К молодёжной субкультуре экстремистского толка относятся скинхеды («кожаная голова»), которые появились в России в начале 90-х гг. XX века. Базой для быстрого роста и утверждения скинов в молодежной среде стали экономический кризис и развал системы образования. Лишившись привычного образа жизни, взрослое население России было занято проблемой выживания, воспитание детей отодвинулось на второй план. В результате многие подростки оказались втянуты в преступную среду, действие которой было тем сильнее, чем больше насилия было в семье. Новое поколение оказалось идеальным объектом для восприятия любой идеологии, основанной на насилии и индивидуализме, в том числе, расистской.
В 1992 г. в Москве было не более десяти скинхедов, старательно подражавших западным образцам, а в 1994 г. они стали многочисленным и заметным явлением, что было связано с событиями сентября-октября 1993 г., когда в борьбе с оппозицией было применено политическое насилие. Некоторые молодые люди, присутствующие в толпе зевак 4 октября 1993 г., с патологическим удовольствием наблюдали с близкого расстояния расстрел парламента танками. Кроме того, рост данной молодёжной субкультуры был связан с Чеченской войной, которой сопутствовала великодержавная, националистическая идеология, и свертыванием антифашистской пропаганды. Мемуары фашистских лидеров и их биографии издавались массовыми тиражами, даже на уличных лотках продавались «Майн кампф» А. Гитлера, «Миф XX века» А. Розенберга и «Доктрина фашизма» Б. Муссолини, но в то же время не издавалась и не переиздавалась антифашистская литература [7].
Жертвами скинов становятся выходцы из Средней Азии или из стран «третьего мира». В Москве, например, скин-сообщества «Скинлегион» и «Blood&Honor» нападают в основном на африканцев и индийцев, в Петербурге организация «Русский кулак» нападает на африканцев, непальцев, китайцев, в Нижнем Новгороде группировка «Север» преследует жителей Средней Азии. Организации скинов созданы также в Ростове-на-Дону, Пскове, Калининграде, Екатеринбурге, Краснодаре, Воронеже, Самаре, Саратове, Красноярске, Иркутске, Омске, Томске, Владивостоке, Рязани, Петрозаводске. Суммарно к настоящему времени скин-сообщества существуют в 85 городах, число участников в них составляет примерно 50 тыс. человек [10].
К признакам скинхедов как субкультуры относятся, в первую очередь, одежда и обувь, строго функциональные, приспособленные для «стритфайтинга» — уличной драки: плотные черные джинсы, дешевые, прочные, на которых плохо видны грязь и кровь; тяжелые шнурованные армейские башмаки на толстой подошве, удобные для бега и являющиеся оружием в драке; короткие куртки-«бомберы» без воротника, чтобы противнику не за что было ухватиться.
Во-вторых, бритая или стриженая «под ноль» голова, чтобы противник не мог схватить за волосы. В-третьих, ничего лишнего: никаких очков, значков, сумок, погончиков, клапанов, мешающих увернуться из рук противника. В-четвёртых, скины не носят с собой оружия, но в драках пользуются ремнями с утяжеленной пряжкой, намотанными на руку. В последнее время, когда наци-скины перешли к сознательным массовым насильственным акциям (погромам), они стали специально для каждой акции вооружаться обрезками арматуры, дубинками, бутылками. В-пятых, российские скины так же, как и западные, — приверженцы музыкального стиля «ой!», в рамках которого работают музыкальные скин-группы «Штурм», «Коловрат», «Белые бульдоги», «Вандал», «Дивизион», «Крэк».
Особенностью российских скинов является любовь к флагу рабовладельческой Конфедерации, нашиваемому на рукав или на спину куртки-«бомбера». Иногда используются нашивки в виде свастики, портрета Гитлера, числа 88 (то есть «Heil Hitler!») или букв WP («White Power»).
Первое поколение российских скинхедов — в середине 1990-х гг. — состояло в основном из детей небогатых семей, учащихся школ, ПТУ и техникумов. Однако со временем ситуация изменилась: дорогая экипировка скина — «правильные» ботинки, брюки, «бомбер», нашивки, «кельтские» татуировки, а также наличие карманных компьютеров говорят о принадлежности скинов к «среднему слою». «Инородцев» они воспринимают в первую очередь как конкурентов в бизнесе и стремятся их вытеснить с помощью политических механизмов, направленных на ограничение деловой активности «некоренного населения» [8, с. 67–69].
Российские скинхеды не имели сначала подробно разработанной идеологии, кроме общего представления о расизме, который был направлен на явных представителей неевропеоидных рас: негров, мулатов, монголоидов, но постепенно становились все более сознательными фашистами и антисемитами. Скины восприняли все основные черносотенные мифы, в том числе и о «жидо-масонском заговоре» и «угнетенном жидами русском народе». Отсюда нападения на синагоги и осквернения еврейских кладбищ в Нижнем Новгороде, Саратове и Костроме [5].
Одним из примеров деятельности скинхедов является нападение на семью таджиков Султановых в январе 2004 г., в результате которого под крики «Россия — для русских!» была убита 9-летняя девочка, а её двоюродный брат и отец серьёзно пострадали. Несмотря на жестокость расправы, сотрудники «антиэкстремистского» отдела УБОП, ведущие дело о нападении на Султановых, первоначально отказывались признавать расистский характер преступления [1]. Борьба со скинхедами носит со стороны правоохранительных органов эпизодический характер, поэтому скины возвращают утраченные позиции, и движение восстанавливает криминальную активность.
Кроме того, не устранены основные факторы, приведшие к расцвету скин-движения: не ликвидирована массовая бедность, не сглажен социальный, имущественный разрыв между разными слоями населения, не пресечена националистическая пропаганда. Это подтверждают социологические исследования, согласно которым экстремистские проявления в молодежной среде провоцируются социальной несправедливостью (23,6 %), ухудшением материального положения (21,4 %), невозможностью отстаивания своих прав конституционными методами (15,6 %), политикой «завинчивания гаек» (14,6 %), нарушением прав молодежи, ее дискриминацией (12,8 %), демонстративным проявлением роскоши «новыми русскими» (6,3 %). Данное распределение оценок показывает, что протестную форму самоорганизации молодёжи, в первую очередь, вызывает нарушение социальной справедливости, наступление на экономические и конституционные права молодых граждан [4, с. 86-87].
Обращает на себя внимание тот факт, что в России из трех основных направлений мирового скин-движения — наци-скинов, «ред-скинз» и «тредов» — распространены только первые. Во многих странах большинство скинхедов — «треды», то есть «традиционные скинхеды», к которым относится аполитичная молодежь, воспринимающая скин-субкультуру исключительно как моду. В Мексике, Колумбии, Стране Басков в Испании, Бремене и Гамбурге (ФРГ) имеют влияние «ред-скинз», то есть «красные скины», скины-антифашисты, унаследовавшие традиции интернационалистского движения рабочей молодежи крупных английских городов конца 1960-х гг.
Автор: Попова М.А.
Литература:
- Газета. 12.02.2004.
- Дружба народов. — 2000. — № 2.
- Дружба народов. — 2002. — № 2.
- Зубок Ю.А., Чупров В.И. Самоорганизация в проявлениях молодёжного экстремизма / Социологические исследования. – 2009. — № 1. – С. 78-88.
- Литературная газета. — 2002. — № 26.
- Луков В.А. Особенности молодёжных субкультур в России. – М., 2002.
- Новая жизнь. — 2002. — № 5.
- Свободная мысль-XXI. — 2003. — № 7.
- Социология молодежи. Учебник / Отв. ред. В.Т. Лисовский. — СПб., 1996.
- Тарасов А. Наци-скины в современной России / Доклад для Московского бюро по правам человека. — М., 2004.