240 лет назад, 22 марта 1774 года, Екатериной Великой был собственноручно утверждён план перспективной застройки города Воронежа. Причиной высочайшего вмешательства стали, прежде всего, соображения противопожарного и эстетического характера.
Следует отметить, что Воронеж в тот период развивался достаточно динамично, быстро росло число жителей, торговых и производственных предприятий, площадь заселённых территорий.
При этом строительство города велось весьма хаотично, без общего плана застройки. И так как дома и постройки возводились в основном деревянные, в Воронеже часто случались пожары. При непосредственной близости домов, хозяйственных построек, узких улицах и общей тесноте, меры по предотвращению пожаров были сильно затруднены. И если вспыхивали даже отдельные сараи и дома, то огонь немедленно распространялся на соседние улицы и слободы.
В описании Воронежского наместничества 1785 г. отмечается, что «в 1748-м и 1773-м годах великия в нем были пожары, после которых, особливо последняго, начал распространяться, и по конфирмованному [одобренному] ея императорским величеством в 1774 г. плану выстраиваться и теперь почти половина города состоит в порядочном устроении».
По новому проекту на центральных воронежских улицах было установлено освещение (которое производилось посредством сжигания конопляного масла), расширялись дороги и тротуары (в основном деревянные), а в 1786 г. через реку Воронеж был сооружен новый мост.
К этому времени Воронеж занимал площадь в 80 кв. км. Согласно описи города, сделанной в 1777 г., в нем было 76 обывательских каменных домов, 2050 деревянных, фабрик суконных – 10, ситцевая – 1, церквей каменных – 17, купечества было тогда 603 человека, а мещан 1074 души.