Промышленное производство России в XIX — начале XX веков значительно отставало в сравнении со странами Западной Европы и США. Заработная плата российских рабочих с 80-х годов XIX века до начала XX века была ниже в 2-4 раза, чем в других промышленно развитых странах.1
Несмотря на сравнительно недостаточное развитие промышленности, уже в середине XIX века для российского правительства необходимость фабричного законодательства стала очевидной.
Для этого была в 1882 году основана фабричная инспекция, которая от имени правительства осуществляла надзор за промышленностью и взаимоотношениями владельцев предприятий с рабочими. Первоначально главным предметом изучения фабричной инспекции стал фабричный быт.2
По закону 1882 года Империя была разбита на 9 фабричных округов. В каждом округе обязанности по надзору исполняли по одному окружному инспектору и несколько его помощников.3
Девять округов назывались: С – Петербургский, Московский, Владимирский, Казанский, Воронежский, Харьковский, Киевский, Виленский и Варшавский.4
В состав Воронежского фабричного округа входили частные промышленные предприятия: следующих губерний: Воронежской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Астраханской, Орловской, Курской и Тамбовской (три последних были в управлении помощника Ф.П. Литке).5 Первым фабричным инспектором Воронежского фабричного округа 16 октября 1884 года был назначен В.И. Миропольский, а его помощником – Ф.П. Литке.6 В дополнении к закону 3 июня 1886 года вышли «Правила о надзоре за заведениями фабричной промышленности и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих и об увеличении числа чинов фабричной инспекции».7 Этот документ дал опору фабричным инспекторам в лице местных чиновников. В правилах было указано, что надзор за соблюдением благоустройства и порядка на фабриках и заводах возлагается на местное начальство, которое его осуществляет при содействии фабричного присутствия, чинов фабричной инспекции и полиции.8 Правительство не оставляло своим вниманием работу фабричных инспекций и стремилось преобразовать этот институт. 14 марта 1894 года вышел закон «О преобразовании учреждений фабричной инспекции и губернских механиков». Фабричная инспекция стала подчиняться Департаменту Торговли и Мануфактур Министерства Финансов. Местные губернские чины фабричной инспекции действовали под руководством Губернатора (Градоначальника, Обер-Полицмейстера) по соблюдению на фабриках и заводах должного благоустройства и порядка.9 По этому закону вводилось правило замещения должностей фабричных инспекторов, назначались лицами, окончившими курс в высших и преимущественно технических учебных заведениях.10
В конце XIX века обязанности русской фабричной инспекции стали значительно шире, чем во всех прочих европейских государствах. Её надзору подлежали частные промышленные предприятия.11 Каждая губерния была разделена на участки, и все участковые инспектора подчинялись старшему инспектору губернии (раннее он назывался окружным инспектором). Помощники работали под руководством старшего инспектора.
Губернское фабричное Присутствие образовывалось под Председательством Губернатора, в которое входили: вице-губернатор, прокурор окружного суда, начальник губернского жандармского управления, представители фабричной инспекции, городского и земского самоуправления, а также два представителя от промышленников.
На заседания фабричного Присутствия могли приглашать с правом совещательного голоса лиц, которые могли дать полезные сведения, объяснения и рекомендации по тому или иному вопросу.
Делопроизводством заведовал фабричный инспектор.12
На фабричную инспекцию возлагались следующие обязанности:
- Наблюдение за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих и о посещении ими начальных училищ;
- Попечение об учреждении особых школ для доставления малолетним рабочим первоначального образования, а также о приспособлении для этих целей существующих народных училищ, при содействии, в потребных случаях, местного учебного начальства;
- Составление, при участии членов местной полиции, протоколов о нарушении упомянутых в пункте 1 сей статьи постановлений и передача сих протоколов в надлежащие судебные установления;
- Обвинение в суде виновных в совершении означенных в п.3 сей статьи проступков;
- Наблюдение за исполнением фабрикантами и рабочими правил, определяющих их обязанности и взаимные между ними отношения;
- Распорядительные действия по применению правил, издаваемых Главным по фабричным и горнозаводским делам Присутствием, а также обязательных постановлений, издаваемых Губернским или Областным фабричным и горнозаводским делам Присутствиями, и надзор за исполнением сих правил и постановлений;
- Рассмотрение и утверждение такс, табелей, расписаний и правил внутреннего распорядка, составляемых фабричными управлениями для руководства рабочих;
- Применение мер к предупреждению споров и недоразумений между фабрикантами и рабочими, путём исследования на месте возникших неудовольствии и миролюбивого соглашения сторон;
- Возбуждение преследования, а в подлежащих случаях и обвинение в суде виновных в нарушении правил, изложенных в статьях 42 до 113 и 570;
- Исполнение поручений Губернаторов по осмотру и описаниям фабрик и заводов, по освидетельствованию паровых машин и котлов, по составлению описей и оценок фабричных заведений и т.п.;
- Надзор за исполнением правил о паровых котлах, издаваемых на основании статьи 13 Устава о Промышленности фабрично-заводской и Ремесленной (изд. 1913 г.).
- Надзор за исполнением правил о распределении и продолжительности рабочего времени и издаваемых на основании статьи 201 правил;
- Собирание, проверка и предварительная сводка статистических сведений о состоящих в районе их деятельности промышленных заведениях;
- Наблюдение за деятельностью сельских ремесленных учебных мастерских, а также технических и ремесленных учебных мастерских и курсов за правильною постановкою в них учебного дела и за расходованием отпускаемых на мастерские и курсы из казны сумм и специальных средств.13
Как видно из этих пунктов 34 статьи Устава о промышленном труде фабричная инспекция имела огромное поле деятельности, и ей обязаны были оказывать помощь все губернские и уездные государственные и земские чиновники. Чины городской и уездной полиции обязаны были сообщать фабричной инспекции о всех случаях нарушения порядка и благоустройства на фабриках и заводах, и оказывать должное содействие.14
Обязанности фабричной инспекции расширились. Округа были упразднены, а фабричный надзор осуществлялся по губерниям. В каждой губернии были учреждены фабричные инспектора, а в более промышленных губерниях добавлялись должности старших инспекторов. Однако, 7 июня 1899 года Россия вновь была разделена на фабричные округа и учреждено Главное по фабричным и горнозаводским делам Присутствие.
Это нововведение было вызвано значительным увеличением численного состава фабричных инспекторов.15
7 июня 1913 года в связи с расширением штата вновь были введены дополнения. Кандидатов на должности фабричных инспекторов и Делопроизводителей при Старших фабричных инспекторах также передали в ведение Министра Торговли и промышленности, а не губернаторов.16
Казалось, фабричная инспекция получила возможность широкой самостоятельности и личной инициативы в служебных действиях. Однако по всему пространству России не было единства понимания и применения закона, что являлось необходимым условием для правильного действия фабричной инспекции. Поэтому правительство решило, что все неудобства будут устранены с введением округов. Окружные инспектора должны были их устранить, и на них возлагалась разработка статистических сведений, сбор которых сделает более чётким понимание законов о промышленных предприятиях, как самими фабричными инспекциями, так и частными предпринимателями и рабочими фабрик и заводов.17 О непонимании законов промышленниками и рабочими отмечал ещё в 1889 году первый фабричный инспектор Воронежского округа В.И. Миропольский: «При первых поездках по фабрикам Воронежского округа, я встретил, как и помощник мой, почти повсюду полное неведение постановлений о малолетних рабочих и о фабричной инспекции. …Многие промышленники с недоумением спрашивали, что за дело Правительству до детей, и с какой стати на них обратили такое внимание, им казалось, что заниматься такой мелочью, как работающие в фабричных заведениях дети, как будто не соответствует достоинству Правительства, другим новый закон представлялся не нужным, стеснительным и являлся как бы вторжением в домашнюю жизнь и дела промышленника; иные же (искренне или лицемерно) находили закон жестоким именно по отношению к самим детям, ибо, по мнению таких защитников детских интересов, новый закон лишает, будто бы, детей возможности зарабатывать хлеб насущный и может приучить их к праздности. Не мало встречалось и таких, которые, не стесняясь, находили закон малолетних излишним, потому, что, будто, работа детей в промышленных заведениях так для них легка и занимательна, что её и нельзя собственно назвать работою; по их словам, на заводах и фабриках малолетние, в сущности, не работают, а играют, большая же часть промышленников обыкновенно заявляла, что они держат детей по милости да из сострадания к их бедности… Рабочие не знали и вследствие этого, не понимали новый закон. Однако после разъяснения взрослые рабочие выражали сожаление о том, что такого закона не было в их время, когда они (рабочие) были малолетними, «тогда бы» — говорили они – «у нас и сила сбереглась, и болезней было бы меньше» и т.п. Особенно чутки, оказались к смыслу закона женщины-матери; они к нему относились сочувственно, даже и в тех случаях, когда им приходилось лишиться детского заработка, вследствие удаления их детей с фабрики, как не достигших 12-летнего возраста».18
Для пропаганды закона и разъяснения его основных положений фабричный инспектор В.И. Миропольский напечатал свою статью во всех губернских газетах Воронежского фабричного округа, раздал её типографические оттиски промышленникам этого округа. Кроме этого раздал полицейским властям, чинам акцизного ведомства и другим 250 экземпляров, изданного Сборника постановлений о малолетних рабочих.19
Недовольство промышленников и купечества новым законом о создании фабричной инспекции оформилось в Особую записку, которую они подали в 1887 году, присутствовавшему на нижегородской ярмарке министру финансов И. Вышнеград-скому. В записке, направленной против фабричной инспекции говорилось: «Не прошло и года со дня открытия действия этого института, а уже известно, сколько им возбуждено недоразумений и вызвано неприятностей. Русские промышленники, оглядываясь на долгое спокойное и патриархальное прошлое русских производств, смеют думать, что они заслуживают у власти большего доверия, чем то, которое им оказано введением стесняющего как их, так и их рабочих нового промышленного закона, отдающего часто целое предприятие на милость и немилость лица, в фабричном деле некомпетентного и не имеющего ничего общего ни с интересами государства, ни с нуждами промышленности».20 Однако, это ходатайство не имело результата угодного промышленникам закона о фабричной инспекции. Однако, прошло 15 лет и Правительство, как видим, продолжает преодолевать в 1899 году на местах тоже непонимание, проводимых законодательных шагов в области промышленности.21 По закону 7 июня 1899 года Губернское фабричное Присутствие было реорганизовано в Губернское по фабричным и горнозаводским делам присутствие. Это объединение потребовало и изменения в их составе. Оно было пополнено представителями горной инспекции.22 На присутствие возлагались: 1.Издание инструкций, наказов и правил в развитие действующих законов о надзоре за соблюдением на фабриках и заводах и горных промыслах должного порядка и благоустройства, о найме рабочих, об отношениях между хозяевами и рабочими, о продолжительности и распределении рабочего времени; 2. Издание общих правил о мерах, которые должны быть принимаемы для охранения жизни, здоровья и нравственности рабочих, а также о мерах по организации врачебной помощи; 3.Постановление решений об отмене тех из определений и обязательных постановлений местных присутствий, которые окажутся несогласными с законом и изданными в его развитие правилами; 4.Разрешение жалоб на определения и обязательные постановления местных присутсвий; 5.Разрешение сомнений, встречаемых губернскими присутствиями при применении узаконений и административных распоряжений; 6.Обсуждение других вопросов, относящихся к компетенции присутствия.23
Губернские присутствия занимались надзором за соблюдением законов и постановлений на заводах и фабриках своего округа, об учёбе детей в начальных училищах, о здоровье рабочих и организации врачебной помощи, разбором жалоб рабочих и промышленников и т.д. Кроме этого губернские присутствия имели право издавать обязательные постановления лишь в развитие и применение их к местным условиям.24 Таким образом, фабричная инспекция сосредоточила все важнейшие формы надзора.25 Какое значение правительство придавало роли фабричной инспекции в развитии промышленности, формировании отношений между владельцами промышленных предприятий и наёмными рабочими в России, можно судить по росту штатов фабричных инспекторов, что видно из таблицы 1.
Таким образом, в 1899 году в штате фабричной инспекции, кроме чиновников Главного по фабричным и горнозаводским делам Присутствия и чиновников окружных и губернских канцелярий, значилось 257 человек. Всего же на окружные инспекции правительство затратило в этом году 1.040. 360 рублей.27
Первыми фабричными инспекторами были врачи, педагоги, технологи.
В.П. Литвинов-Фалинский о первом составе инспекторов писал: «Первый состав фабричной инспекции был превосходен и в нравственном, и в умственном отношениях, в особенности в сравнении с многими другими отраслями нашей администрации».29
Последующие фабричные инспектора имели главным образом техническое образование, согласно законодательству о промышленном труде.30
Документальные источники позволили заключить, что фабричная инспекция заставляла выполнять статьи Устава о промышленном труде, заставляла предпринимателей улучшать условия труда и быта рабочих, и особенно женщин, малолетних детей и подростков. Но зависимое и бесправное положение рабочих по отношению к владельцу и его управителям, фабричная инспекция уничтожить не могла, а скорее не хотела. Не заставляла она предпринимателей, и выполнять законодательство о труде. Фактически фабричные инспектора были лишь посредниками, «третейными судьями» при конфликтах между предпринимателями и рабочими. Они стремились примирить стороны, что им чаще всего и удавалось достичь. Рабочие считали, что дело доводить до суда не стоило, так как они лишались заработка на долгое время.
Однако необходимо признать, что фабричные инспектора повлияли на организацию обучения рабочих грамоте и особенно малолетних рабочих и подростков. Своими статьями в местной и центральных периодических изданиях о фактах из жизни рабочих они будоражили общественное мнение, возбуждали в различных слоях русского общества интерес к «рабочему вопросу» в России.
Автор: Антонова Т.Г.
Примечания:
1 Дементьев Е.М. Фабрика, что она даёт населению, и что она у него берёт. М.1893 г. с.171; Кирьянов Ю.И. Фактор мотивации труда в Российском фабрично-заводском законодательстве. 1835-1917г.с.1.
2 Дементьев Е.М. Фабричное законодательство. С.199.
3 Литвинов-Фалинский В.П. Указ. соч. с.25-26.
4 Литвинов-Фалинский В.П. Указ. соч. с.292.
5 Воронежский фабричный округ. Отчет фабричного инспектора В.И.Миропольского за 1885 год. СПб. 1886. с.1.
6 Там же. с.1.
7 ПСЗ.III. СПб. 1888 г. V. № 3769. с.266-270.
8 Литвинов-Фалинский В.П. Указ. соч. с.294.
9 Устав о промышленном труде. ПСЗ. Т.XI. Ч.2. Изд. СПб. 1913.с.11.
10 Там же. статья 33. с.12-13.
11 Дементев Е.М. Фабричное законодательство. Указ.соч. с.201.
12 Литвинов Фалинский В.П. Указ. соч. с.295.
13 Устав о промышленном труде. Раздел I о надзоре за промышленными предприятиями. Т.XI. Ч 2. СПб. 1913. статья 34. с. 13-14.
14 Устав о промышленном труде. Раздел I. статья Ч.1. с. 15.
15 Литвинов-Фалинский В.П. Указ. соч. с.300.
16 Устав о промышленном труде. Раздел I. статья 38. с. 14.
17 Литвинов – Фалинский В.П. Указ. соч. с.300-301; Устав о промышленном труде. Раздел I. пирмечание I к статье 34. с.14.
18 Отчёт фабричного инспектора В.И. Миропольского за 1885 год. Воронежский фабричный округ. СПб.1886. с.3-5.
19 Там же. с.5.
20 Литвинов – Фалинский В.П. Указ. соч. с.317.
21 Литвинов – Фалинский В.П. Указ. соч. с.301.
22 Там же. с. 302.
23 Литвинов Фалинский В.П. Указ. соч. с. 305.
24 Там же. с.305.
25 Там же. с.306.
26 Литвинов – Фалинский В.П. Указ. соч. с. 308.
27 Там же. с.308.
28 Схема составлена на основе данных Устава о промышленном труде. Т. XI. Ч.2. СПб. 1913. статьи 30, 31,35,37,38, 40; Литвинов-Фалинский В.П. Указ. соч.
29 Литвинов – Фалинский В.П. Указ. соч. с. 312.
30 Устав о промышленном труде. Т. XI. Ч.2. СПб. 1913. статья 33.