Родовая община проявляла заботу о каждом члене коллектива даже после смерти. Покойника одевали и обували, снабжали оружием, орудиями труда и запасом пищи. В Костёнках и Гагарино найдены прекрасные образцы первобытного искусства: фигурки женщин, мамонтов и других животных из кости и мергеля. Многие изделия с гравировкой и резьбой. Древние жители этих селений владели живописью, изображая красками силуэты животных, сцены охоты, геометрические орнаменты, используя краску четырех цветов: белую, черную, желтую и красную различных оттенков. Краски брали природные, умели и добывать их путем отжигания железистых конкреций и минералов.
В первобытном искусстве заложены представления людей об окружающем мире. Искусство служило важнейшей формой передачи из поколения в поколение знаний и навыков, средством общения между людьми. Вместе с тем первобытное искусство тесно переплетается с религиозными верованиями и обрядами. Костенковские женские статуэтки отражают культ женщины-прародительницы и хранительницы родового и семейного очага, что было характерно для периода материнской родовой общины. Скульптурные изображения животных, преднамеренно разбитые, говорят о совершении магических обрядов и одновременно о существовании тотемистических представлений — вере в изначальное родство человека с каким-либо животным.
Древнейшие жители Подонья миновали дорелигиозный период, что подтверждают статуэтки и обрядовые признаки погребений: наличие вещей, использование красной краски (символ очищения), связывание ног покойникам (боязнь возвращения душ), придание им определенной позы и ориентировки, сооружение погребальных ям (прообраз жилищ). Погребения располагались на площади стоянок, иногда в жилых помещениях, которые потом покидались.
Они уже приобрели облик современного человека с преобладанием черт, характеризующих евпропеоидную расу. В одном из погребений ученые отметили отдельные признаки негроидной расы, а у детей из Сунгиря (Владимирская область) — признаки монголоидности.
Окончание ледникового периода совпадает с началом следующей за палеолитом археологической эпохи — мезолита, вплоть до V тысячелетия до н. э. Некоторые человеческие коллективы покинули оскудневшие крупными животными охотничьи угодья, как это произошло на Дону. В других местах люди приспособились к изменившейся обстановке, овладев новым видом охотничьего оружия — луком и стрелами. Теперь объектом охоты стали косуля, барсук, лисица, заяц, птицы и т. д. На бывшие приледниковые пространства стали проникать люди из южных районов, смешиваясь с местными племенами, иногда становились единственными обитателями покинутых мест.
Индивидуальная охота влекла за собой дробление некогда крупных палеолитических общин на небольшие бродячие коллективы, кочевавшие в поисках пропитания.
Основные находки эпохи мезолита микролиты — мелкие кремневые пластины и их сечения, которым придавалась форма разных геометрических фигур. Они служили наконечниками стрел, а главным образом — вкладышами, из которых составляли лезвия орудий с костяной или деревянной оправой. Закреплялись с помощью смолы. Отдельные охотники общаются с другими коллективами, идет обмен товаром и опытом, возрастает роль собирательства. На донской территории нет памятников переходного типа от палеолита к мезолиту (XII —X тысячелетия до н. э.). Нет здесь и ранних мезолитических стоянок (X и VIII тысячелетия до н. э.). В связи с этим мы опускаем в истории Подонья сразу несколько тысячелетий и обращаемся ко времени позднего мезолита (VII —VI тысячелетия до н. э.).
В конце мезолита на Дону жили подвижные охотники, которые вместе с женщинами, детьми и стариками составляли небольшие родовые группы от 18 до 25 человек. Эти группы объединялись в племена, которые в свою очередь дробились, занимая соседние свободные пространства. У них сохранялось единство языка, традиций, быта, религиозных представлений.
Мезолитические люди пришли в Подонье из Северо-Восточного Прикаспия и Приаралья, из глубин Средней Азии. Миграционная волна достигла Дона не позднее VI и V тысячелетий до н. э: Именно культура позднемезолитических пришельцев затем послужила основой для развития в Подонье своеобразной неолитической культуры.
Характерным признаком донского неолита — VI-III тысячелетия до н. э. является распространение наряду с орудиями из кремня и кварцита орудий, сделанных из более мягких пород камня: сланца, песчаника и других материалов. Возникает новый тип орудия — каменный топор. С его помощью добывалось кремневое сырье, обрабатывалась древесина для жилья и транспорта (лодок, плотов). В неолит применяли и тесла, долота. В эту эпоху началось производство глиняной посуды, на которую наносился определенный культовый орнамент. Искусствоведы не перепутают украинские вышитые орнаменты с марийскими. Формы посуды тоже были разными, как и состав глиняного теста. У ряда народов, перешедших к земледелию, особое значение приобрел культ солнца, что нашло отражение в орнаментах. Форма посуды также повествует о способах приготовления пищи (на костре, или в печи).
Многие ученые подтверждают, что так называемый атлантический климатический период, начавшийся 7700 лет назад, территория Верхнего и Среднего Дона, вплоть до южных районов Воронежской области, была занята лесостепью. Здесь наибольший запас растительности — 400 — 500 тонн на гектар. Запас зоомассы — около 500 кг на гектар. Лесостепная зона значительно выигрывает по сравнению со степной — где запасы названных масс в пять-десять раз меньше. Здесь развитая речная система, рыболовство, раздолья для охоты, скотоводства. Однако здесь один из 3-х лет засушливый.
На Черкасской стоянке в устье Битюга в самых ранних неолитических слоях обнаружен целый комплекс сезонного типа: заглубленная постройка временного жилья, наземная постройка с переносным каркасом и легким навесом, напоминающим амбар, рядом кучи створок речных раковин. Пол утрамбован битой ракушкой. Такие же постройки у Старой Тишанки на Битюге.
Стоянки с накольчатой керамикой и своеобразным каменным инвентарем объединены в среднедонскую неолитическую культуру. Они занимают среднее течение Дона и его притоки, а также бассейн реки Воронежа. Племена этой культуры длительное время находились в известном единстве и замкнутости в пределах нашего края.
Примерно с середины IV тысячелетия до н. э. в северные i районы лесостепного Дона стали проникать группы населения из Волго-Окского междуречья, материальная культура которых заметно отличалась от местной. У выходцев с севера сосуды более приземистые, напоминающие перевернутые шлемы или колокола, украшались они сплошь по всей поверхности круглыми ямками в «шахматном» порядке, разделяющимися редкими поясками из оттисков мелкой гребенки. Много костяных орудий для рыболовства: гарпунов, острог, крючков. Памятники с такими материалами объединены в рязанско-домовскую неолитическую культуру. Племена этой культуры не испытывали вражды к носителям среднедонской неолитической культуры. Проникновение на Дон племен с севера продолжалось и в период, когда в южных районах донской лесостепи полностью утвердилось господство энеолитических скотоводческих культур.
Не исключено, что вместе с керамикой из среды южного населения была привнесена идея раннего земледелия. Видное место занимает охота на мелких животных и птиц, а также собирательство. Здесь отмечены кратковременные стоянки, свидетельствующие о подвижности ранненеолитических групп населения с культурой накольчатой керамики. Население быстро приобщалось к рыболовству.
Итак, на Дону со средней поры неолита появляются новые группы переселенцев. Параллельное бытование разноэтнических племен со своими укладами хозяйствования как раз и отражает специфику лесостепи в сравнении с другими природно-географическими зонами. В неолите имела место специализация в сфере производства средств труда и предметов быта.
Отсутствие необходимого сырьевого источника сдерживало внедрение «передовой» технологии изготовления орудий, но одновременно расширяло межплеменные связи4.
Гранью, отделившей энеолит от неолита, послужило появление первых орудий из чистой меди (IV и III тысячелетия до н. э.). В эту эпоху человек изобрел парус, колесо, конские удила для верховой езды, гончарный круг и многое другое. Следом появляются египетские пирамиды, папирусы, глиняные таблицы. Энеолитическая эпоха в нашем крае связана с расселением ранних скотоводческих племен из низовий Дона. Их сезонные стойбища, отмеченные единством облика и материалов, позволили выделить новую археологическую культуру — нижнедонскую. Развитие коневодства породило культ коня: устраивались жертвенники из конских голов (на Черкасской стоянке). В могильниках встречаются металлические украшения, глиняные сосуды, украшенные гребенчатым штампом. Появление парных разнополых захоронений — свидетельство социального неравенства, когда умерщвляли наложницу и хоронили вместе с хозяином. Встречаются в захоронениях скелеты собак. На стоянке Дрониха у ребёнка отчленены ноги до колен и положены рядом с бёдрами. Своеобразным оказался труп мужчины в позе «роженицы». Это попытка показать, что мужчины могут обходиться без женщин.
На Иванобугорском могильнике близ села Черкасского Павловского района умершие в туго спелёнутом состоянии размещены радиально, головами к центру кургана. Видимо, это связано с культом солнца. Одно из погребений сопровождалось кругом из меди.
С середины III тысячелетия до н. э., с начала эпохи бронзы, на Средний Дон проникают племена из степей Заволжья и Нижнего Дона, в скотоводческом хозяйстве которых сложилась овцеводческая специализация. Они принесли первые изделия из бронзы (сплав олова и меди от 6 до 10%). С приходом новых племен, культура которых получила название «древнеямной» (умерших хоронили на спине с подогнутыми ногами в глубоких прямоугольных ямах) на нашей территории начинается эпоха бронзы. Характерная особенность погребения пришельцев — надмогильные насыпи — курганы. Чем выше курган, тем быстрее произойдет встреча с богами. Отмечено в одном кургане не по одному, а по нескольку захоронений или по нескольку десятков. Очевидно, хоронили слуг и рабов. За полторы тысячи лет эпохи бронзы (от середины III до начала I тысячелетия до н. э.) в Курганах много захоронений. Они, очевидно, принадлежат родственникам первого покойника. Надо полагать, существовали могильники с массовыми захоронениями.
В могильнике близ г. Павловска найдены погребения с набором плотницкого, кожевенного, ювелирного инструментов. Это свидетельствует о появлении специализированных отраслей мастеров — профессионалов. В Павловском могильнике, где раскопано 56 курганов, из большого числа погребений среднедонской катакомбной культуры лишь треть оказалась с катакомбами. Курильницы представлены единичными экземплярами. Их место в ритуале заняли «жаровни». Примерно третья часть черепов в погребениях несет следы искусственной деформации. Все металлические предметы изготовлены из кавказского сырья.
Среди племён репинской культуры с середины III тысячелетия до н. э. наметились разделительные тенденции. Одни племена покинули пределы Дона, другие подвергались активной ассимиляции со стороны древнеямных групп и скоро слились с ними, третьи переориентировались в своей хозяйственной деятельности, установив связи с представителями северных лесных областей, а четвертые обживались, сохранив свои традиции на многие столетия, подчиняясь лишь законам внутреннего развития.
При раскопках ряда многослойных стоянок (Черкасская, Дрониха и другие) было обращено внимание на небольшую группу сосудов. Форма их репинская, а техника изготовления с традициями северной неолитической культуры (охотников и рыболовов, обитавших в то время в районе Верхней Оки и Десны). Раскопки Иванобугорского могильника, поселений Верхний Карабут и других дополнили представления об исторических событиях на Дону на рубеже III —II тысячелетий до н. э., где наблюдается сближение энеолитических скотоводов с неолитическими рыболовами. Иванобугорское население уходило в северные и северо-восточные земли. Абашевская культура на Дону существовала параллельно культуре катакомбной, но между племенами торговых связей не было. Лишь к середине II тысячелетия н. э. на позднем этапе развития катакомбных племен частично происходит соединение традиций названных культур.
В то время формируется новое объединение племен, получивших название срубных — по устройству деревянных срубов в могильных ямах. История всех трех племен переплеталась. Срубные племена имели хорошо организованное комплексное хозяйство, где ведущее место занимало скотоводство: придомное, отгонное и полукочевое. В придомном скотоводстве, дополнявшемся земледелием, преобладал крупный скот, свиньи, лошади. В земледелии применялись быки. Экономика срубных племен Подонья включала развитую ремесленную специализацию, главным образом металлургическую. Из бронзы отливались топоры, серпы, косы, ножи, наконечники копий. В поселке близ Мосоловки на р. Битюг существовал ремесленный клан. В реализации продукции основную роль играл обмен.
В Богучарском районе близ с. Терешково обнаружен клад производственных изделий. Сырьё для бронзовых изделий привозили сначала из Заволжья, а потом из Донецкого бассейна. Но камень остаётся нужным материалом в сфере строительства, искусстве (скульптура), в производстве орудий труда (жернова, точила, посуда). Развивалось и косторезное дело. В курганах у села Радченское Богучарского района и в Плодосовхозном могильнике близ Павловска найдены предметы из дерева с художественной резьбой по кости, характерной для культуры абашевских племен. На Шиловском поселении близ Воронежа, Копанищенском под Острогожском удалось реконструировать жилища и вспомогательные постройки. В кургане близ поселка Хреновое Бобровского района удалось проследить устройство погребального сруба «в лапу». Интересны находки на Павловском могильнике жертвенных сооружений носителей катакомбной культуры позднего этапа (середина II тысячелетия до н. э.): остатки различных животных, коня, крупного и мелкого скота, черепахи, костяки молодых женщин и фрагменты черепов младенцев утробного возраста. Последнее -с целью вызвать плодородие.
В одной из ям костей не было. Очевидно, туда изливали кровь и священный хмельной напиток. Большой интерес представляет музыкальный инструмент среднедонской катакомбной культуры «свирель Пана», состоящий из восьми последовательно удлиняющихся трубочек из полых костей дрофы или журавля. (Пан — древнегреческое божество -покровитель стад, пастбищ, лесов). Свирель сопровождала захоронение жреца.
На протяжении многих столетий здесь шёл процесс складывания древнейших индоиранских групп, а около середины II тысячелетия они влились в мощный поток переселенцев, двигавшихся в восточном и юго-восточном направлениях и ставших затем хозяевами громадных пространств Малой Азии, Иранского нагорья Индии. Элементы катакомбной культуры резко обрываются, и находят вдруг аналоги в материалах Казахстана и Южного Зауралья.
В это время в захоронениях с богатым инвентарем прослеживается утверждение имущественного неравенства и власти сильных. В изучении идеологии и общественного устройства древних донских племен хорошие результаты принесли раскопки у хутора Мастище в Острогожском районе, где найдены остатки святилища (лабиринта), и это на рубеже III —т II тысячелетий до н. э. она выполняла и роль обсерватории.
В 1989 году на Терешковском Валу близ Богучара выявлены бескурганные захоронения древнеямной, катакомбной и срубной культур, а также уникальная группа погребений мастеров по изготовлению каменных наконечников стрел, принадлежавших северному лесному этнокультурному миру, остатки медеплавильной печи и шлака, большое число сосудов и других изделий.
В эпоху бронзы на Дону не происходило резкой смены археологических культур, а фиксируется период их контакта; при этом сферы их влияния и политический приоритет не оставались неизменными, а имели тенденцию меняться местами. Здесь безраздельно господствует большесемейная община и парная, семья — признак разложения первобытнообщинного строя.
Изделия из железа появляются ещё в недрах эпохи бронзы, а первые из них даже в III тысячелетии до н. э. Они изготавливались из метеоритного железа. Позже — из болотных руд, которые встречаются повсюду. Первоначально железо получали в обычных ямах, но позднее сооружали глиняные печи, куда нагнетали воздух. Потом печь ломали. Из полученной крицы выковывали разные изделия. Такой способ производства железа на Дону сохранился до средневековья.
В 1 тысячелетии до н. э. в Причерноморье и Приазовье из азиатских степей вторгаются многочисленные племена кочевников — скотоводов — скифы. Они вытеснили киммерийцев, частично взяв их в рабство. Здесь они основали могущественное Скифское царство с центром в районе днепровских порогов, близ современного города Никополя. В это же время на северном побережье Черного моря греческие колонисты создают античные города — государства. Восточнее скифов в Заволжье и Волго-Донском междуречье расселились родственные им сарматские племена. Были и другие народы. Но решающее влияние на судьбы донского населения оказали три названных этнокультурных мира.
По внешнему виду археолог П. Д. Л иберов объединил памятники раннего железного века в среднедонскую культуру. На Среднем Дону в 1 тысячелетии до н. э. жили меланхлены, скифы, будины, сарматы.
Из мест поселений наиболее характерными являются городища. Они располагаются на высоких мысах берегов рек. Крутые склоны оврагов подрезали для большей безопасности. Городища занимали от 1,5 до 20 гектаров. Они делятся на места: постоянной жизни, временного пребывания со скотом на случай военной опасности; для загона скота. Жилые городища чаще на правой стороне, городища — загоны — в левобережной части (по течению реки Битюг).
Курганы того времени рассеяны по всему Подонью, но наиболее крупные их группы (по 40 — 50 насыпей) на высоких грядах и водоразделах правобережья. Людей хоронили либо на уровне древнего горизонта, а потом возводили насыпь, либо в вырытых прямоугольных ямах. Эти ямы иногда имели деревянные конструкции на каркасе. Встречаются ямы с дромосами (узкими входами) и катакомбы. Могильные ямы часто очень велики (до 60 квадратных метров). Они часто обшивались досками. Костяк — вытянуто на спине. Пол смазан глиной. Остатки кострищ, жертвенное мясо с ножичком с костяной рукояткой. Много вещей: железные мечи, кинжалы, бронзовые и железные наконечники стрел, пращевые камни, шлемы, панцири, уздечные наборы с украшениями в «зверином» стиле, мотыги, топоры и серпы. Скотоводство дополнялось земледелием. Семьи были от 4 до 25 человек.
В среднедонской культуре присутствуют элементы скифской и сарматской культур. Погребальный обряд сармат сопровождался небольшими насыпями круглой и эллипсовидной формы с остатками тризны, устройством удлиненных прямоугольных ям, куда помещали умерших на спине с ориентировкой на юг. Мужские захоронения сопровождались длинными мечами, кинжалами, наконечниками копий, конскими удилами.
Около середины III века н. э. на степных пространствах Евразии возникли крупные племенные передвижения, ставшие причиной гибели сарматского мира. После сармат Воронежский край на 400 лет «замолкает» — вплоть до VIII века н. э.
Большинство советских историков и археологов пришли к общему мнению, что многие сведения о восточнославянских племенах, содержащихся в летописях, относятся не к моменту написания их, а к более раннему (200 — 300 лет) времени, ко второй половине 1 тысячелетия н. э., точнее к последним его векам. На рубеже VIII —IX веков восточнославянские племена заселили берега Дона и Воронежа. От устья Воронежа на юг по правобережью Дона остановились в своем движении на юго-восток славяне, создав здесь многочисленные укрепленные поселения.
Многие славянские поселения в бассейне Дона значительны по площади и имели по нескольку десятков жилищ, более ста из них на территории горы Трудь близ хутора Титчиха Лискинского района Воронежской области. Они представляли собой полуземлянки высотою 1,5 — 2 метра, площадь 12 — 25 квадратных метров. Крыша была соломенной или глиняной, слегка обожженной. В углу большая печь — для обогрева и приготовления пищи, которая топилась по-черному. Через столетия появились просторные срубные дома с дымоходами. Славяне разводили коров, быков, волов, свиней, овец, коз, лошадей, охотились за дичью. В рационе питания славян мясо дичи составляло 57 процентов, домашних животных — 43 процента. Пушнину бобра, белок, зайцев, лисицы, медведей сбывали арабским и хазарским купцам. Охотились с помощью стрел с железным или костяным наконечником, ловушек, капканов. Занимались рыболовством с острогой, крючком, сетями. Рыболовство, охота, собирательство становились порой единственным средством существования. Видное место у славян занимало прядение и ткачество, изготовление глиняной посуды без гончарного круга. Плавили железо. Но делали это за пределами поселков. Найдены орудия кузнеца: клещи, каменная наковальня, точильный камень. Изготовляли серпы, сошники, долота, рыболовные крючки, ремни, ножи, ножницы, наконечники стрел и копий. Были у них и мастера — ювелиры.
Занимая окраинное положение в восточнославянском мире в конце 1 тысячелетия н. э. у границ Хазарского каганата и являясь по существу первыми славянскими племенами на длительном пути сухопутных купеческих караванов из Волжской Болгарии и Средней Азии в Киев и другие древнерусские города, донские славяне не могли остаться в стороне от обширной торговли в эпоху средневековья. Да и сама река Дон стала торговой артерией из восточнославянского мира в Хазарию, Среднюю Азию и Передний Восток.
Важнейшим вопросом в истории Подонья является проблема трассы Киев — Булгары, которой в 1990 году была посвящена специальная конференция археологов, к сожалению, без участия местных специалистов. Как считают А. Д. Пряхин и А. 3. Винников, через Дон в IX —X веках проходил путь между этими регионами.
При этом они ссылаются на Б. А. Рыбакова. История этой трассы пережила несколько этапов: первый период — начало XI века, 2-й — конец XI — начало XII веков, 3-й -конец XIII и четвертый — середина XV века.
Таким образом, мы видим, он зародился тогда, когда население Среднего Подонья покинуло этот регион. Б. А. Рыбаков и А. Д. Пряхин дают карту этой трассы, одним из конечных пунктов которой на Дону был город Вантит.
Краевед А. В. Кожемякин в статье «Среднее Подонье в XII столетии» убедительно доказывает, что учёные Б. А. Рыбаков и А. Д. Пряхин пошли по пути искажения исторических фактов. В действительности торговая трасса на Дону возникла в незапамятные времена и функционировала до возникновения Древнерусского государства в Поднепровье, то есть до захвата этого региона печенегами, а потом половцами. Через Подонье в Северо-восточную Русь по Дону проходил торговый путь из Византии: об этом свидетельствуют византийские монеты (43 монеты в фондах Воронежского краеведческого музея), посуда (в Семилуках), кресты — эколпионы с греческой подписью (в Жировском лесу) и другие. Археологи полагают, что Семилукское городище возникло во 2-й половине XII века, в период заката Византийской империи. И последней, конечно, было не до торговых связей: в 1204 году она пала под натиском крестоносцев.
Предметы византийского быта могли появиться в Подонье после похода и возвращения в XI столетии из Византии половецких войск Боняка и Тугоркана, среди участников которого были местные бродники, организованные Черниговым как военная сила.
Необходимо сказать о духовной жизни славян. В «Повести временных лет» говорится: «И когда пришел (князь Владимир из похода на Византию в Киев) повелел опрокинуть идолов — одних изрубить, а других сжечь, Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву извозу, к ручью, и приставить 12 мужей колотить его жезлами». Так нарождающийся класс феодалов Киевской Руси — первого восточнославянского государства расправлялся со старыми, тысячелетиями складывавшимися традициями, с языческим мировоззрением, которое определяло не только отношение славян к окружающему миру, но и понимание своего места в нем. Но старые традиции еще долго жили в русской деревне. Совершенно очевидно, что без знания язычества трудно понять идеологию Киевской Руси. Ниже мы покажем, как все это было осмыслено в русской деревне с учетом древнего языческого понимания.
См.: Сыроватский Н.И. Отчий край. – Воронеж, 1996. – 628 с.