Союз потребителей России направил на имя Председателя Правительства России Михаила Мишустина письмо, в котором указывается, что ежегодно покупатели в нашей стране теряют до 1 трлн. рублей из-за манипуляций магазинов, которые сделали ценники и визуальные эффекты средством извлечения недобросовестной прибыли. Как сообщает сайт BFM со ссылкой на газету «Известия», Союз потребителей фиксирует увеличение количества обращений покупателей, которые жалуются на недобросовестные методы установления цен и их оформление на витринах.
О чём конкретно идёт речь? Если говорить предельно коротко — о этических проблемах торговли, маркетинга и управления бизнесом. Ритейлеры в настоящее время поступают таким образом, что действуют на грани злоупотребления доверием и якобы допущенных случайных ошибках. Например, ценник в торговом зале указывает одну цену, а на кассе потребитель получает расчёт по другой — более высокой. Если покупатель замечает подмену и высказывает претензии, ему менеджер или кассир говорят, что цены только с утра повысились, в компьютере уже зашит новый прейскурант, а в торговом зале сотрудники не успели обновить информацию. Такими мелкими прегрешениями известна сетевая «Пятёрочка».
Довольно часто манипуляции происходят за счёт указания различных акций и скидок, которые также оказываются неактуальными.
Покупатели также жалуются на шринкфляцию (она же именуется термином даунсайзинг) — то есть уменьшение количества, объёма или веса товара в упаковке, а также на выделение в ценнике «специальной» цены, когда полная стоимость без скидок и других акций становится менее заметна.
В Воронеже этим визуальным способом введение потребителей в заблуждение грешат многие товаропроизводители — в том числе такие известные, как «Молвест» с его торговыми марками «Вкуснотеево» и «Иван Поддубный». Сначала, скажем, сливочное масло продаётся в упаковке 400 г, затем её «модифицируют» под 340 г, но визуально она смотрится как 400-грамовая. Невнимательные покупатели приобретают такой «облегчённый» продукт и лишь дома обнаруживают, что их надули.
Народные избранники знают об этой проблеме и предлагают законодательно закрепить требование в установке ценников за единицу продукта (например, за 100 г). Тогда манипуляторам от торговли трудней провести доверчивых потребителей.
Союз потребителей России в своём письме к Михаилу Мишустину предлагают ускорить внедрение такого рода мер, которые должны отбить охоту у нечестных производителей и потребителей манипулировать ценниками, формами упаковки и весом продуктов.
