Прошёл ровно год с того момента, как вновь избранный президент США Дональд Трамп, начал реализовывать свой план MAGA по возврату Америке былого величия, экономической и политической мощи, уважения и почитания со стороны сторонников и противников.

Но перед бесстрашным президентом, пережившим публичное покушение, стояла очень непростая задача: внутри неё самой и западного мира уровень потребления, благосостояния и доходов людей достиг максимума; экономика стала, в основном, финансовой с преобладанием услуг, IT-технологий, профессионального спорта, доходов от проката продукции Голливуда, получения платежей за различные лицензии, права пользования, биржевые сервисы и проч. И, конечно, главным оружием США оставался доллар как мировая валюта.

Чтобы сделать Америку снова великой Трампу надо было решить неимоверно сложную задачу по реиндустриализации страны, привлечению капитала со всего мира для строительства новых предприятий, наращивания выпуска конкурентоспособной продукции, существенному сокращению внешнего долга. Причём сделать всё это надо было быстро, решительно, без внутренних волнений и внешнего сопротивления.

Главный вопрос, стоявший перед 47-ым президентом США касался мотивации, движущих сил, управления всеми этими масштабными процессами, сопоставимыми по своим масштабам со сталинской индустриализацией СССР. Тогда, в начале 1930-х годов Сталин, за неимением серьёзных внешних и внутренних инвестиций, использовал такой ломовой способ, как бесплатный труд заключённых. Технология была проста: если иностранных денег не хватало (а если и находились западные инвесторы, с ними надо было впоследствии делиться), то государство сажало всех подряд по 58-ой статье «Контрреволюционная деятельность» и получало в своё распоряжение сотни тысяч подневольных работников, которые трудились фактически задаром.

Для Дональда Трампа эта технология не подходила — нужны были новые стимулы, недорогие и эффективные. На сложный и заковыристый вопрос о том, где взять деньги, Трамп ответил просто и изящно. Как именно? Вспоминая лихие 1990-е годы, приведу такаю аналогию. В то время в Северном микрорайоне Воронежа был открыт большой авторынок, где торговали запчастями и подержанными автомобилями. Довольные воронежцы, страдавшие от товарного дефицита, с удовольствием пошли покупать и торговать на новую площадку. Но вскоре хозяев нового авторынка озарила отличная идея: почему бы не брать плату с посетителей рынка? Сказано — сделано. Платить за вход на рынок стали не только продавцы, но и покупатели. Правда, продолжался этот рай для владельцев рынка весьма недолго — сначала часть покупателей стала искать лазейки в заборах, затем покупательский поток стал уменьшаться и перетекать на те конкурентные площадки, где плату не брали. И, наконец, через несколько месяцев плату за вход на авторынок Воронежа пришлось отменить.

По этому пути решил пойти и Дональд Трамп. Он рассуждал следующим образом: рынок США большой, ёмкий  и платёжеспособный, на нём можно зарабатывать приличные деньги, которых в малых и бедных странах не заработаешь. Сделаю-ка я так, как хозяева авторынка Воронежа, то есть введу плату за вход на рынок США. Плату назову пошлинами (или тарифами). Для кого-то они будут больше, а для кого-то меньше, т.е. цену за вход на американский рынок будем регулировать в зависимости от политической и экономической лояльности.

Здорово придумано, сделать из кнута пряник. Сначала надо ошарашить всех, а потом постепенно сбавлять цену (предлагать заключить замечательную сделку). Опешившие партнёры и союзники вынуждены были в краткосрочной перспективе принять этот явно неджентльменский подход.

С тех пор минул год, полный событий и впечатлений. И что же? Мы приближаемся к упомянутому нами варианту развития событий на воронежском авторынке. Цены от повышенных тарифов торговля и производители перекладывают на потребителей; в результате растёт уровень инфляции в стране и недовольство населения. Торговый дефицит США, снизившийся поначалу, начинает вновь нарастать. Доллар обесценивается и теряет доверие, что выражается в неудержимом росте стоимости драгоценных металлов, меди, никеля, алюминия. Такие крупнейшие экспортёры, как Китай, ответил своими пошлинами на товары из США, что грозит обострением торговых войн, которые иногда перетекают в горячую фазу.

Сможет ли Америка выжить лишь за счёт поборов со своих союзников или хаос будет нарастать — мы увидим уже в этом, 2026 году.

Галкин В.В., д.э.н., профессор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *