Ренессанс привнёс в европейскую культуру и прочно закрепил в ней в качестве одной из её главных особенностей обращение к «светлой античности» (в противоположность «тёмным векам» Средневековья). Это обращение к античности привело к пересмотру представлений об историческом времени. Дело в том, что христианская историография, возникшая на основе Ветхого Завета и в своих основах сформулированная к середине I тыс. н.э., носила линейный и эсхатологический характер. В отличие от циклического времени античной мифологии, христианство мыслило историю как движение от одного эсхатологического события – грехопадения (явления Христа, Его распятия и воскрешения) к другому – апокалипсическому концу света и Страшному суду.
По мнению многих исследователей, современная историография является секуляризированной наследницей христианской историографии. Карл Лёвит, например, в своей книге «Смысл в истории» утверждал, что идея исторического прогресса, а также идея всеобщей истории возникают внутри эсхатологических моделей в виде всеобщего движения вперед к некоей цели. Он писал: «И сегодня мы, задумываясь о единстве всеобщей истории и прогрессивном движении к некоей конечной цели, или хотя бы к «лучшему миру», всё ещё принадлежим пророческому и мессианскому монотеизму; мы всё ещё иудеи и христиане, как бы мало мы ни думали о себе в таких терминах» [1].
Аналогичной позиции придерживался и Р.Дж. Коллингвуд, отмечавший, что «всякая история, написанная в соответствии с христианскими принципами, неизбежно будет всеобщей, провиденциальной, апокалипсической и разбитой на периоды» [2].
Безусловно, появление всеобщей историографии прогресса не может считаться прямым продуктом секуляризации провиденциальной истории. Эсхатон всегда связан с трансцендированием истории, выходом из неё во вневременное измерение, в то время как прогресс имманентен истории и не предполагает «скачка вовне» (в этом смысле нельзя согласиться с Коллингвудом, утверждавшим, что «апокалипсическая идея стала общим местом» современной историографии) [3].
Историография прогресса, конечно, не просто воспроизводит модель христианской историографии, наполняя её новым содержанием. Она берёт у христианской историографии идею линейного прогресса и всеобщности, но элиминирует эсхатологический момент, который эту линейность первоначально мотивировал. Эсхатон составлял главную проблему христианской историографии как таковой, хотя и придавал ей телеологический смысл. Господствующей моделью обращения с непровиденциальными событиями была августиновская доктрина двух градов – небесного и земного, предполагавшая наличие двух исторических потоков. Попытка интегрировать эти два потока была предпринята Августином в сочинении «О христианской доктрине», где он писал: «Хотя человеческие институции прошлого описаны в историческом повествовании, сама история не может быть отнесена к человеческим институциям; дело в том, что те вещи, которые миновали и не могут быть вызваны вновь, принадлежат порядку времени, чьим творцом и владыкой является Бог» [4].
Таким образом, хотя события земного града и не относятся к сфере божественного, они все-таки включены в «порядок времени», относящийся к компетенции Бога. Именно в «порядке времени» земное и божественное встречаются. Между тем существует такой «порядок времени», который носит принципиально иной характер, чем тот, который порождён Богом. Это «порядок времени» языческой культуры и языческих богов. Именно он создаёт явление, которое получило название «современность несовременного», которое располагается «по ту сторону чёткого чередования диахронного и синхронного» [5].
По существу, христианское и языческое время не пересекаются или, вернее, пересекаются только в точке наблюдения, когда христианин из своего времени созерцает языческое время. Но даже в этой точке пересечения разные временные потоки не в состоянии интегрироваться. «Новая наука» Джамбаттиста Вико была одной из последних попыток интегрировать римскую историю в провиденциальную цепочку событий.
В Новое время идея эсхатологической истории вступила в противоречие с идеей прогресса, которая характерна для рационалистической историографии. С точки зрения рационализма XVII века и эпохи Просвещения, человечество движется от варварства к цивилизации и культуре, от насилия к уважению прав человека, от угнетения к свободе. Уже в эпоху Ренессанса и Реформации представления о линейной провиденциальной истории начинают соседствовать с представлениями о циклической или линейной истории, не подчинённой целевой идее апокалипсиса.
Это возникновение параллельной истории обычно связывается с возрождением античных богов внутри христианской цивилизации [6]. Циклическая история как бы проникала в христианский мир через языческие символы.
Античные боги «возродились» в Средние века и в эпоху Возрождения в виде планетарных символов, сохранившихся в астрологических трактатах и через астрологию стали влиять на ход исторических событий, оказавшись соотнесёнными с провиденциальной христианской историей, подчинённой воле христианского Бога (из которой они были при этом исключены).
Астрология помещала родившегося младенца под знак античного бога, в то время как его христианское крещение помещало его под покровительство христианского святого. Один из «отцов» Реформации Меланхтон, например, готов был признать два дня своего рождения: один по церковному календарю, а другой – соответствующий мистической комбинации планет. Тем самым он как бы помещал себя в два слоя истории.
Пророчества, основанные на влияниях астрологических символов, широко использовались в политических целях, вызывая страх, ожидание катастроф и, соответственно, влияя на политические события.
Астрология проникает в культуру Ренессанса в сопровождении двух «типично астрологических» (Эудженио Гарэн) понятий «революции» и «возрождения». Революция первоначально понималась как обращение светил, как круговое движение. Темы «обновления» (renovatio) и «изменения» (translatio) – в своей сущности астрологические [7]. Как выражение неотвратимого детерминизма космоса, они с самого начала выступали в противоречие с идеей человеческой свободы и свободы воли [8]. Само по себе возвращение античных богов в культуру Ренессанса было лучшим выражением этого циклического возвращения назад, «возрождения».
Астрология не просто даёт предсказания; она обнаруживает детерминизм в ходе исторических событий, а следовательно, способствует их интеграции в единство исторического времени. Именно поэтому во Франции, например, существовал строгий запрет на составление гороскопов монархов. В 1701 году был арестован и брошен в Бастилию астролог Анри де Барди, осмелившийся составить королевский гороскоп. Одним этим он символически лишил короля суверенности, поставив его в зависимость от влияния планет.
Языческие символы входят в мир не как остатки древнего иррационализма, но как выражение нового рационализма, как проявление промежуточной практики между магией и математикой, господствующей в построениях гороскопов. Античные боги одновременно являются символическими остатками иррационального мира прошлого и знаками нового типа рациональности. С одной стороны, они причастны тотальному детерминизму, своего рода фатализму. С другой стороны, они мыслятся в категориях чуда, которое выходит за рамки природного детерминизма. Эрнст Кассирер писал о постепенном подавлении «демонического» начала в астрологии и движении последней в сторону науки: «Чисто «первобытный», демонический элемент в астрологии удаляется, и на его месте остаётся только мысль о ненарушимой регулярности происходящего, не знающей исключений и случайностей; «демоническая» причинность веры уступает место причинности науки» [9].
Жан Антуан Кондорсе в «Эскизе исторической картины прогресса человеческого разума» (1793) суммирует представления эпохи Просвещения о прогрессе. Он пишет о том, что человечество постоянно меняется в сторону усовершенствования человеческого разума. История поэтому может описываться как череда моментов таких прогрессивных изменений.
Но результат, который представляет каждый момент, зависит от тех результатов, созданных предыдущими моментами, и влияет на тот из моментов, который последует за ним. Эта картина, таким образом, – историческая, потому что она подвержена непрерывным изменениям, она возникает из последовательного наблюдения за человеческими обществами в различные эпохи. Она должна представлять порядок этих изменений, описывать влияние, которое оказывает каждый момент на тот, который его замещает, и таким образом показывать в тех изменениях, которые претерпел человеческий род, беспрерывно обновляясь в ходе бесконечных веков, путь, который он прошёл, движение, которое он совершил к истине и счастью [10].
Прогрессивное движение, картину которого стремится нарисовать Кондорсе, – это строго детерминистическое движение. Один момент не просто хронологически следует за другим, он из него вытекает с неотвратимостью физических следствий. История описывается Кондорсе как телеологическая цепочка причин и следствий, характерная не столько для истории, сколько для природных, физических процессов. Кондорсе буквально уничтожает различие между природой и историей, делая это в духе классической механики. Один момент у него не просто следует за другим, а его «замещает».
Рациональность в XVIII веке всё больше связывается с историей как чистой причинно-следственной линейностью. Такого рода линейность восходит не столько к христианской историографии, сколько к древней (идущей от Платона и Аристотеля) идее «великой цепи бытия», предполагающей, что мир, созданный Богом, должен быть отмечен абсолютной континуальностью и полнотой. Он не терпит провалов и зияний и основывается на градации и непрерывности. Традиция «великой цепи бытия» обнаруживается и в принципе достаточного разума Лейбница, и в метафизике Спинозы. «Понимание мира как Цепи Бытия, основанной на полноте, непрерывности, градуированности, достигло самого широкого распространения и признания в XVIII веке» [11]. К этой традиции принадлежали Болингброк, Дидро, Кант, Гердер, Шиллер [12].
Непрерывность цепочки бытия, в том числе и исторического, делает крайне затруднительным представление о параллельных историях, отменяющее и всеобщность истории, и идею полноты, отсутствия провалов, и, главное, представление о градуированности, характерной для детерминистической линейности. Так, господствующим представлением рациональной историографии была идея о том, что христианство, как высшая ступень развития, отменяло язычество как более низкую ступень развития. Но в такой перспективе существование языческих богов в культуре, которая уже столетиями была христианской, оказывалось трудно постижимой аномалией.
Проблема параллельных историй, одна из которых провиденциальна, а вторая относится к архаическому слою исчезнувших богов и устаревших символов, оказывается в центре историософии Джамбаттиста Вико. Вико принадлежит к интеллектуальному движению, начавшемуся в XVI в., но восходящему к более ранним временам, например к известному трактату Боккаччо «О генеалогии богов» (1350-1360). Это движение стремилось прочитать языческую мифологию как эзотерическую науку, скрывавшую под аллегорической формой некую тайную мудрость. Так, Пико делла Мирандола утверждал, что языческие мифы имеют единые мистериальные корни с откровением, полученным Моисеем. В XVI–XVII веках популярной стала идея генеалогического единства язычества и христианства. Немало сил было потрачено на то, чтобы доказать происхождение языческой мифологии от древнего иудаизма. Постепенно, однако, идея прямой генеалогической связи уступила место идее религиозной общности, объясняемой не заимствованием из общего источника, но фактом существования единого Бога, по-разному понимаемого разными культурами. Отсюда теория всеобщей религии, сыгравшая существенную роль в становлении деизма в XVIII в. и теософии в XIX в.
Автор: Сысоев Г.Д.
Литература:
1. Löwith Karl. Meaning in History. Chicago: The University of Chicago Books, 1949. P. 19.
2. Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.: Наука, 1980. С. 49.
3. См.: Тамже. С. 52.
4. Saint Augustin. On the Christian Doctrine (II, XXCIII, 44). Indianapolis; New York: Bobbs-Merill, 1958. P. 64.
5. Koselleck R. Future Past: On the Semantics of Historical Time. Cambridge, Mass.: TheMITPress, 1985. P. 89.
6. См. напр.: Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. С. 286.
7. Garin E. Astrology in the Renaissance: The Zodiac of Life. London: Arkana, 1990. P. 15.
8. Ibid. P. 30.
9. Cassirer E. The Individual and the Cosmos in Renaissance Philosophy. NewYork; Evanston: Harper & Row, 1963. P. 105-106.
10. Кондорсе Ж.А. Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума. М., 1936. С.76-77.
11. Lovejoy A. The Great Chain of Being. New York: Harper, 1960. P. 183.
12. Ibid. P. 183-184.