С научной точки зрения понятие «контроль» имеет сложную комплексную природу, благодаря чему находит применение в различных отраслях и сферах деятельности, что обуславливает подходы к его исследованию с различных позиций. Контроль как понятие и явление рассматривается учеными в таких сферах, как экономика, юриспруденция, управление, кибернетика, социология… Как понятие термин «контроль» впервые появился достаточно давно, от французского «contrerole», что значило «список, ведущийся в двух экземплярах». В дальнейшем сформировалось слово «controle», означавшее проверку и наблюдение с целью проверки.

С течением времени, развитием экономических отношений понятие «контроль» обогащается дополнительным содержанием. Словарь В. Даля под контролем подразумевает учёт, поверку счетов, отчётности, а также присутственное место, занимающееся проверкой отчетов. Словарь С.И. Ожегова утверждает, что контроль — это проверка, а также наблюдение с целью проверки [1, с. 268].

Взгляд на контроль как на практическую деятельность, связанную с проверкой кого или чего-либо распространён, в том числе и среди учёных. Так, Т. Котарбиньский утверждает, что «отчетность — это уведомление руководителей о выполнении поручения, контроль — это проверка выполнения поручения. Принятие отчёта к сведению — один из путей такой проверки» [2, с. 16].

С точки зрения практической деятельности бросается в глаза, то, что именно практика контрольной деятельности позволила выявить наиболее подверженные злоупотреблениям сферы деятельности и одновременно объекты контроля, и то что именно финансовый контроль лежит в основе контрольной деятельности, так же, как и финансы (финансовые отношения) находятся в основе хозяйственной деятельности, а также то, что без государственного регулирования как финансовый контроль, так и финансы существовали бы в зачаточном состоянии.

Рассмотрим государственный финансовый контроль как понятие с разных сторон: как направление деятельности государства, как функцию государственного управления и как форму реализации контрольной функции финансов. Современная наука подходит к рассмотрению сущности контрольной (контрольно-надзорной) сферы деятельности государства дискуссионно. Один из наиболее распространённых подходов утверждает, что контроль и надзор не что иное, как форма осуществления функций государства. В некоторых случаях контроль и надзор представляют как методы осуществления функций государства.

Не опровергая два предыдущих подхода следует указать, что наиболее убедительным и обоснованным выглядит утверждение, обосновывающее контроль и надзор как самостоятельную функцию государства. Достаточно широко распространён подход к финансовому контролю, как функции государственного управления. Контрольная функция при данном подходе реализуется через осуществление финансового контроля уполномоченными органами. Кроме того, финансовый контроль рассматривается как форма реализации контрольной функции финансов. Данный подход к сущности финансового контроля заслуживает отдельного рассмотрения.

Традиционно под финансами понимаются экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств (централизованных и децентрализованных) в интересах выполнения задач и функций государства и органов местного самоуправления, а также обеспечения условий расширенного воспроизводства. Контрольная функция финансов реализуется благодаря способности финансовых отношений через фонды денежных средств количественно отражать как воспроизводственный процесс в целом, так и отдельные его стадии, что даёт возможность осуществлять контроль хода формирования, распределения и использования фондов денежных средств в форме финансового контроля.

Подводя итог исследованию подходов понятия «финансовый контроль», следует отметить, что финансовый контроль одновременно является одним из важнейших направлений реализации контрольно-надзорной функции государства, функцией государственного управления и формой реализации контрольной функции финансов.

Если подходить к рассмотрению финансового контроля с точки зрения правового регулирования, то самый значительный нормативно-правовой акт российского права, посвященный его правовому регулированию, это Бюджетный кодекс Российской Федерации, раздел IX [3]. Следует отметить, что в Бюджетном кодексе Российской Федерации законодатель рассматривает финансовый контроль в чрезвычайно узком смысле (с точки зрения финансов вообще), как контроль за формированием и расходованием бюджетных средств, т.е. как бюджетный контроль, не давая при этом его нормативного определения.

Аналогично иные нормативно-правовые акты, так или иначе затрагивающие регулирование финансового контроля в той или иной сфере рассматривают отраслевые виды финансового контроля, такие, как банковский контроль, валютный контроль, налоговый контроль и т.д. не давая им определения. Большинство отечественных исследователей при рассмотрении государственного финансового контроля основной акцент делают на деятельности органов, осуществляющих финансовый контроль, то есть используют организационно-управленческий подход. Например, с точки зрения А.Н. Козырина, финансовый контроль представляет собой осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности [4, с. 48].

Е.Ю. Грачева определяет финансовый контроль как деятельность со стороны уполномоченных государством органов и организаций за законностью в процессе собирания, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспечения прав и свобод граждан [5, с. 112].

Ю.А. Крохина рассматривает понятие государственного и муниципального финансового контроля в широком и узком аспектах. В широком аспекте государственный и муниципальный финансовый контроль — это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных и муниципальных интересов в процессе публичной финансовой деятельности. В узком аспекте государственный и муниципальный финансовый контроль — это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны [6, с. 123].

В официальных документах Минфина России государственный финансовый контроль определяется как система мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств. Анализ экономической и юридической научной литературы, содержащей изложение теоретических и практических проблем государственно- го финансового контроля, позволяет утверждать, что среди ученых нет общего мнения в части определения понятия «финансовый контроль», и это, не смотря на отсутствие нормативного определения. Более того, ряд публикаций указывает, что с точки зрения правового регулирования термины «финансовый контроль» и «государственный финансовый контроль» идентичны, несмотря на то, что экономическое содержание данных терминов различается [7,8,9].

Автор: Волков М.А.

Литература:

1. Ожегов С.И. Словарь русского языка. — М., 1973. — С. 268.

2. Моданов В.В. Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактора обеспечения национальной безопасности РФ: дис. … канд. юрид. наук. — М., 2008.

3. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ // СЗ РФ, 1998. — № 31. — Ст. 3823.

4. Финансовое право: учеб./под ред. О.Н. Горбуновой. — М., 2007. — С. 48.

5. Грачева Е.Ю. Развитие государственного финансового контроля в РФ как тенденция формирования социального государства. — М., 2009.

6. Крохина Ю.А. Финансовое право России: учеб. для вузов. — М., 2010.

7. Волков А.Ю. Подходы к периодизации финансового контроля // Электрон- ное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». — 2014. — № 4 (13). Сайт: http://www.iupr.ru. Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/Volkov%20A.Yu.%20statya.pdf.

8. Волков А.Ю., Волков М.А. Проблемы государственного финансового контроля // Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного развития. Материалы III международной научно-практической конференции. Саратов, 2014. С. 12-14.

9. Волков А.Ю., Волков М.А. Об изменениях в государственном финансовом контроле// Современное общество, образование и наука. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 9 частях. 2014. С. 32-33.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *