Социальные изменения занимают основное место во многих социологических работах, так как ни общества, ни их составные части никогда не бывают статичными, находятся в постоянном развитии, в процессе перехода из одного состояния в другое. Еще в глубокой древности Гераклит сказал: «Все течет, все изменяется». Основатель социологии О. Конт также отметил эту черту общественной жизни, назвав ее социальной динамикой.
По словам отечественного социолога с мировым именем П. Сорокина ничто в мире не стоит неподвижно, а постоянно изменяется: «День сменяется ночью, ночь опять днем, ни один день не похож на другой, а сегодняшняя ночь не похожа на вчерашнюю; дерево также зелено сегодня, как и вчера, но сегодня оно уже не то, что было вчера и чем будет завтра … Появляются человеческие общества, развиваются и гибнут. Появляются определенные формы общественной организации, определенные формы производства, форм семьи, политического устройства и т.д. живут, развиваются и в конце концов сменяются новыми» [1; С.521-522].
Исследователи, обратившие внимание на этот факт постоянного изменения различных сторон человеческого общежития, пытались ответить на вопрос, как и куда движется общество. Не случайно социология как дисциплина, появилась тогда, когда теоретики попытались понять природу драматических социальных, экономических и политических изменений, связанных с промышленной революцией XVIII-XIX столетий в европейских странах.
Социальные изменения — это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое. Социальное изменение отражает различие между нынешним и предшествовавшим состоянием какого-либо избранного аспекта социальной организации или структуры.
Понятие «социальные изменения» не идентично понятию «социальное развитие». Социальное развитие характеризует лишь определенный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, совершенствования. Социальное развитие – процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах, социальных групповых и организационных структурах и т.д.
По направленности и характеру социальные изменения могут быть прогрессивными и регрессивными, эволюционными и революционными. Прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к социальной системе в целом, к отдельным ее элементам, к структуре и другим параметрам развивающегося общества. Понятие прогресса соотносимо с понятием регресса.
Под регрессом (от лат. regressus – обратное движение) понимается тип социальных изменений, для которого характерен переход от высшего к низшему. Содержание регресса составляют процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых функций; регресс включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. По своей направленности регресс противоположен прогрессу. Между ними существует сложная многосторонняя связь; с одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут происходить в рамках общего прогрессивного развития системы; с другой – при нарастании регрессивных изменений системы в целом отдельные составляющие могут сохранять прогрессивное направление развития.
В общем и целом развитие общества идет по линии нарастания прогрессивных социальных изменений. Тут важно отметить такие показатели как улучшение условий труда, обретение личностью большей свободы, политических и социальных прав, усложнение задач, стоящих перед обществами и увеличение возможностей их решения, развитие науки и образования, техники и технологий. Механизм социального прогресса состоит в возникновении новых потребностей в различных сферах общественной жизни и изыскании возможностей их удовлетворения. Эти новые потребности связаны с поиском и изобретением новых средств труда, общения, организации общественной жизни, с расширением и углублением масштабов научного знания, усложнением структуры творческой и потребительской деятельности человека.
По своему характеру социальные изменения можно подразделить на эволюционные и революционные. Эволюционные процессы – частичные, постепенные изменения, осуществляющиеся как достаточно устойчивые тенденции к увеличению качеств, элементов в социальных системах. Эволюционные изменения могут организовываться сознательно, в таких случаях речь идет о социальной реформе. Реформа – это переустройство, преобразование какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не затрагивающее основ существующей социально-экономической структуры.
Революционные изменения – относительно быстрые, коренные и качественные изменения. Социальная революция представляет собой глубокое качественное изменение, коренной переворот во всей социально-экономической структуре общества. Как эволюционные, так и революционные социальные изменения происходят не только в масштабах общества в целом, но и в рамках отдельных его звеньев и ячеек.
Особенностью толкования социального развития сторонниками эволюционной теории (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм и др.) была вера в безграничный прогресс общества, признание объективного поступательного характера социального развития; прямолинейного движения к более совершенному состоянию.
О. Конт подразумевал под социальной динамикой однонаправленные поступательные процессы общественного развития, исключающие скачки и перерывы. Социальные революции признавались только в качестве деструктивного фактора, нарушающего нормальный ход социального развития. Обосновывая идею социального прогресса, Конт писал: «Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения»[2; С.55]. При этом интеллектуальная эволюция человечества определяет, по мнению ученого, содержание и направленность всех сторон прогрессивного развития общества, является как бы внутренней субстанцией этого процесса. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к форме позитивной обуславливает переход от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, что осуществляется благодаря человеческому разуму.
Один из наиболее влиятельных русских социологов М.М. Ковалевский также был сторонником теории общественного прогресса. Обосновывая закономерный и в целом прогрессивный, поступательный характер развития человеческого общества, Ковалевский не отрицал ни многих фактов застоя или топтания общества на месте, ни попятных, регрессивных движений, которые также бывают в истории. Но побеждает все-таки «закон прогресс» — всеобщий социологический закон, проявляющийся в «расширении сферы человеческой солидарности» [3; С.108]. По Ковалевскому, «все народы участвуют в мировом прогрессе», который должен привести их к объединению в единое «мировое солидарное общество». Ковалевский исходил из того, что все народы проходят одни и те же стадии развития, но не одновременно. Это обстоятельство, по мнению ученого, делает необходимым использование сравнительно-исторического метода, с помощью которого можно получить представление о прошлом народов, ознакомившись с современной жизнью отсталых стран, а также о будущем последних, учитывая достижения современных передовых стран.
Эволюционные теории видели в индустриализированных странах представителей наиболее высокой стадии долгосрочного процесса развития, начавшегося с гораздо более простых форм. Доиндустриальные (аграрные) общества либо простые, живущие охотой и собирательством, — считались примером более ранних стадий развития, и индустриальный мир оставил их далеко позади. Эволюционные теории, следовательно, объединяют два суждения: эволюционное продвижение вперед предполагало развитие сложных форм социальной организации из простых посредством увеличения дифференциации социальной структуры и специализации функций; подобные структурные изменения предусматривали параллельный процесс продолжения нравственного, интеллектуального и эстетического развития. Однако концепции линейного прогресса общества оказались неспособны объяснить попятные движения и кризисы, распады обществ и целых цивилизаций.
Ограниченность классического эволюционизма в XX в. преодолевалась путем поиска новых подходов к социальным изменениям. В циклических теориях развитие общества понимается не как прямолинейный процесс движения к более совершенному состоянию, а как своеобразный замкнутый цикл подъема и упадка, повторяющийся по мере его завершения. Циклические концепции развития общества рассматривают социальные изменения по аналогии с маятником, когда выведенное из равновесия под действием каких-либо факторов общество совершает колебательные движения от одной точки к другой, застывая посередине и восстанавливая тем самым свою стабильность.
Цикл является способом существования и сохранения общества. Развитие общества в порядке социально-функциональных циклов свидетельствует о его относительно стабильном состоянии: воспроизводятся естественно сложившиеся социальные общности, устойчивые формы деятельности социальных субъектов, политические, общественные и иные институты, т.е. социальные изменения в рамках одного качественного состояния. Наглядным примером циклического характера социальных изменений служит смена поколений людей. Исторический цикл является единством процесса генезиса, расцвета и распада социальных систем и отражает тот реальный факт, что общество, как и любое материальное образование, имеет определенный срок жизни, по истечению которого прекращает свое существование.
Отражением циклического типа социальной динамики являются теории исторического круговорота Дж. Вико, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби и др. Согласно концепции английского историка А. Тойнби основным законом движения цивилизации является механизм «вызов-ответ». Любая цивилизация сталкивается с тем, что история бросает ей вызов (природные катаклизмы, длительные годы засухи, наводнения, вторжение извне). Цивилизация должна приспособиться к новым природным обстоятельствам, найти ответ. Если творческое меньшинство – совокупность одаренных, интеллектуальных, этически возвышенных людей – находит удачный ответ, то цивилизация продолжает существовать, если же накапливаются не совсем точные или совсем неточные ответы, цивилизация из стадии развития переходит в стадию упадка [См.: 4].
По мнению автора теории культурно-исторический типов Н.Я. Данилевского, в судьбе каждой цивилизации наблюдается типичный цикл развития. Первая фаза — возникновение цивилизации, когда она утверждает свою культурную и политическую автономность. Вторая фаза – процветание – когда цивилизация полностью развивается и раскрывает свой творческий потенциал. Эта фаза, как правило, непродолжительна (400-600 лет) и заканчивается, когда запас творческих сил иссякает. На третьей фазе наблюдается застой и постепенный упадок цивилизации [См.:5].
Вариантами циклического движения является движение по кругу, маятникообразные колебания социальных процессов, последовательность циклов в форме спирали, циклы в виде волн.
Ведущий представитель структурного функционализма Т. Парсонс и некоторые другие современные ученые придерживаются мнения, что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Общества имеют тенденцию становиться все более дифференцированными в своих структурах и функциях, однако это не означает, что эволюция носит неизбежный характер или что более простые формы должны исчезнуть [См.: 6].
Помимо теории социальных изменений Т. Парсонса, необходимо отметить однофакторные теории социальных процессов, которые пытаются найти какой-то один ведущий фактор исторического развития. Социокультурные теории ставят во главу угла изменения, происходящие в мировоззрении, религиях, системах ценностях, менталитете социальных групп, обществ и эпох (П. Сорокин). Индустриально-технологические теории интерпретируют социальные изменения как в той или иной степени производные от уровня развития индустриальной технологии и техники, например, «стадии экономического роста» У. Ростоу. Социально-экономические теории, к которым относится, прежде всего, марксизм, полагают, что развитие материального производства в конечном счете предопределяют изменения всех других сторон и сфер общественной жизни.
Каждая из этих теорий имеет свои достоинства, однако, ни одна из них не дает универсального объяснения всех социальных изменений. Очевидными трудностями теории социальной эволюции является: во-первых, предположение об однолинейности, т.е. о наличии одного пути развития, через который пройдут все общества; во-вторых, неспособность сказать многое о промежуточных стадиях развития между простыми и сложными обществами и процессах, приведших к изменениям; в-третьих, неспособность объяснить попятные движения и кризисы, распады обществ и целых цивилизаций. Ограниченность циклических концепций состоит в отрицании универсальности и поступательности социального развития.
Автор: Чекменёва Т.Г.
Библиографический список:
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
- Социология Конта в изложении Риголажа. СПб., 1898.
- Ковалевский М.М. Современные социологи. СПб., 1905.
- Тойнби А. Дж. Цивилизация перед судом истории: Сб. М., 2003.
- Хачатурян В. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского: логика и противоречия // Общественные науки и современность. 2003. №2.
- Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М., 1996.