За последние годы во всем мире отмечается существенный рост числа межэтнических и межконфессиональных конфликтов. Подобные негативные тенденции зафиксированы и в России. В целях эффективного противодействия экстремистским проявлениям правоохранительные органы свои усилия направляют на: выявление, нейтрализацию, устранение или минимизацию негативного воздействия тех внешних факторов, которые стимулируют или непосредственно детерминируют совершение отдельными лицами, их группами, организациями экстремистских акций; выявление потенциальных субъектов экстремистских деликтов (отдельные группы риска среди молодежи, политические экстремисты, националистически настроенные лица или религиозные фанатики, проповедующие идеологию насилия и т.д.) и оказание на них корректирующего воздействия с тем, чтобы склонить к отказу от насильственных способов решения проблем, направления их устремлений в конституционное, правовое русло.
Реализуется план комплексных мероприятий по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов в выявлении и пресечении экстремистских проявлений, создана база данных экстремистских организаций, в том числе и молодежных. На оперативно-профилактические учеты за совершение различных правонарушений экстремистской направленности поставлено около 10 тыс. человек, относящихся к различным неформальным молодежным организациям. Принято обращение к руководителям субъектов Российской Федерации, главам традиционных религиозных конфессий и лидерам общественных организаций о консолидации усилий в борьбе с экстремизмом, более активном участии в деятельности по предупреждению преступлений такой направленности.
Большое внимание уделяется информационному противодействию национализму, расизму и религиозному экстремизму.
Созданное в Российской Федерации антиэкстремистское законодательство в целом позволяет правоохранительным органам осуществлять борьбу с экстремизмом и его профилактику. К нему относится Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности». Внесены дополнения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в него включена новая статья 282.1 – «Организация экстремистского сообщества», предусматривающая ответственность за подобного рода деяния. Однако имеющиеся пробелы в правовом регулировании отношений в данной сфере снижают эффективность правоприменительной деятельности.
Исключительно важным направлением является проведение информационно-политических мероприятий, в первую очередь среди молодежи и подростков. Указанная деятельность должна включать в себя:
— повышение общеобразовательного уровня граждан, усиление пропагандистской работы среди населения, разъяснение человеконенавистнической сути экстремистских идей;
— создание эффективной системы просвещения в части культурного и конфессионального многообразия и исторического единства народов России, истории религиозной нетерпимости, геноцида и других преступлений, порожденных экстремизмом, обеспечение системы мер, направленных на противодействие пропаганде экстремистской идеологии, насилия в средствах массовой информации и др.;
— разработку региональных программ профилактики молодежного экстремизма, решающих проблемы занятости несовершеннолетних, организации досуга молодежи, создания сети детско-подростковых и молодежных клубов, центров и объединений; активизацию работы по реализации Стратегии молодежной политики.
Опыт показывает, что только запретительными и силовыми мерами разрешить проблему экстремизма невозможно. Для преодоления этих негативных явлений необходимо консолидировать общество, принять меры, направленные на оздоровление социально-политической и экономической обстановки в стране.
В целях повышения эффективности работы профилактике политического и религиозного экстремизма необходимо:
— выработать единую систему мер профилактики экстремизма, с охватом всех структур власти, правоохранительных органов, общественных организаций и конфессиональных институтов;
— для выработки положительной гражданской позиции с участием представителей официального Духовенства организовать через средства массовой информации разъяснительную и профилактическую работу среди населения в отношении реализации антитеррористических мероприятий, урегулировать беспорядочное освещение в средствах массовой информации статьи и выступление, полученные через сайты Интернета, неформальных лидеров;
— организовать в учебных заведениях целенаправленную разъяснительную работу об уголовной и административной ответственности за националистические и иные экстремистские проявления с привлечением специалистов органов образования и по делам молодежи, а также комиссий по делам несовершеннолетних;
— организовать проведение упреждающих мероприятий, направленных на выявление и пресечение незаконных действий представителей исполнительной власти и органов местного самоуправления, причастных к легализации, размещению, занятию экономической, религиозной и иной деятельностью выходцев из Северокавказского региона, Центральной Азии и Ближнего Востока, сторонников радикального течения ислама, преследующих экстремистские цели;
— активизировать мероприятия по выявлению и перекрытию каналов финансирования экстремистских и террористических формирований.
Необходимо привести в соответствие с положениями Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» статьи 212 (массовые беспорядки) и 243 (уничтожение или повреждение памятников истории и культуры) УК РФ, дополнив указанные правовые нормы таким квалифицирующим признаком, как совершение преступления по мотиву идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды.
Целесообразно расширить перечень преступлений экстремистской направленности, изложенных в статье 282.1 УК РФ (организация экстремистского сообщества), так как он не охватывает весь спектр уголовных правонарушений, для подготовки и совершения которых могут быть созданы экстремистские сообщества, в том числе таких тяжких и особо тяжких деяний, как организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, массовые беспорядки и другие.
Большинство уголовно-наказуемых деяний экстремистской направленности относятся к категории преступлений средней тяжести. Данное обстоятельство в значительной мере ограничивает возможность проведения полного комплекса оперативно-розыскных мероприятий, связанного с ограничением конституционных прав граждан, необходимого для получения доказательств причастности отдельных граждан к экстремистской деятельности с целью последующего привлечения их к уголовной ответственности. В этой связи, а также в целях усиления профилактической функции законодательства необходимо проработать вопрос об ужесточении ответственности за совершение преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности.
Анализ судебно-следственной практики показывает, что от уголовной ответственности уходят лица, вовлекающие молодежь в совершение преступлений экстремистской направленности. В связи с этим назрела необходимость введения уголовно-правовой нормы, устанавливающей уголовную ответственность за вовлечение в экстремистские организации и сообщества.
Представляется целесообразным внести в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» норму об обязательном опубликовании в официальных периодических изданиях списка организаций (объединений), в отношении которых судом принято решение о ликвидации или запрете деятельности.
Требуется адаптировать нормативную правовую базу, регулирующую отношения в сфере распространения информации, к существующим реалиям в области противодействия экстремизму. Механизм, препятствующий публичному проявлению экстремизма на страницах газет и телеканалов, на сайтах Интернета вследствие пробелов в законодательстве, не всегда срабатывает. В связи с этим необходимо установить ответственность владельцев информационных ресурсов в российском сегменте сети Интернет.
В реформировании нуждается законодательство, регулирующее издательскую деятельность, в том числе выпуск и распространение малотиражных печатных изданий.
Автор: Кобец П.Н.