Каждый период Смуты на Руси рождает своего Распутина. Написано о нем достаточно много. Почти все жизнеописания имеют оттенок бульварного романа. В них больше стремления к сенсации, нежели желания разобраться в этом странном и зловещем феномене российской жизни начала века.
А для чего обращаться сегодня к событиям почти вековой давности? Так сложилось, что каждая смута рождает своего Распутина. Смуты на Руси, увы, повторяются, поэтому иметь представление о феномене Распутина нелишне и нам, встречающим ХХI век.
Распутин родился в 1869 году1 в сибирском селе Покровское Тюменского уезда Тобольской губернии в семье крестьянина Ефима Распутина. Благочестивый отрок с 15 лет превратился в блудодея, вора и хулигана, которого даже наказывали розгами.
Так продолжалось до 25 лет, потом нрав Распутина вдруг резко переменился (сам он объяснял это сильным впечатлением, которое произвел на него монах Мелетий Заборовский,- Распутин однажды вез его от Покровского до Тюмени). В 1893 году, оставив жену и детей, Григорий отправился странствовать по святым местам. За несколько лет он посетил Лавры и многие видные монастыри, побывал в Верхотурье, Сарове, в Одессе, Киеве, Казани, Москве, Петербурге. Добрался до святого Иоанна Кронштадтского и был им принят очень хорошо.
По возвращении Распутина в Покровское слава его стала распространяться далеко за пределы родного села. В 1903 году Григорий впервые посетил Петербург, а в 1905 году поселился здесь. Его необычно яркая личность и феноменальные способности очень скоро обратили на себя всеобщее внимание. Слух о «святом старце», который пророчествует и излечивает болящих, быстро достиг самого высшего общества. Он очень успешно справлялся с различными нервными расстройствами, снимал тики, останавливал кровь, легко снимал головные боли, прогонял бессонницу. Но многие современники считали причиной феноменального воздействия Распутина на окружающих его огромную гипнотическую силу. Многие слабые люди, в особенности истеричные женщины, уже через короткое время совершенно подчинялись его воздействию и теряли собственную волю.
Скоро Распутин стал модным и известным человеком в столице, вхожим в самые великосветские гостиные. Великие княгини Анастасия и Мелиса познакомили его с царской семьей. Первая встреча с Распутиным произошла в начале ноября 1905 года и оставила у императорской четы очень приятное впечатление. Затем такие свидания стали проходить регулярно.
Император и императрица относились к своему гостю по-разному. Для Николая Распутин был прежде всего «русским мужиком». Для императрицы Александры Федоровны Распутин значил гораздо больше. Это было связано с ее глубокой личной драмой. В августе 1904 года2 у императорской четы родился долгожданный сын – цесаревич Алексей. Однако радость родителей была непродолжительной. Прошло несколько недель, и они узнали, что малютка болен тяжелой и неизлечимой болезнью – гемофилией (несвертываемость крови). Тяжелые страдания и постоянное болезненное состояние вызывали синяки и кровотечения в суставах. Мучения горячо любимого сына разрывали сердца родителей. Особенно тягостно сказалась болезнь Алексея на императрице, которая с годами стала страдать истерией. Она все свои надежды возложила на милость Божию. Распутин с его умением останавливать кровь оказался для нее настоящим «Божьим посланником». В способностях Распутина прежде всего надо искать причину огромного влияния на императрицу. Его вид, ласковый голос очень благотворно влияли на Алексея. Несколько раз он был обязан жизнью Распутину. Так, в 1912 году3, во время пребывания царской семьи в Спале, Алексей едва не умер после сильнейшего кровоизлияния. С этого времени авторитет Распутина в глазах императрицы стал безграничным.
Каждый день Распутин принимал множество людей. Многие приходили к нему, чтобы выхлопотать повышение по службе или другие льготы, иные с жалобами или доносами, было немало и таких, которые искали в беседе с ним совета и душевного облегчения. Через руки Распутина проходили огромные суммы, задерживалось у него не так уж много – финансовые дела по большому счету его не занимали.
С 1915 года Николай лично руководил армией. Императрица с рвением взялась помогать мужу, но больше навредила ему. Она советовалась во всем с Распутиным, а затем добивалась от мужа нужных ей государственных решений. Распутин был для императрицы главным советником в вопросах внешней и внутренней политики, и в семейных делах царской фамилии. Распутин был не просто советником, но и эталоном для оценки других людей. Александра не особенно заботилась, чтобы будущий министр имел специальную подготовку. Значение имело то, чтобы он был приемлим для божьего человека. По советам Распутина назначались и смещались даже самые высшие лица государственного и церковного управления. За 16 месяцев с июля 1915 года4 Россия пережила министерскую чехарду: за это время сменилось 4 премьер-министра, 5 министров внутренних дел, 4 министра сельского хозяйства и 3 военных министра.
Переходя к изучению влияния Распутина на ход верховного управления, на смену и назначения министров и церковных иерархов, мы должны подчеркнуть, что описанные явления развернулись на фоне маразма не только бюрократии и самодержавия, но и всего русского буржуазного общества: маразма дворянства, повторявшего лишенные всякого содержания формулы; духовенства, утратившего всякую связь с народом; интеллигенции, уклонявшейся от воинской повинности.
В разной тональности выдержаны воспоминания о Распутине. Наиболее объективными исследованиями представляются спустя годы после их первой публикации книги С.П.Белецкого5 и Н.Н.Евреинова6. Впрочем, С.П.Белецкому, бывшему директору Департамента полиции, трудно быть объективным по всем позициям, да и писал он на основе личных воспоминаний, но знал много. Что же касается Н.Н.Евреинова, то этот блиставший в начале века литератор, публицист, искусствовед предложил не только собственную версию «феномена» Распутина, но и анализ большого числа свидетельств его фантастического возвышения при российском императорском дворе.
Мемуаристы и исследователи, обращаясь к личности Распутина, более всего пишут о Распутине-гипнотизере, шарлатане, актере-лицедее, развратнике и т.п., — так или приблизительно так раскрывается «тайна» Распутина такими мемуаристами, как С.П.Белецкий, Морис Палеолог. Но, как справедливо замечает Н.Н.Евреинов7, были и ранее при императорском дворе всевозможные гипнотизеры, шарлатаны-целители, юродивые, но никто из них не сумел добиться «положения»8, равного распутинскому. В Распутине не только сосредоточились все качества, которыми обладали временные или постоянные фавориты дома Романовых, но и нечто, присущее лишь ему одному. Н.Н.Евреинов видит сугубо распутинское в своеобразной «маске» — в первоначально-культовом значении маски в смысле личины божества. В этом, по мнению автора, и состоит тайна распутинского лицедейства. Распутин был, по мнению Евреинова, эпилептиком, страдавшим явной религиозной манией, в результате гипноза своей «мифологической маски»9 покорившим слабую волю и императорской четы, и царского двора, а благодаря природной сметке, добившимся исключительного материального положения и власти в государстве Российском накануне смутного времени.
А что влекло к Распутину государя? Тут уже другая его способность выходит на передний план. Морис Палеолог10 цитирует самого Николая II: «Когда у меня забота, сомнение, неприятность, мне достаточно пять минут поговорить с Григорием, чтобы тотчас почувствовать себя укрепленным и успокоенным. Он всегда умеет сказать мне то, что мне нужно услышать»11. Стало быть, говоря современным языком, экстрасенс? А если и так, в чем укорить здесь уставшего на государственной службе императора? У каждого уважающего себя государственного деятеля сегодня есть курирующий его психолог, а то и психотерапевт. Лишь бы сугубо медицинские консультации не оказывали влияния на жизнь государства.
Сколь бы ни была условна роль личности в российской истории, стоит изучать страницы этой истории. Конечно же, не распутины делают историю. Обычно они появляются в нужный момент. И потому каждая смута на Руси имеет своего Распутина…
Авторы: Запорожцева Ю.Е., Сафронов О.С.
Примечания:
- Рыжов К.В. 100 великих россиян. – М.: Вече, 2000. — С.435.
- Верт Н. История советского государства. 1900 – 1991: Пер. с фр. – М.: Прогресс – Академия, 1992. – С.300.
- Миронов Г.Е. История государства Российского. ХIХ век. – М.: Книжная палата,1995. – С.611.
- Сидоров А.Л. Последний временщик последнего царя.//Вопросы истории. — №12,1964. – С.90.
- Белецкий С.П. Григорий Распутин. – П.: Былое,1923. – С.58.
- Евреинов Н.Н. Тайна Распутина. – М.: Былое,1924. – С.150.
- Там же. – С.155.
- Там же. – С.162.
- Там же. – С.170.
- Палеолог М. Распутин. – М.: Былое,1923. – С.112.
- Переписка Николая и Александры Романовых. T. III. – М.; Л., 1917. — С.207.