, на месте Ботанического сада, был открыт Центральный парк культуры и отдыха. Впоследствии он будет называться по-разному – сначала он будет именоваться в народе «Кагановичем» (по имени партийного деятеля и сподвижника Сталина Лазаря Кагановича — его же именем будет называться и этот микрорайон Воронежа.

Затем, после строительства и открытия 18 сентября 1932 года рядом с ЦПКиО стадиона «Динамо» парк и этот район города также стал именоваться в народе «Динамо». В настоящее время он официально именуется Центральным парком Воронежа; слова о культуре и отдыхе из названия ныне изъяты.

Вход в парк "Динамо". 2019

Вход в парк «Динамо». 2019

Предыстория развития Воронежского ЦПКиО такова: в 1844 году на северной окраине города был обустроен садовый питомник, главным предназначением которого было обеспечение воронежцев свежими фруктами и овощами, а также содействие развитию садоводства и огородничества – чему немало поспособствовал энтузиаст этого направления, известная в Воронеже личность — Иоганн Густавович Карлсон.

В конце XIX и начале ХХ века воронежцы называли эту зелёную площадку Ботаническим садом или просто «Ботаникой».

После образования в марте 1928 года Центрально-Чернозёмной области статус Ботанического сада было решено изменить, поскольку Воронеж стал столичным городом со всеми вытекающими отсюда последствиями градостроительного, имиджевого, идеологического и культурно-воспитательного характера. Теперь Воронежу нужен был не просто парк с аттракционами и зелёными насаждениями, а территория с инновационной эстетикой, советским дизайном, новым образовательным и рекреационным пространством, создающим чувство гордости за невиданные ранее достижения социализма. В рамках этой генеральной задачи возводился Центральный парк культуры и отдыха.

Вот что писала тогда областная газета «Коммуна» об открытии парка [1]. Воскресная тяга в «Ботанику» у воронежцев вообще очень большая, а в прошлое воскресение, 7 июля – в день открытия Парка культуры и отдыха – она была исключительной. С утра потянулись экскурсии пешком и на автомобилях. Загремели барабаны пионеров. Промаршировали физкультурники. Трамваи, шедшие к «Ботанике», были переполнены. К 12 часам в Парке по самым скромным подсчётам, было не меньше 18-20 тысяч человек. В 1 час 15 минут на Пионерском бугре состоялось торжественное открытие Парка культуры и отдыха. Шесть оркестров исполнили «Интернационал», над Парком взвилось красное знамя – знак официального открытия Парка. «Ботаника» ушла в прошлое. На её месте заложен фундамент – даже только первый камень фундамента – нового культурного очага, места культурного и разумного отдыха.

На митинге выступили ответственные лица, представители комсомола, физкультуры, пионеров и других организаций. Отмечалось, что сделаны первые шаги по переоборудованию «Ботаники», которую очистили от мусора, установили скамейки, урны, разбили клумбы, декорировали главную аллею. Отремонтировали открытую сцену, выстроили кафе-закусочные, несколько киосков для мелочной торговли, поставили тир и кегельбан. Строится большое здание читальни. Разбито несколько спортплощадок. Устроены качели.

В день открытия Парка, к 4 часам дня, здесь побывало не менее 35 тысяч человек – сообщала газета «Коммуна». И это при тогдашнем населении Воронежа в 150 тысяч человек!

Напомним, что создатель Советского государства В.И. Ленин считал культурную революциюстоль же важным элементом преобразования общества, как и индустриализацию, электрификацию, коллективизацию. Ликвидация безграмотности, библиотеки, театры (в том числе электротеатры — так тогда именовали кинотеатры; см. Воронежский электротеатр «Тауматограф», «Ампир», ставший «Спартаком»), Дома и Парки культуры играли в этом деле огромную роль. Как важная составляющая новой культуры развивался и спорт — поэтому в составе единого кластера рядом с ЦПКиО был построен первый в Воронеже стадион «Динамо» с вместимостью в 30 тысяч зрителей (после Великой Отечественной войны стадион уже не имел таких впечатляющих трибун).

