В последние годы экономика Воронежа и Воронежской области активно перестраивается в связи с серьёзными изменениями в стране, проведением СВО и всевозможными санкциями против России со стороны внешних сил. Динамично осуществляется импортозамещение, растёт занятость в оборонном секторе, увеличиваются зарплаты на многих предприятиях государственного и частного сектора.
В этих условиях переобучение многих категорий работников — находящихся в процессе смены работы и профессии, предпенсионеров и пенсионеров, мигрантов из других регионов и стран выходит на новый уровень, поскольку безработица низкая (в пределах 2,5%), а потребность в кадрах в некоторых сферах весьма высокая. Государство, понимая данную тенденцию, выделяет на переобучение очень существенные суммы, чтобы работники могли получить новые знания и навыки не за свой счёт, а за счёт госфинансирования.
Но вот какие выявились проблемы. Согласно докладу Счётной палаты РФ о проверках реализации федеральных проектов переобучения «Содействие занятости» и «Активные меры содействия занятости», на эти программы в 2023-2024 гг. было выделено 15,5 млрд. рублей, но отучившиеся люди были трудоустроены лишь в 80% случаев. Иными словами, каждый пятый выпускник курсов остался без работы.
Кроме того, аудиторы Счётной палаты отметили явное несовпадение желаний потенциальных работников учиться по предлагаемому набору специальностей. Экономике нужны рабочие кадры, работающие, что называется, руками — каменщики, сварщики, станочники, монтажники, водители, а кандидаты на переобучение хотят совсем иного — стать айтишниками, офисными менеджерами, бухгалтерами, финансистами.
В чём же причина такой разбалансировки спроса и предложения на рынке труда? Почему воронежцы не горят желанием занимать рабочие места в сфере строительства, жилищно-коммунальных услуг, промышленности, а непременно хотят устроиться на чистую работу в сфере управления, образования и услуг?
Видимо, местным и федеральным чиновникам из Минтруда придётся докопаться до глубинных причин такого положения дел. Изначально считалось, что главное — это уровень оплаты труда. Но сейчас выяснилось, что более высокая зарплата — это всего лишь полдела. Нужны какие-то ещё стимулы, которые бы позволили изменить имеющийся дисбаланс — например, сокращённый рабочий день (или рабочая неделя), бонусы, изменение психологии граждан, их ценностей с помощью рекламы и убеждения, демонстрации положительных примеров и прочее.
