Как известно монгольское нашествие и золотоордынское иго нанесли огромный ущерб экономическому, политическому и культурному развитию Руси. В частности, большой урон был причинен ремеслу. Центры ремесла – русские города были подвергнуты массовому разорению и уничтожению. В результате этого упрощались и исчезли многие его виды. В целом, в отношении ремесленников у завоевателей действовал строго определенный принцип, регулирующий развитие ремесла. На их особом контроле находились кузнецы. Тем не менее, история развития металлодобывающих и металлообрабатывающих промыслов в этот тяжелый период времени для Руси, не получила должного освещения в литературе.

Тот факт, что кустарная металлургия  претерпела значительные изменения в результате монгольского нашествия, можно подтвердить на примере  развития железоделательных промыслов на территории, в последствии получившей название Черноземного юга России.

В данном регионе кустарные металлообрабатывающие промыслы были повсеместно развиты еще в глубокой древности. Отчасти это обуславливали объективные предпосылки: наличие богатых залежей железной руды, больших лесных массивов, пригодных для заготовки топлива. Кроме того, эти места были связаны с другими частями страны удобными речными путями сообщения, использовавшимися для доставки продукции к месту назначения.

Принято считать, что уже в 4 тысячелетии до н.э. человек впервые начал использовать металл — медь. В свою очередь использование меди привело к появлению бронзы, что создало  основу для перехода к изготовлению железных орудий труда.

На рубеже II — I тысячелетия до н.э. племена, населявшие Восточную Европу открыли и быстро освоили железо, ставшее важнейшим материалом в производстве орудий труда, оружия, инструмента, снаряжения и разной утвари. Исследователи русского хозяйства отмечали большое значение данного открытия. 1 Его рассматривали как металл, который являлся последним и важнейшим из всех неизвестных до того видов сырья. Прежде всего, использование железных орудий труда обеспечило расчистку под пашню широких лесных пространств. К тому же ремесленник получил орудия такой твердости и простоты, которым не могли противостоять ни один камень, ни один из известных в то время металлов. Это обусловило резкое повышение производительности труда человека, особенно в земледелии и ремесленном производстве.

Использование железа и его производных (чугун, сталь) также обусловило завершение  крупного общественного разделения труда. Начиная с I тысячелетия до н.э. от земледелия отделялось кузнечное ремесло. Среди членов родового коллектива раньше всех других специалистов обособились металлурги, ведавшие сложным, опасным и несколько таинственным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла.  Естественно, что с ростом общественного разделения труда именно кузнецы стали первыми ремесленниками – специалистами. Творцов металла народ окружил множеством различных легенд и поверий: кузнец – колдун, «хитрец», который находился под покровительством русского Гефеста – бога Сварога. 2 Древние люди верили, что кузнец мог не только выковать плуг или меч, но и врачевать болезни, устраивать свадьбы, ворожить, отгонять нечистую силу от деревни и т.д.

Таким образом, железо и изделия из него с глубокой древности получили широчайшее распространение в хозяйстве восточных славян. Непосредственно к моменту нашествия монголов железоделательные промыслы находились на высоком уровне развития. Кузнецы изготовляли разнообразную продукцию сложных форм. Принято считать, что еще в X веке были известны все основные технологические операции древнерусской металлообрабатывающей техники. Это подтверждают археологические памятники IX – X веков. Следует отметить, что в это время древние кузнецы применяли уже более сложные  технологические приемы ковки, сварки, пайки и термической обработки.     Одновременно с развитием технологии металлургического производства протекал процесс накопления опыта, знаний, раскрытия новых свойств металлов и руд. По-видимому, в дальнейшем это привело бы  к новым изобретениям и открытиям. Но русским людям не суждено было тогда видеть результатов  прогресса техники, ибо в середине XIII в. монгольские завоеватели, разграбили и отчасти уничтожили культуру и технику Древнерусского государства.

На территории Воронежского края монгольское нашествие определяется конкретным хронологическим периодом 1237-1238 годов. Принято считать, что в 1237 году «на Воронеже» произошла первая битва между дружинами русских князей Игоря Рязанского и Олега Муромского с одной стороны и воинами Батыя с другой. Точное место военного сражения не известно, скорее всего, оно произошло в верховьях реки Воронежа, в пределах современной Тамбовской области. Все покоренные города Воронежского края  монголы разрушали. Этим они наносили особенно чувствительный удар городскому ремеслу. Следует отметить, что в завоеванных частях государства монгольская политика в отношении ремесленников имела свои особенности. Прежде всего, она сводилась к установлению контроля над всеми мастерами. Дальновидные монголы хорошо понимали, что во время войны, побеждает тот из противников, который располагает не только армией воинов, но и армией ремесленников, умеющих ковать оружие, строить города, создавать машины. Поэтому везде, где им приходилось воевать, они старались захватить ремесленников.

Завоевав любой населенный пункт, монголы всегда пытались склонить местное население на свою сторону различными обещаниями. Затем они требовали: «Выйдите, чтобы сосчитать вас, согласно нашему обычаю». Собравшись, люди называли свои профессии. Монголы же в свою очередь, после этого убивали всех, за исключением ремесленников и тех людей, которых они хотели оставить у себя в рабах. Особую жестокость они проявляли в отношении знатных лиц.  Тем не менее, женщин и детей,  монголы щадили, превращая их в рабов и наложниц.

То же самое о политике монголов в отношении ремесленников  повествовал иранский историк Рашид-эд-дин: «…когда после семимесячной осады монголы взяли Хорезм, то они выгнали жителей  разом в поле, отделили около 100 000 человек из ремесленников и искусников и отправили в восточные страны».3

     Следует отметить, что захват ремесленников был неоднократным эпизодом в истории  монгольских государств. Рыбаков Б.А. сообщает, что даже в конце XIV века «…много предместий (Самарканда), лежавших вне вала и занимавших пространство во многие часы пути, кишело ремесленниками и художниками, которых Тимур перевел сюда из покоренных стран, чтобы возвысить и обогатить свою столицу. Число этих людей, силой отторгнутых от их родины, простиралось до 150000».4

Всех лучших ремесленников враги всегда забирали с собой, где они работали над улучшением земли Сарацин. Рабов татары вели за собой в походы, держали впроголодь, посылали разведывать опасные переправы в трясинах и броды. Об этом повествует выдающийся путешественник средневековья – Джованни дель Плано Карпини. Он проезжал по югу Руси в период княжения во Владимире Ярослава Всеволодовича – отца Александра Невского и встречал его брата  Всеволода в ставке великого хана. Являясь очевидцем политики, проводимой монголами в отношении ремесленников, путешественник написал книгу «История монголов». В данной работе, описывая вероломство татар и  жестокость против пленных и своих подданных, он отмечал: «они (ремесленники) мало, что едят, мало пьют и очень скверно одеваются, если только они не могут что-нибудь заработать в качестве золотых дел мастеров и других хороших ремесленников. Но некоторые имеют таких плохих господ, что те им ничего не отпускают, и у них нет времени от множества господских дел, чтобы заработать себе что-нибудь. Если они не украдут для себя времени, когда можно было бы спать  или отдыхать, но это позволено делать только тем, кто имеет жен или собственную ставку».5

Так же Плано Карпини подробно описывал трагические подробности скитаний массы мастеров вслед  за татарскими полчищами: «…Другие же, которых держат дома в качестве рабов, достойны всякой жалости: мы видели, как они весьма часто ходят в меховых штанах, а прочее тело у них все нагое, несмотря на сильнейший солнечный зной, зимою же они испытывают сильнейший холод. Мы видели также, что иные от сильной стужи теряли пальцы на ногах и на руках. Мы слышали также, что оные умирали, и также от сильной стужи разные части тела их становились, так сказать непригодными».6

Показания Плано Карпини, Рашид-эд-дина и Ибн-эль-Асира о захвате городских ремесленников полностью подтверждаются археологическими находками. Русские вещи начала   XIII века, изготовленные городскими ремесленниками, были встречены в местах татарских кочеваний. Район их распространения лежит южнее района возможных торговых связей Руси с болгарами на Волге. По своему составу вещи можно отнести к предметам личного обихода русских горожан. Обнаруженные орудия производства преимущественно относятся к мастерству киевских ремесленников. Изредка попадались женские украшения (например, семилопастное височное кольцо).