Почему так важно было создать новую массовую культуру, создать «нового человека» с новым мышлением, поведением и ценностями? По нескольким основным причинам. Во-первых, из жизни людей нужно было вытеснить религию, которой не было места в коммунистическом обществе. Вера в светлое коммунистическое будущее сама по себе была альтернативной социальной религией, которая вытесняла все иные чуждые ей культы. Во-вторых, передовая культура социализма была призвана купировать тяжкое наследие прошлого в виде пьянства, застолий и обильных возлияний в выходные и праздники, семейное насилие, неравенство женщины. Парки культуры были призваны воспитывать вкус, понимание эстетики, ландшафтного дизайна, скульптуры, архитектуры, приобщения к настольным играм, инновациям, музыке (в Воронеже работы по созданию радиовещательной сети начались в 1925 году. На тот момент в СССР имелось 6 радиовещательных станций, воронежская стала седьмой. С 6 ноября 1925 года радиопередачи в Воронеже стали регулярными, тогда же появилась ежедневная передача «Говорит Воронеж»).

В парке не только играла музыка и проводились танцы. Воронежцы приходили сюда «себя показать и других поглядеть», увидеть модные тенденции, привести на прогулку детей, для которых это была новая среда, совсем непохожая на детство их родителей, большинство которых прибыло в Воронеж из сельской местности. Вообще, надо отметить, что численность населения Воронежа за 1928-1938 гг. более чем удвоилась — со 140 до 300 тысяч человек. Такого в истории города ещё не было. Вчерашние сельские жители, до того не видевшие трамваев и рейсовых автобусов (которые появились в Воронеже в 1926 году), не жившие в многоэтажках, не знавшие о электрическом освещении и радио, попадали в другой мир. Это был культурный шок, который следовало направить в конструктивное русло. И, надо сказать, советские идеологи и воронежские власти (в 1928-1934 гг. власти ЦЧО) с этой сложнейшей задачей успешно справились. Люди новой культуры были патриотичны, активны, верили в идеалы новой жизни. Этот факт в полной мере доказал трудовой энтузиазм воронежцев, их стойкость и героизм в боях с гитлеровцами на воронежской земле в 1942-1943 гг. Звучит невероятно, но в период оккупации правого берега Воронежа (июля 1942 — января 1943 гг.) фашистам не удалось набрать из населения полицаев — видимо, сказался высокий уровень ненависти к фашистам, которые 13 июня 1942 года бомбили детский праздник, проводившийся у драматического театра. Тогда погибло 300 детей (в настоящее время эта огромная цифра пересмотрена в сторону двукратного уменьшения)

Не обошла война и Центральный парк культуры и отдыха. Именно здесь, на его территории летом и осенью 1942 года проходили кровопролитные бои. Сейчас, на территории Парка, мы можем увидеть Братскую могилу, где похоронены павшие воины, в числе которых есть даже Герой Советского Союза.

После восстановления разрушенного войной Воронежа Центральный парк культуры и отдыха был отстроен почти заново. Теперь, правда, после смерти Сталина, название Парка было изменено — никто уже не вспоминал о Кагановиче, да и название Сталинский район Воронежа было изменено на Левобережный. Парк всё больше называли просто — «Динамо».

Парк "Динамо". Воронеж. 1950-е гг.

Парк «Динамо». Воронеж. 1950-е гг.

Парк «Динамо» имел для воронежских любителей театра немаловажное значение, поскольку здесь, на летней театральной площадке парка, давали спектакли и представления самодеятельные творческие коллективы.  18 июля 1989 года,  созданный в Воронеже экспериментальный театр сатиры пригласил зрителей на свой первый спектакль – «Красный петух». Учредителем театра выступил, как сообщила газета «Молодой коммунар», Центральный парк культуры и отдыха. Труппа театра составила на тот момент 15 человек. Это были студенты ВГУ, строительного и педагогического институтов, а также учащиеся Воронежского музыкального училища.

В 1990-х и начале 2000-х годов парк «Динамо» находился в упадке. Из-за недостаточного финансирования ветшала инфраструктура, ливнями размывалась площадка, в некоторых местах захламлялась и заболачивалась местность. В парке всё чаще появлялись наркоманы, любители выпить и стащить металлы.

С 2010-х годов положение с парковой инфраструктурой и организацией дела положение стало выправляться. Сейчас, на момент празднования 90-летия ЦПКиО, парк приобрёл современный вид. Ныне его охотно посещают воронежцы и гости города — особенно люди с детьми. В известной степени парк стал детским и слово «культура» из его названия исчезло в общем-то обоснованно.

Хотя Зелёный театр, расположенный в парке, всё ещё напоминает о культурном, художественном и эстетическом воспитании.

 

Источники:

  1. Парк культуры и отдыха открыт. Открытие парка вылилось в исключительное многотысячное гуляние // Коммуна. 1929. 9 июля.
  2. Молодой коммунар. 1989. 18 июля.
  3. Календарь памятных дат Воронежа. 2019.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *