В Центральном Черноземье во второй половине XIX века быстрыми темпами развивался капитализм не только в промышленности, но и в сельском хозяйстве. Большую роль в этом сыграло строительство железных дорог, в частности Юго-Восточной магистрали. Широкие возможности сбыта хлеба в северные и западные нечерноземные районы, а также за границу оказали значительное влияние на экономический облик края. Важнейшей товарной продукцией стал хлеб, а исключительным занятием сельского населения – земледелие. В связи с этим животноводство превратилось в подсобную отрасль хозяйства, развитие которой также связано с появлением железнодорожного транспорта.
Необходимо отметить, что естественные условия района Юго-Восточных железных дорог, особенно территории Черноземного края, благоприятствовали развитию животноводства, которое включало в себя коневодство, овцеводство, свиноводство и другие отрасли. В то время как в начале XX века по всей России приходилось на 100 жителей только 53,7 единиц скота, в районе дороги на 100 жителей приходилось 71 единица.
Значительное количество скота, приходившегося на единицу населения на террито-рии Центрального Черноземья, позволяло производить отсюда в большом размере отчуждение на внешние рынки. Этому способствовало и ходатайство Воронежской городской управы о размере налога взимаемого с грузов перевозимых по железной дороге Козлов-Воронеж-Ростов. В результате него «с платежа освобождаются перевози-мые по железной дороге лошади, рогатый и вообще всякий мелкий скот» [1; л. 27].
Однако в целом, вывоз из губерний живого скота не представлял в весовом отношении сколько-нибудь заметной величины. Отчасти это было связано с заграничной конкуренцией. Америка и Австралия снабжали Россию продуктами животноводства.
Так, рассматривая движение важнейших грузов в пределах Воронежской губернии по ЮВЖД в 1896 году можно отметить, что со всех станций крупного рогатого скота было отправлено 30362, прибыло 205, лошадей отправили 4226, прибыло 2456, свиней было отправлено 2155, а прибыло 415 [5; с. 108-109].
В конце XIX – начале XX века на территории Центрального Черноземья было достаточно развито свиноводство, носившее в основном потребительский характер. Со временем крестьяне стали переходить от простых пород к улучшенным. Общее поголовье свиней в крае, как и в России, было сравнительно невелико: на 100 человек приходилось 10 свиней (В Германии – 20, В США – 90).
Одной из важнейших отраслей животноводства являлось коневодство. На территории края существовали частные конезаводы. Торговля лошадьми велась на ярмарках, крупнейшие из которых находились в Воронежской губернии.
Потребительский характер носило овцеводство, причем продуктивность его была невелика: убойный вес составлял 1 пуд 20 фунтов, сала 2-8 фунтов, шерсти 5-7 фунтов, живой вес доходил до 3 пудов. Тонкорунное овцеводство существовало лишь у помещиков, которые преследовали торговые цели. Часть шерсти потреблялась губернскими суконными фабриками; от 30000 до 40000 пудов чистой шерсти каждый год вывозилось в основном в Москву и заграницу [2; л. 74]. Нехватка пастбищ также негативно сказывалась на положении в этой отрасли хозяйства.
Разводился и крупный рогатый скот – молочный, рабочий, мясной. Продуктивность молочного скота также была невелика, что делало крайне сложным возникновение молочного хозяйства как самостоятельной отрасли. Низкая продуктивность молочного хозяйства объяснялась нехваткой кормов, вызванной расширением распашек и посевов культур, не дававших корма для скота, например подсолнечника.
Торговля крупным рогатым скотом была развита в Богучарском, Валуйском, Бирюченском, Павловском и Новохоперском уездах Воронежской губернии; в остальных уездах он разводился для удовлетворения собственных потребностей. Продавали скот как внутри губернии, так и за ее пределами. Преимущественно крупный рогатый скот вывозили в Петербург и в Москву. В 1911-1912 году было продано за пределы губернии около 6,5 тысяч голов.
Кроме того, была развита транзитная торговля скотом: из Саратовской губернии он шел на станцию Поворино, из Области Войска Донского на Новохоперск и в Бобровскйи уезд Воронежской губернии, а также на Петропавловку, Бутурлиновку, Воробьевку [3; л. 3]. Далее скот отправлялся, в частности в Тамбовскую, Курскую и Орловскую губернии. Пункты ветеринарного осмотра животных (земские либо государственные) существовали в Новохоперске, Кантемировке, Калаче и других населенных пунктах.
В 80-х годах XIX века развился кризис зернового хозяйства. Он сопровождался упадком животноводства, сокращением поголовья скота. Кормовая база животноводства сильно уменьшилась вследствие распашки лугов и выгонов. Для выхода из этой ситуации корм для скота перевозился по железным дорогам с юга страны, где был хороший урожай. В связи с тем, что он на 75% состоял из соломы (в Московской, Тверской и Вологодской губерниях лишь на 18-20%), продуктивность животноводства была очень низкой.
Таким образом, в конце XIX века положение в сфере животноводства осложни-лось. Малоземелье, распашка последних земельных клочков и низкая урожайность влекли за собой сокращение поголовья скота. Ситуацию в животноводстве пытались из-менить путем выдачи субсидий на его улучшение скотовладельцам. Но это не помогло.
И, тем не менее, в условиях общего хозяйственного кризиса крестьяне черноземной полосы сумели вывести ряд ценных пород домашних животных, имевших значение для всей России. К ним можно отнести породы племенных овец – грубошерстную курдючную (с. Кучугуры Нижнедевицкого уезда) и овчинно-шубную михновскую (Остогожский уезд). Широкую известность получили ливенская и тамбовская породы свиней. В селах, расположенных по Битюгу, была создана, впоследствии исчезнувшая, порода лошадей тяжеловозов-битюгов. Воронежская губерния – родина рабочей лошади, получившей название воронежской упряжной и считавшейся одной из лучших для сельского хозяйства, а также орловского рысака, выведенного Хреновским конным заводом [4; с. 83-84].
В целом, можно отметить, что общие хозяйственные условия, которые повлияли на сокращение размеров сельского хозяйства, отразились и на животноводстве, которое до проведения железных дорог было лидирующей отраслью. Быстрый рост населения требовал как продуктов существования, так и предметов первой необходимости. Это вынуждало население переходить от животноводства к земледелию, которое по своему характеру количественно изменялось. Однако животноводство не могло исчезнуть из жизни людей. Скот не переставал оставаться как товаром потребления, так и товаром вывоза на внутренние рынки и за границу. Этому способствовали появившееся железные дороги, которые внесли свой вклад в развитие экономических связей южных районов европейской части России с центральными и северными регионами.
Автор: Мухина Н.Е.
Литература:
1. ГАВО. Ф. И-21, оп. I, д. 132, л. 27.
2. ГАВО. Ф. И-20, оп. I, д. 1139, л. 74.
3. ГАВО. Ф. И-20, оп. I, д. 1140, л. 3.
4. Долгополов К.В. Центрально-Черноземный район. М.: Государственное издательство географической литературы, 1961. 415 с.
5. Памятная книжка Воронежской губернии 1896 года / Под ред. С. Буренина. Воронеж, 1896. 118 с.