К тому же следует отметить, что русские мастера – пленники попадали не только в ставки ханов западного улуса Джучи; их можно было встретить и далеко на востоке, в ставке самого великого хана Монголии. Плано Карпини особое внимание обращал на некоего русского пленника — Козьму, который был золотых дел мастером у императора Гуюк-хана. Он встретил русского мастера в 1246 году, путешествуя по азиатским степям. Помимо русских в ставке хана в Каракоруме было много пленных — венгров, с которыми объяснялись по-латыни и по-французски.

Но часть ремесленников завоевателями намеренно оставлялась в покоренных городах. Мастера, не отправленные в земли монголов,   платили завоевателям дань от своего занятия. К тому же все посевы местных жителей убирались в житницы господ. Ремесленники получали хлеб для пропитания и иногда порцию мяса трижды в неделю. Эта привилегия распространялась только на городских ремесленников. Таким образом, очевидно, что татары превращали ремесленников  в рабов, лишенных, разумеется, рынка и вынужденных существовать на голодную норму  хлеба и мяса, выдаваемую завоевателями.

При этом следует отметить, что деревенские ремесленники в силу отсутствия связи с рынком мало интересовали захватчиков. Политика, применяемая к ним, сводилась только к разоружению и к уплате определенной дани. В отношении кузнецов она была  жестче. Видя в них опасную силу, монголы, прежде всего, изымали все железо, из которого в случае необходимости мастера всегда самостоятельно могли изготовить оружие. К тому же с каждой отдельной семьи кузнеца они требовали по одному топору сверх установленной дани. При этом все излишки сырья  у них отбирались. В таких условиях деревенские кузнецы были вынуждены работать, преимущественно на татар.

Таким образом, при подобных обстоятельствах процесс падения или полного забвения ремесленных занятий являлся вполне обоснованным. То же самое относится к кустарной металлургии. Прежде всего, своим вторжением завоеватели прервали период расцвета металлургии и обусловили замедленные темпы развития, а в некоторых регионах и застой в течение длительного промежутка времени. Принято считать, что повсеместное возрождение кустарной металлургии в регионе началось только в XVI веке, когда на территории Черноземного юга России возникла сеть городов, крепостей с целью обороны Московского государства от набегов крымских татар. Для решения военных задач в новых городах началось поощрение кузнечного промысла. «Казенные» купцы изготавливали металлоизделия, как по специальным заказам государства, так и на рынок. Работа кузнецов, в основном заключалась в изготовлении простых орудий труда, необходимых в хозяйстве, таких как: топоры, серпы, вилы и т.д. В пригородных слободах города Воронежа ремесленники производили также мелкие железные ковки сельскохозяйственного инструмента (ухваты, скобы, ушаты и т.д.), осуществляли подковки для экипажного производства. Особенно примечательны в этом отношении с. Макарово, Клепово, сл. Александровка, Уразово, Валуйск и другие.

Таким образом, в заключение следует отметить, что развитие железоделательных промыслов в период монгольского нашествия и золотоордынского ига полностью контролировалось завоевателями. Особенности монгольской политики в покоренных областях вынуждали ремесленников работать преимущественно на татар. Повсеместно монголы старались захватить мастеров, которых в последствии уводили в Сарацин, в качестве рабов. Как правило, деревенские ремесленники интересовали их в меньшей степени, в силу отсутствия связи с рынком. Данное разграничение не действовало в отношении кузнецов. У них изымалось все железо, требовались изделия сверх установленной дани.

Автор: Хаустова В.А. 

Примечания:

  1. Колчин Б.А. Техника обработки металла в древней Руси. – Москва, 1953. – С. 19
  2. Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси. – Москва, 1948. – С. 122
  3. Там же. – С. 526
  4. Там же.
  5. Плано Карпини Д. История монголов. – Москва, 1997. – С. 61
  6. Там же. – С. 62.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *