Семидесятное — село Хохольского района Воронежской области. Совершенно ясно, что название происходит от числа семьдесят. Но почему именно оно стало названием? Местные жители над этим задумывались давно. И появилось несколько преданий. Они опубликованы в книге «Воронежская старина» (вып. № 6 за 1907 год). Одно утверждает, что до возникновения села здесь обитало 70 разбойников. Такая версия, по мнению В.А. Прохорова, неправдоподобна. Откуда бы взялись в этих совершенно незаселённых в те времена местах столько разбойников? Им некого было бы грабить.
Второе предание толкует, что здесь было 70 родников. Эту версию В.А. Прохоров также отвергает. Такого количества родников в одном месте не бывает. Третье предание говорит, что сюда было сослано из центральной России (в другом варианте — из соседнего села Яблочного) 70 семейств, которые и основали село. Но по документам известно, что, например, в 1676 году в Семидесятном было только 52 двора.
И все-таки имя свое село получило от «семидесяти дворов». Но как это получилось, если известно, что такого количества дворов не было?
Во второй половине XVII века территория, на которой находится село, входила в состав Костёнского уезда. Сохранился документ, в котором говорится, что 20 апреля 1671 года из Костёнска (ныне село Костёнки) в Воронеж был отправлен недобранный хлеб «с семидесяти дворов». А уже в документе от 16 марта 1673 года говорится, что некто Сергей Теребунский с товарищами — жителями села Никольского и деревень Семидесятной и Яблочной дали ручательства за Василия Степанова, которого посылали в Воронеж «к хлебному приёму», наказывали ему «не пить и не бражничать, зернью и карты не играть». Как видим, в документе упоминается село Никольское, как более главное и, вероятно, более старое, и две деревни — Семидесятное и Яблочное. И это разъясняет многое. В эти места прибыло 70 семей. Им дали землю для поселения в Костёнском уезде. Но поселились они не в одном, а в двух местах. По документу 1671 года, хлеб тогда брали «с семидесяти дворов» без указания селений. А через два года Семидесятное уже упоминается в документах как самостоятельное селение, хотя здесь жили не все люди, прибывшие в числе, «семидесяти семей». Часть этой группы обосновалась отдельно и положила начало соседнему селу Яблочному. Это подтверждается данными за 1676 год. Тогда в Семидесятном было 52 двора драгун, в Яблочном — 27 дворов драгун, а вместе — 79 дворов. И хотя здесь 9 дворов лишние, но за время, прошедшее с момента основания селений, число их прибавилось. Не случаен и тот факт, что одно из приведенных преданий также намекает на общность происхождения двух рассматриваемых селений.
Когда же возникло Семидесятное? Ответ на вопрос можно получить из документа от декабря 1673 года. Житель Семидесятного Яков Плотников по навету рязанского помещика Семёна Калединского был закован в цепи и посажен в воронежскую тюрьму. Помещик утверждал, что Плотников являлся его крепостным, который бежал на Воронеж, где и устроился на службу, и требовал, чтобы этого человека вернули в помещичью усадьбу. Пока шло разбирательство, в показаниях было записано немало разных деталей. В частности, Яков Плотников показал, что в 1673 году он жил в Семидесятном шестой год. Итак, село возникло в 1667 году, основано служилыми людьми. Их прибыло 70 семей, но в Семидесятном они поселились не полностью.
Из описания Нижнедевицкого уезда 1780 года видно, что в Семидесятном было 118 дворов, Архангельская церковь, мучная мельница о двух поставах на речке Девице.
См.: Прохоров В.А. Вся Воронежская земля. С.285.