Азиатские игры – крупнейшие комплексные спортивные соревнования стран Азии. Проводятся под патронажем Олимпийского Совета Азии (ОСА).

Азиатские игры могут пройти только в той стране, Национальный Олимпийский Комитет которой представлен в Олимпийском Совете Азии. И право принимать Игры ОСА предоставляет именно Национальному Олимпийскому Комитету, а уже он к тому моменту должен решить, какой конкретно город станет местом проведения будущих соревнований.

Все организационные и подготовительные работы должны быть полностью завершены в течение 8 лет. Именно столько времени проходит от объявления руководством Олимпийского Совета Азии конкурса на право принимать Игры до церемонии их открытия.

Конкурсная процедура – это первый шаг, который должны сделать Национальные Олимпийские Комитеты, желающие получить право принимать в своей стране Азиатские игры. Для этого им необходимо в течение одного месяца с момента объявления конкурса направить в секретариат ОСА т.н. «Заявление о намерениях». Затем, получив предварительное одобрение, Национальные Олимпийские Комитеты за три месяца должны подготовить уже полный пакет документов – заявку на проведение Азиатских игр. Составляется она по особой форме, специально предусмотренной для таких случаев.

В заявке должны содержаться ответы на целый перечень вопросов, интересующих руководство ОСА:

  1. Какие виды спорта предполагается включить в программу соревнований в дополнение к тем, которые входят в нее в обязательном порядке?
  2. В какие конкретно сроки планируется провести Игры [1]?
  3. Какие объективные преимущества имеет город для того, чтобы стать местом проведения Азиатских игр (в данном случае во внимание принимаются климатические условия, численность населения, площадь занимаемой городом территории, ее высота над уровнем моря)?
  4. Существует ли организация с достаточным опытом работы, готовая взять на себя проведение Игр в данном городе, и что это за организация?
  5. Каковы условия для размещения и проживания спортсменов стран-участниц Игр?
  6. В каком состоянии находятся места проведения соревнований (стадионы, арены, поля и т.д.)?
  7. Какие спортивные сооружения планируется специально подготовить и ввести в действие к началу Игр?
  8. Готовы ли организаторы (Национальный Олимпийский Комитет, правительство страны, городские власти) подготовить и провести соревнования на более высоком уровне, чем их предшественники?
  9. Существует ли опасность вмешательства с чьей-либо стороны в ход соревнований, в выступления команд?
  10. Как предполагается финансировать проведение Игр? Какие средства понадобятся, и кто их будет выделять?
  11. Какие условия будут созданы для болельщиков и гостей соревнований?
  12. Какие крупные международные события уже проходили в том месте, где предлагается провести Азиатские игры?
  13. Гарантируется ли, что состязания пройдут в соответствии с фундаментальными принципами, протокольными требованиями и правилами, принятыми Олимпийским Советом Азии?

Над заявками, поступившими от кандидатов, работает Оценочный комитет ОСА.   Его представители детально изучают поступившую от каждого Национального Олимпийского Комитета информацию, посещают города, заявленные в качестве мест проведения соревнований, и готовят доклад к очередному заседанию Исполнительного Комитета ОСА. На всю эту процедуру отводится еще три месяца. Наработки и предложения Оценочного комитета обрабатываются чиновниками Исполкома, так что в итоговом списке остается не более трех городов-кандидатов. Окончательный выбор в пользу одного из них делается на заседании Генеральной Ассамблеи – высшего руководящего органа ОСА[2]. Вслед за принятием конкретного решения происходит юридическое оформление позиций сторон. Олимпийский Совет Азии подписывает соглашение с Национальным Олимпийским Комитетом страны и властями города, который теперь уже официально провозглашен местом проведения соревнований. В документе детально оговариваются обязательства сторон, но по сути дела руководством к действию служат нормативно-правовые документы самого Олимпийского Совета Азии. Иными словами, почти все условия предстоящего сотрудничества спортивных организаций и учреждений заранее известны. Подобная открытость придает особую прочность их взаимодействию.

Если попытаться более конкретно определить круг вопросов, которые при подготовке к Играм рассматриваются и решаются в соответствии с установками Олимпийского Совета Азии, то составляется следующий перечень:

а) определение полномочий Организационного комитета Игр;

б) отбор спортсменов и их допуск к соревнованиям;

в) распределение прибыли непосредственно от Азиатских игр, а также средств, поступающих от реализации специальной маркетинговой программы Игр.

Различные протокольные и организационные мероприятия, предваряющие открытие состязаний также проходят «по сценарию» ОСА. Рассмотрим действующие положения более подробно:

К участию в Азиатских играх допускаются спортсмены, которые соблюдают установки и решения национальных и международных спортивных федераций, действуют в строгом соответствии с требованиями Медицинского кодекса МОК и ОСА, воздерживаются от употребления запрещенных в спортивной практике препаратов.

Сторона, готовящаяся к проведению Игр, обязана гарантировать, что любой участник соревнований непременно будет являться гражданином той страны, которую он представляет. Если спортсмен имеет гражданство двух государств, он имеет право представлять на Играх только одно из них по своему выбору. Стоит упомянуть также и об остальных условиях отбора участников: если спортсмен уже представлял какую-то определенную страну на Олимпийских, Азиатских, континентальных или региональных играх, мировых, континентальных или региональных чемпионатах и после этого сменил гражданство, в течение трех лет он не имеет права участвовать в Азиатских играх, представляя эту, новую для себя, страну. Правда, в ряде случаев подобное ограничение не действует. Так, например, в руководящих правовых документах ОСА указывается, что, если какая-то отдельная территория, целая страна либо колониальное владение получают независимость или объединяются с другим государством, меняя при этом границы и уступая право суверенитета, а вновь образовавшийся Национальный Олимпийский Комитет получает признание Олимпийского Совета Азии, спортсмен вправе представлять на Играх страну, гражданином которой он является или являлся.

Точно так же в руководящих документах ОСА зафиксированы права и обязанности Организационного комитета Азиатских игр. Среди них:

1) Оргкомитет ответственен за проведение Игр и с одобрения Совета предпринимает все необходимые шаги для этого[3]. Чиновники Оргкомитета один раз в три месяца отчитываются перед руководством Национального Олимпийского Комитета и Олимпийского Совета Азии о проделанной работе (в течение последнего года подготовки перед открытием Игр такого рода отчеты становятся ежемесячными).

2) По всем техническим вопросам Оргкомитет обязан консультироваться с соответствующими международными или азиатскими спортивными федерациями или, в случае отсутствия таковых, с организациями, признанными ОСА.

3) Оргкомитет отвечает за разработку программы соревнований, включение в нее тех или иных видов спорта.

4) Совместно с городскими властями[4] несет финансовую ответственность по всем вопросам организации и проведения соревнований.

5) Не позднее чем через 2 года после окончания Игр Оргкомитет направляет полный письменный отчет об их проведении руководству Олимпийского Совета Азии и во все Национальные Олимпийские Комитеты, представленные в нем.

Особое внимание при подготовке к Играм уделяется предварительной проработке финансово-экономических вопросов. Причем, интересно, что и в данном случае руководящие структуры ОСА, с одной стороны, и Организационный комитет соревнований, с другой, приходят к обоюдному решению на основе уже отработанной схемы, признанной и принятой всеми сорока пятью Национальными Олимпийскими Комитетами, представленными в ОСА. Разработанный порядок распределения денежных средств, поступающих от проведения Игр таков: одна треть доходов отчисляется на счета Олимпийского Совета Азии, а две трети – получает Организационный комитет соревнований, причем из этих средств определенная часть (конкретная сумма всякий раз определяется Исполнительным комитетом ОСА) отчисляется на развитие Маркетинговой программы Азиатских игр. За распределением этих сумм и реализацию Программы в целом отвечает Маркетинговый департамент ОСА, действующий под контролем президента этой организации.

Таким образом, финансовая заинтересованность в успешном проведении соревнований в данном случае обоюдная. Во многом именно это обстоятельство позволяет сторонам в период подготовки и проведения Азиатских игр действовать конструктивно и не вмешиваться в дела друг друга. Для взаимных споров и высказывания каких-то претензий практически нет оснований.

 Автор: Симонов К.В.

Примечания:

[1]Согласно руководящим документам ОСА, продолжительность Азиатских игр должна составлять не меньше 12 и не более 16 дней, включая дни открытия и закрытия.

[2] К примеру, в следующем, 2006 г., будет решаться вопрос о том, где пройдут ХVII Азиатские игры 2014 г.

[3] Правда, возможно, он будет действовать не в одиночку, ибо президент ОСА своим решением вправе создать Координационную комиссию для оказания Оргкомитету необходимой помощи в ходе подготовки к проведению соревнований и позже, после их официального открытия.

[4] Имеется в виду город – место проведения Азиатских игр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *