На рынке труда складываются не только социально-экономические, обеспечивающие вовлечение в оплачиваемую по найму занятость, но и институциональные отношения, посредством которых осуществляются эти действия. Институциональными выступают, отношения, которые выражают взаимосвязи между субъектами, основанные на действии различных институтов. Они регулируют систему социально-экономических отношений в процессе купли – продажи услуг труда.
Как элемент общей системы рынков, рынок труда нуждается в определении четких рамок и их защите со стороны специальных норм, законов. Только в этом случае он будет в состоянии обеспечивать наиболее эффективное вовлечение трудовых ресурсов в производственную деятельность, определять границы, в которых возможно его функционирование.
Институциональные отношения рынка труда возникли и существуют благодаря тому, что они формируют условия протекания процессов взаимодействия людей, из которых преимущественно складывается занятость в рыночной экономике. В их основе лежат нормы экономического поведения, согласно которым принимаются решения и действуют различные субъекты в процессах купли-продажи на рынке труда. Отношения между субъектами приспосабливаются к общепризнанным, стандартным моделям экономического поведения. Тем самым реализуются взаимные ожидания, и благодаря этому рыночные субъекты способны к долговременному сотрудничеству и партнерству. При этом согласованность обеспечивается принятием определенных социальных ролей. Тем самым упрощается путь к синхронному выбору между участниками совместных действий, включая рыночную сделку. То есть благодаря институциональным отношениям обмен на рынке приобретает рациональную форму. Количество трудовых трансакций определяет соотношение спроса и предложения на рынке труда1.
Институты рынка труда формируют определенные институциональные рамки, в пределах которых функционирует данный рынок. Они задают систему предписаний, ограничений нормативного характера, обязательных для исполнения субъектами рынка труда, оптимизирующих свое поведение в целях получения максимальных доходов. Наемные работники и работодатели как главные субъекты рынка труда постоянно пользуются экономической свободой (имеющей, правда, известные границы), однако они всегда соотносят или пытаются соотносить свои действия с предписанием институтов. Экономические агенты самостоятельно принимают решения о трудоустройстве. При этом, исходя из институционального подхода, «когда на рынке заключается сделка, обмениваются два пучка прав собственности. Пучок прав обычно прикрепляется к определенному физическому благу или услуге, но именно ценность прав определяет ценность обмениваемых товаров и услуг»2. Акт обмена на рынке труда − это обмен правомочиями между различными собственниками. Чем шире набор прав, связанных с ресурсом труда, тем выше его ценность. Однако экономические агенты не могут передавать в обмене больше правомочий, чем они имеют. Поэтому расширение или сужение имеющихся у них прав собственности будет приводить к изменению условий и масштабов обмена (увеличению или уменьшению числа сделок на рынке труда).
Важное значение для понимания природы институциональных отношений рынка труда имеет понимание того, что в обществе всегда происходит присвоение результатов труда собственниками средств производства и государством. Рациональность доли этого присвоения зависит от степени социальной справедливости системы государственного либо частного распределения ресурсов. Права собственности определяют, какие издержки и вознаграждения могут ожидать субъектов рынка труда за свои действия. Реструктуризация прав собственности ведет к сдвигам в системе экономических стимулов, а реакцией на эти сдвиги будет изменившееся поведение экономических агентов.
Формы институциональных отношений рынка труда разнообразны. Одной из них являются отношения по поводу институций, которые выражают общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила, нормы и стереотипы общественного (коллективного поведения) (например, обычаи и трудовые традиции, «правила игры», нравственно-этические нормы, привычки делового этикета и т.п.). Они проявляются в правилах трудового поведения и проецируются соответственно в поведении при поиске работы или подходящих работников.
Другая группа институциональных отношений рынка труда представлена отношениями по поводу институтов-норм, посредством которых направляются и координируются коллективные действия субъектов рынка труда. Они включают в себя связи по поводу формальных и неформальных норм, правил и стандартов, а также санкций за их нарушение (трудовая контракция, конкуренция и т.п.).
Наконец, в состав институциональных входят также отношения рынка труд, складывающиеся между его субъектами по поводу институтов-организаций рынка труда − профсоюзов, государственных и негосударственных посредников в трудоустройстве и т.п.
Устанавливая фиксируемые в нормах рамки, в которых структурируется взаимодействие субъектов, институциональные отношения рынка труда как общественного института вынуждают интересы отдельных индивидов складываться по тем направлениям, в которых они оказываются наиболее эффективными обществу. Они ориентированы на преодоление неполноты информации, уменьшение неопределенности и возникающих противоречий в системе регулирования рынка труда, которые могут возникать между интересами субъектов макро- и микроэкономики.
Задаваемые институтами нормы обеспечивают координацию деятельности участников рынка. Именно существование норм является главной гарантией устойчивости взаимодействий и их предсказуемости. Выбирая ту или иную норму для понимания контрагента и согласования с ним свои действия, индивид воспроизводит стабильность системы отношений рынка труда в целом. Нормы рыночного поведения обеспечивают то, что, преследуя свои частные интересы в сделках, их контрагенты способствуют осуществлению макроэкономических процессов формирования занятости, поддержания необходимых обществу профессионально-квалификационных, отраслевых, территориальных и иных пропорций.
Поскольку с позиций способа, которым задаются ограничения и формируются правила и нормы поведения субъектов рынка труда, его институты делятся на формальные, неформальные и выбираемые спонтанно (соглашения и так называемые “фокальные точки”3), то институциональные отношения рынка труда выступают как формальные и неформальные.
Формальные представляют отношения, задаваемые сознательно навязываемыми, закрепленными в писаном праве правилами поведения субъектов (в рамках трудового кодекса, регламентаций по условиям найма и увольнения работников, законов в области труда и т.п.). Формальные институциональные отношения складываются также по поводу взаимосвязей со специально созданными организациями, которые являются проводниками и исполнителями того или иного закрепленного писаного права или обычаях хозяйствования (службы занятости, агентства найма, органы контроля за соблюдением трудового законодательства и т.д.).
Неформальные институциональные отношения рынка труда обеспечивают выполнение сложившихся неформальных правил и механизмов в легальных формах занятости или возникающих в сфере теневой экономики. Они закрепляют правила, нормы и санкции их невыполнения в неписанном праве (трудовые обычаи, этика). К ним относятся также правила и нормы, действующие в сфере нелегальной и криминальной занятости (нормы уклонения от уплаты налогов по заработной плате, социального налога, рэкет и др.).
Кроме формальных и неформальных институциональных отношений существуют такие рамки поведения, которые специально не фиксируются в правилах, а спонтанно выбираются индивидуумами на основе их совместных стратегий (например, выбор места, где вероятнее всего возможно предложение вакансий или велика вероятность того, что можно найти работника с определенным набором качеств рабочей силы).
Институциональные отношения обеспечивают организацию, упорядочение и регулирование поведения экономических субъектов в трудовой жизни. Они основаны на совокупности социальных норм и образцов поведения людей в труде, а также совокупности норм их регулирования.
При этом отношения рынка труда испытывают на себе влияние политических отношений (в частности, социальной политики, проводимой в обществе, политики занятости, политики доходов и т.п.) и юридических отношений (правоотношений). Правоотношениями устанавливается правовая регламентация действий субъектов в трудовых и сопряженных с ними процессах (в том числе в процедурах правового оформления найма, увольнения, защиты и охраны труда, его нормирования и т.п.).
Как сложное социально-экономическое и институционально-политическое явление рынок труда развивается под влиянием производительных сил и производственных отношений, объективных процессов и закономерностей, так и субъективных факторов − действий и поведения субъектов рынка. В этом качестве он заключает в себе единство системы отношений найма, механизма купли-продажи услуг труда и специфического института, посредством которых обеспечиваются вовлечение рабочей силы в сферу занятости, воспроизводство структуры занятости и оборот экономических благ − ресурсов труда.
Автор: Толстых И.А.
Примечания:
1 См.: Эренберг Р.Современная экономика труда: теория и государственная политика / Р. Эренберг, Р. Смит. − М.: изд-во МГУ, 1996. − С.44.
2 См.: Демсец Х. Еще раз о теории фирмы / Х. Демсец // Природа фирмы. − М.: Наука, 2001. − С.112.
3 См. подробнее: Киян Л.П. Экономическая теория рынка труда: монография / Л.П. Киян . − Воронеж, ВГУ. − С. 140-141; Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие / А.И. Олейник − М.: Вопросы экономики. ИНФРА-М., 2000.− С. 23.