Как известно, президент США Дональд Трамп де-факто объявил об энергетической блокаде Кубы военно-морскими силами США. После захвата и пленения главы Венесуэлы Николаса Мадуро и давления на Мексику в части поставок нефти на остров Свободы, у Трампа появился большой оптимизм по части подавления кубинского суверенитета. Трамп даже «назначил» нового президента Кубы в лице своего госсекретаря Марко Рубио, который является этническим кубинцем.

Надо признать, что для кубинских граждан наступает время очередного кризиса, коих за последние 67 лет было немало. Запасы топлива на острове Свободы минимальные — их, по мнению экспертов, хватит на несколько недель, и тогда кубинцы, как считает Трамп и его администрация, вынуждены будут идти на поклон к Вашингтону.

Пока революционные власти Кубы выступили с обращением к странам Латинской Америки, призывая их оказать экономическую и политическую поддержку их стране, на что внятного ответа пока не прозвучало. Но если такая помощь и будет оказана, то вряд ли она будет значительной и постоянной, поскольку с США мало кто хочет портить отношения.

В современном мире, который стал опираться на военно-политическую и экономическую мощь, небольшим странам, вроде Кубы, остаётся небольшая альтернатива: либо подчиниться воле великой державы, либо сражаться за свою свободу, либо присоединиться к другой великой державе, более дружественной и уважаемой.

Таким образом, у Кубы сейчас есть три основных варианта действий: сражаться с американцами, не имея серьёзных ресурсов, технологий и вооружений, либо присоединиться к России или Китаю в том или ином виде. Сдача суверенитета и политического руководства, хотя и неприятный, но тоже возможный вариант.

К присоединению к России хотела прибегнуть Югославия в 1999 году. В условиях военного и экономического кризиса 12 апреля 1999 года Скупщина (Парламент Югославии) приняла постановление «О присоединении Союзной Республики Югославии к Союзу Беларуси и России», надеясь защититься тем самым от агрессии НАТО. Тогда присоединение не свершилось. Сейчас для Кубы и ряда других государств настал (или настаёт) момент выбора. Америка ныне формирует свой макрорегион (пытаясь присоединить к себе Канаду и Гренландию), Китай — свой, Россия — свой.

Что же означает для Кубы выбор в пользу России? Во-первых, защиту от агрессии от США, которые уже более полувека стремятся раздавить свободолюбивый кубинский народ. Во-вторых, при помощи России Куба сможет-таки достроить (или реализовать новый проект) АЭС «Харагуа», начатый в далёком 1976 году. Тогда построить атомную станцию не удалось из-за особенностей грунта; но теперь технологии продвинулись далеко вперёд и энергетическую безопасность острова Свободы с помощью РФ можно будет обеспечить. В-третьих, Куба — это природный курорт и его посещение туристами из России, Белоруссии и других стран будет хорошим подспорьем для кубинского бюджета. Да и переход на российский рубль стабилизирует кубинскую экономику, поможет избавиться ей от множественности курсов, сократит теневой сектор.

Для России такая интеграция (в виде союзного государства или в ином правовом статусе) также может быть выгодна в стратегическом плане. Будет ли Куба рассматривать такой вариант — покажет время, но нынешний выбор у неё достаточно узок.

Галкин В.В., д.э.н., профессор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *