Понятие «проектная технология» известно сегодня многим российским педагогам. Как средство обучения проектная технология быстро приобрела популярность и стала использоваться преподавателями. Считается, что возникла она в начале XX в. в США и разрабатывалась представителями гуманистической педагогики и философии (Дж. Дьюи, 1924; У.X. Килпатрик, 1925, 1928; Кораблева, 1928 и др.).
Основой проектной технологии является обучение в ходе составления проектов, т.е. некоторых учебных задач, решаемых учащимися в воображении или в практической деятельности и имеющих определенные цели. Н.Ф. Коряковцева отмечает, что «проектная технология – это личностно ориентированная педагогическая технология, реализующая обучение в сотрудничестве преподавателя и студента». В реальности проектная технология возникла во второй половине XIX в. в сельскохозяйственных школах США, затем была перенесена в вузы. Она основывается на теоретических концепциях прагматической педагогики, провозгласившей «обучение посредством делания» («Learning by doing» / I. & A. Dewey «Schools of Tomorrow»). Подробное освещение проектной технологии отмечалось в работах У. X. Килпатрика и Э.Х. Коллингса (США). У. X. Килпатрик так определял программу учебного заведения, работающего по проектной технологии: «Программа есть ряд опытов, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат развитию и обогащению целого потока других опытов».
Рассмотрим место проектной технологии в обучении по специальности «Специалист в области физической культуры и спорта». Не будет ошибочным считать, что в последнее время эта технология прочно вошла как в теоретическую, так и в практическую дидактику и приобретает все больше сторонников.
Зачем же нужна проектная технология в преподавании курсов указанной специальности и как она может быть использована с учетом специфики предметов?
Одной из целей обучения студентов – будущих специалистов в области физической культуры и спорта — является формирование у них коммуникативной компетенции. Важно предоставить учащимся возможность мыслить, решать какие-либо проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем, с тем, чтобы студенты акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была творческая задача, а предмет выступал в функции формирования и решения данной задачи.
Проектная технология и является таким «проводником» и позволяет творчески осмысливать учебный материал, предлагаемый педагогом в различного рода задачах и проектах.
Эффективность проектной технологии в большой мере обеспечивается интеллектуально-эмоциональной содержательностью включенных в обучение тем. При этом важно, чтобы темы в курсе были разнообразными, усложнялись постепенно и были конкретными. При этом каждая тема раскрывается учащимися с позиции собственного опыта.
Помимо вербальных средств выражения учащимися широко применяются и другие — рисунки, картинки, планы, карты, схемы, таблицы, графики и диаграммы. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
Проектная технология имеет характеристики, выработанные традиционной и современной методиками преподавания.
К ним, прежде всего, относятся разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т. н. эгофактор.
Разнообразие – необходимая черта любого качественного обучения – способствует поддержанию интереса к учебе. В курсе должны присутствовать разнообразные темы и формы учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах); разнообразные типы задач и лабораторных стендов.
Проблемность означает, что учащиеся используют знания для выполнения заданий, которые характеризуются и новизной результата, и новыми способами его достижения. Проблемный подход заставляет думать, и студент обучается думая, размышляя.
Учение с удовольствием – безусловно, важная черта, т. к. студенты учатся продуктивно и многое узнают, если делают это свободно, без принуждения, испытывая радость.
Особое значение имеет эгофактор, т. е. возможность говорить о том, о чем студенты думают, о своих планах.
На наш взгляд, проектная технология предполагает не решение готовых учебных задач, а генерацию, формулировку и разработку идей, замыслов и проектов в широком социальном контексте; предполагает составление проектов, но эти проекты не носят чисто учебного характера, а берутся из потребностей социальной жизни, возможно, из личной жизни и опыта проектировщика, выбираются или формулируются самим педагогом и выполняются не в ходе учебной деятельности, а посредством ее.
Другими словами, учебная деятельность является лишь этапом в развитии проекта. Образование в целом выступает в сервисной роли по отношению к проекту; оно называется проективным не потому, что использует проект как технологию обучения, а потому, что само является средством создания или реализации какого-либо проекта, имеющего жизненный или профессиональный, а не просто учебный смысл для проектировщика.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проектная технология имеет право на существование как средство решения учебно-творческих задач в теории педагогического проектирования.
Автор: Савинкова О.Н.