Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)

Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921)

По мнению Петра Алексеевича Кропоткина, справедливость — это второй общественный инстинкт, присущий человеку. Этот инстинкт более молодой, чем взаимопомощь, поэтому он выражен менее ясно. Но справедливость — это достаточно сильный инстинкт, который заставляет человечество совершать социально политические движения, направленные на уничтожении несправедливости. «Затем мы можем счесть доказанным, — писал П.А. Кропоткин, — что по мере того, как взаимопомощь становится утвердившимся событием в человеческом обществе, и, так сказать, практикуется инстинктивно, сама эта практика ведёт к развитию чувства справедливости с его неизбежным чувством равенства или равноправия и равенственного самосдерживания». [1]

П.А. Кропоткин раскрыл сущность категории «справедливость» в монографиях «Нравственные начала анархизма», «Этика», а также рассмотрел вопросы о происхождении справедливости и об её месте в обшей системе этики в работе «Справедливость и нравственность» и др. [2]

Но мнению П.А. Кропоткииа, справедливость — это выражение равенства. В работе «Нравственные начала анархизма» Кропоткин писал: «Равенство во взаимных отношениях и вытекающая из него солидарность — вот самое могучее оружие животного мира в борьбе за существование. Равенство — это справедливость». [3] П.А. Кропоткин рассуждал, что справедливость — это сознательное взаимное ограничение свободы одного индивида свободой другого, следовательно, равенство является гарантом социальной возможности для каждого индивида. Кропоткин писал: «Основой всякой нравственности должна быть идея Равенства, ставшая агрессивной, а не просто пассивной добродетелью. Оттого держалось и держится рабство, что отпор порабощению не возведён в агрессивную обязанность. Точно так же не будет международности, пока каждый не признает своей священной обязанности (как признавал Гарибальди) «опоясать меч» и идти на защиту всякой угнетённой народности». [4] П.А. Кропоткин считал доказанным, что благосостояние и счастье народа, класса не могут быть основаны, даже временно, на угнетении других народов, классов, рас. Следовательно, счастье человечества приближается по мере исключения несправедливости.

П.А. Кропоткин подчёркивал, что понятие о справедливости человек мог получить из возмездия животного мира. «Мысль о «справедливости», — писал П.A. Кропоткин, — понимаемая в начале как возмездие, связана, таким образом, с наблюдениями над животными». [5]  Первобытный человек боялся возмездия животных, поэтому, он не называл зверя по имени; когда убивал, то просил у духа животного прошения и т.д. По представлению П.А. Кропоткина, таким путём человек мог получить понятие о равенстве, гармонии в природе и о возмездии за нарушение установленного порядка. Впоследствии, понятие о равенстве, справедливости, человек перенёс и на человеческое общество. Таким образом, понятие о справедливости появилось в человеческом мире благодаря наблюдению за внешним миром.

В первобытном племени, по мнению П.А. Кропоткина, уже существовало понятие о справедливости и понималось оно, как восстановление нарушенного равноправия. В статье «Справедливость и нравственность» Кропоткин писал: «И действительно, у первобытного человека развивалось мало-помалу новое понятие, более сознательное и более высокое: понятие о справедливости, и для дальнейшей выработки нравственности это понятие стало основным, необходимым». [6] По мнению П.А. Кропоткина, в первобытнообщинном роде дикарь осознавал себя только как часть рода, понятие индивидуального не существовало у него. Поэтому, считал Кропоткин, все несчастья рода воспринимались человеком, как свои собственные. П.А. Кропоткин рассуждал, что равноправие в роде — основа его существования и залог его благополучия, поэтому всякое нарушение равноправия должно было привести к беде. Следовательно, подчёркивал П.А. Кропоткин, восстановление нарушенного равноправия — чрезвычайно важное обязательство, которое обеспечит сохранность и выживание рода вследствие естественного отбора. Поэтому, выживали и расселялись именно те племена, в которых справедливость существовала как закон, выполнение которого было обязательно для всех членов данного племени. П.А. Кропоткин указывал, что понятие о справедливости передавалось не только в виде морфологического сказания, но и постепенно закреплялось в виде инстинкта, который передавался по наследству.

П.А. Кропоткин подчёркивал, что у первобытных людей понятие о справедливости было разным по отношению к родичу или чужому (особенно, если племя находилось в состоянии войны с чужим племенем). «Таким образом, — писал П.А. Кропоткин, — в жизни человека с самых древних времён вырабатывались два рода отношений: внутри своего рода и с соседними родами, и гут создавалась почва для столкновений и воин». [7] Первый вид обозначал нравственные законы обязательные для выполнения внутри рода, т.е. в отношении к своим сородичам. Основными понятиями являлись: 1) запрещалось убивать, 2) запрещалось лгать, 3) запрещалось красть, 4) запрещалось прелюбодействовать, 5) предписывалось помогать сородичу. Это правила, определявшие взаимоотношения внутри рода. Но по отношению к чужакам существовал второй род справедливости. Чужака, т.е. человека из чужого рода, можно: 1) убить, 2) оболгать, 3) обокрасть, 4) прелюбодействовать с ним, 5) не помогать.

Рассматривая Библию, П.А. Кропоткин указал, что Библия — это свод нравственных норм родового строя, т.к. в ней проповедуются братство и взаимопомощь внутри своего рода и равнозначимая месть по отношению к чужому. Но Христос проповедовал равенство, которое церковь, уже в лице первых учеников Христа — апостолов Петра я Павла извратила, говоря, что всякое начальство от Бога. «Но своей проповедью повиновения озверевшим кесарям как ставленникам божьим, — писал П.А. Кропоткин, — т.е. признание этих зверей божьими ставленниками, христианство нанесло себе удар, от которого не может оправиться и поныне». Таким образом, по мнению Кропоткина, церковь мешала свободному развитию этики, искажая понятие справедливости. П.А. Кропоткин считал, что справедливость уже была в первобытнообщинном строе сильным и полезным для общества понятием, но с возникновением религии, государства и суда (т.е письменного законодательства) – это понятие стало сильно искажаться. Следовательно, утверждал П.А. Кропоткин, все рассуждения священников, чиновников и юристов о том, что справедливость – это вознаграждение каждого члена общества, которое соразмерю с величиной вклада члена общества в общее дело развития общества — ость ложные софизмы, призванные узаконить несправедливость и неравенство. Так как справедливость, по мнению Кропоткина, — это равноправие, то есть предоставление равных прав каждому члену общества.

В действительности же нет никаких оснований считать, что справедливость есть синоним равенства. Дело в том, что понятие справедливость не тождественно понятию равенство, так как представители разных классов используют понятие справедливость для обоснования своих, присущих только этому классу интересов. И если непривилегированный класс использует понятие справедливость для обеспечения равенства, то представители привилегированного класса считают справедливым то социальное неравенство, которое обеспечивает их исключительное положение в обществе.

Авторы: Сафронов О.С., Швец И.С., Марков Е.В.

Литература:

  1. Кропоткин П.А. Этика: Избранные грузы — С.43.
  2. См.: Кропоткин П.А. Нравственные начала анархизма. – Лондон, 1907.  Он же. Этика: Избранные труды. —  М., 1991. Он же. Справедливость и нравственность. — Пг.- М., 1921.
  3. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды — С.301.
  4. ГРАФ, ф.1129, оп.2, д.45, л.91.
  5. Кропоткин П.А. Этика: Избранные труды — С.65.
  6. Там же. — С.271.
  7. Там же. — С.78.
  8. Там же. — С.110.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *