Выбранная тема: “Взгляды М. А. Бакунина на общественное устройство России” является весьма интересной и, как это не парадоксально, актуальной. Оптимальное общественное устройство страны, определяется, прежде всего, достойными условиями для жизни ее граждан. В России, к сожалению, по последним данным около 30 млн. человек живет ниже черты прожиточного минимума, государство не может обеспечить достойный заработок работникам социальной сферы, а также не может позаботиться должным образом о пенсионерах, ветеранах труда и ВОВ, инвалидах и т.д. Таким образом, удовлетворительные условия для жизни имеют далеко не все россияне. Именно поэтому вопрос общественного устройства является спорной и злободневной темой нашего времени. Обратим внимание на мнение одного из идеологов народничества, главного теоретика анархизма, выдающегося политика М.А. Бакунина по данному вопросу, так как и при его жизни, и в последующие годы его идеи остаются актуальными и дискуссионными среди самых различных слоев общества, а так же являются камнем преткновения для историков, философов и других ученых, которые и сейчас не могут прийти к единому мнению в оценке его научной деятельности.

Бакунин Михаил Александрович — русский революционер. Родился в помещичьей семье в Новоторжском уезде Тверской губернии. Во 2-й по­ловине 1830-х гг. жил в Москве, играл видную роль в кружке И. В. Станкевича, был близок с В. Г. Белинским, потом так­же с А. И. Герценым и Н. П. Огарёвым. В эти годы Бакунин — по­следователь немецкой идеалистичной философии Фихте, позднее — Гегеля. В 1857 он был отправлен на поселение в Сибирь. В 1861 бежал через Японию и США в Лондон. В 1862 — 63 сотрудничал с Герценым и Огарёвым, был связан с первой “Землёй и волей”. В 1864 — 67 жил в Италии, затем в Швей­царии. Во время франко-прусской войны участвовал в Лионском восстании, в 1874 — в выступлении анархи­стов в Болонье (Италия).

К периоду жизни в Италии относится окончательное формирование, частью на осно­ве учения Прудона, анархистских воз­зрений Михаил Александровича, получивших распространение в ряде стран Запада и в России. История, по Бакунину, — эволюционный процесс, шествие человечества из царства животности в царство свободы. Атрибутами низшей ступени являются религия и государство. Человек отличается от животного только мышлением, которое вызывает к жизни религию. Государство, олицетворяющее тиранию, эксплуатацию, опирается на фикцию бога. Бакунин высказывался против всякой государст­венности; он резко выступал и против использования государства рабочим клас­сом. Он и его последователи выступали прямыми противниками марксистского учения о социалистической рево­люции; они отвергали все формы борьбы (политические и экономические) рабочего класса, не ведущие прямо к ликвидации социальной несправедливости, отрицали необходимость создания самостоятельных рабочих партий, вы­двигали волюнтаристскую концепцию стихийного бунта, движущими силами которого должны были стать наряду с рабочим классом крестьянство, люмпен-пролетариат, учащаяся молодёжь (по­следним отводилась решающая роль).

В 1873 появилась книга Михаила Александровича «Государственность и анархия», которая оказала зна­чительное идейное влияние на революционное народническое движение. В этой книге он называл русского крестья­нина прирождённым социалистом и до­казывал существование русского на­родного идеала, главные черты которого он видел в общинном землевладении, в самой идее права на землю. Бакунин внушал молодёжи веру в глубокую и неистощимую рево­люционность крестьянских масс. Уверяя, что «ничего не стоит поднять любую деревню»1, он подчёркивал недостаточность частных вспышек (хотя считал и их безусловно полезными) и указывал революционной интел­лигенции задачу установления «всеми возможными средствами… живой бунтов­ской связи между разъединёнными об­щинами»2. Под прямым его воздействием сложилось бунтарское бакунистское на­правление в народническом движении 70-х годов и преобладало в нём в течение ряда лет. По существу, в условиях России того времени бакунизм был одним из проявле­ний революционного демократизма, выражавшего желания и мечты угнетённых крестьянских масс. Бакунин и его последователи отвергали участие в политической борьбе в рамках существующих государств, использование избирательной агитации, парламентов.

Его идеи получил широкое распространение в конце 60 — 70-х годах 19 века (особенно после Париж­ской Коммуны) среди мелкой буржуазии, а также части рабочего класса в экономически отсталых тогда странах (в Испании и Италии, на юге Франции и в романской Швейцарии) приобретая при этом различные оттенки, претерпевая заметную эволюцию. Стремясь осуществить свои идеи, ба­кунисты создавали тайные, оторванные от масс организации, абсолютно централизо­ванные и слепо повинующиеся указаниям центра, эти организации были призваны установить свою гегемонию в рабочем движении и возглавить стихийный бунт масс.

Умер Бакунин М.А.  в Берне (Швейцария),  там   и   похоронен в 1876. Против его анархистских взглядов и дезорганизаторской деятельности в европейском   рабочем   движении настой­чиво боролись   К.  Маркс и   Ф. Энгельс. Г. В. Плеханов подверг критике главные основы общественного мировоззрения Михаила Александровича и показал утопический характер его взглядов на социально-экономический уклад России. Против анархизма, во всех его   формах, боролся В. И. Ленин, научная оценка роли Бакунина в России, с позиции коммунистов содержится в его трудах. Бакунизм Владимир Ильич считал миро­созерцанием «…отчаявшегося в своем спасении мелкого буржуа»3. В центре литературы о Михаиле Александровиче Бакунине на­ходится работа Ю. М. Стеклова. Вокруг этой работы развернулась дискуссия, вскрыв­шая серьезные принципиальные ошибки  в трактовке некоторых проблем.  Стеклов, давший убе­дительные выводы по ряду вопросов его деятельности, допустил одновременно грубую модернизацию, видя в Бакунине  «первого основоположника идеи Советской власти»4.

Таким образом, по мнению М. А. Бакунина, будущее общество — строй ничем не ограниченной свободы, независи­мости человека от всякой власти, полного и всестороннего развития всех его способностей. Но при такой социальной модели полное и всестороннее развитие всех способностей личности невозможно без взаимодействия его с другими субъектами. В то же время для исключения конфликтных ситуаций в данном обществе необходимо соблюдение определенных правил, норм и законов.

 Авторы: Сафронов О.С., Пометов А.А. 

 

Примечания:

1 Бакунин М.А. Государственность и анархия. — М.,1873. — С. 42 — 43.

2 Там же. — С. 64 — 65.

3Ленин В.И. Социализм и анархизм. Т.18. — М., 1951. — С. 11.

4Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. Т.3. — М., 1926. — С. 27.

Список литературы:

1.Бакунин М.А. Государственность и анархия. — М., 1873.

3.Ленин В.И. Социализм и анархизм. Т.18. — М., 1951.

3.Стеклов Ю.М. Михаил Александрович Бакунин. Его жизнь и деятельность. Т.3. — М., 1926.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *