Основным фактором эффективности современной экономики является достижение обществом благосостояния при приоритете развития социальной сферы. Проблемы в социальной сфере сопровождали общество на протяжении многих лет, начиная с первобытных времен. Считаем целесообразным выделить следующие этапы формирования деятельности социальных предпринимателей, которая на протяжении столетий была направлена на обеспечение социальной стабильности, всеобщего благосостояния и социально-экономической защищенности всех групп населения.
К истокам социального предпринимательства как первого этапа развития отнесем период античности (IV–III вв. до н. э). Одними из первых к рассмотрению социальной проблематики и справедливого общественного устройства обратились именно античные древнегреческие философы Платон и Аристотель. В наиболее известной работе «Государство» (360 г. до н. э.) Платон (427–347 гг. до н. э., Афины) рассматривал социально-экономическую концепцию развития, которая выражалась в создании идеального государства как государства всеобщего благосостояния, где каждый занимается своим делом и приносит пользу не только себе, но и обществу [1]. Справедливость, по мнению Платона, была основополагающим принципом идеального государства.
В трудах ученика Платона Аристотеля (384 г. до н. э., Халкидики – 322 г. до н. э., Халкида) наряду с рассмотрением вопросов оптимального общественного устройства видим несколько иной подход к социальной справедливости и построению социального благополучия. Аристотель сформулировал социально-философские взгляды, опираясь на изучение политических устройств государств. Он установил, что правильно избранная цель и стратегия национального развития напрямую связаны с успешным развитием государства: «Теперь нам надлежит говорить о самом государственном строе: из каких и какого качества составных частей должно состоять государство, которое хочет стать государством счастливым и иметь прекрасное устройство. Благо при всех обстоятельствах зависит от соблюдения двух условий: одно из них – правильное установление задачи и конечной цели всякого рода деятельности, второе – отыскание всякого рода средств, ведущих к конечной цели» [2].
Главной целью государства, согласно Аристотелю, является благосостояние граждан. Все, что есть в государстве, подчинено этой цели. В фундаментальном сочинении «Политика» (335–322 гг. до н. э.) Аристотель писал: «Не следует, кроме того, думать, будто каждый гражданин сам по себе; нет, все граждане принадлежат государству, потому что каждый из них является частицей государства. И забота о каждой частице, естественно, должна иметь в виду попечение о целом» [3]. Таким образом, благосостояние общества является следствием добродетельной жизни всех граждан.
Аристотель называл человека политическим животным, уделяя при этом особое внимание его социальной сути. Известно, что решение социальных вопросов, как и государственного устройства, древнегреческий ученый связывал с характером социальной структуры общества. Государство, по мнению Аристотеля, должно в первую очередь заботиться о людях: «Только те государственные устройства, которые имеют в виду общую пользу, являются, согласно со строгой справедливостью, правильными; имеющие же в виду только благо правящих – все ошибочны и представляют собой отклонения от правильных: они основаны на началах господства, а государство есть общение свободных людей» [4].
Итак, ученые еще с древних времен задумывались о благосостоянии граждан, взаимоотношениях человека и общества, обращались к проблеме оптимального государственного устройства и настаивали на необходимости учитывать при построении государством внутренней политики те проблемы, которые непосредственно относятся к социальной сфере.
Второй этап становления социального предпринимательства включает в себя временной отрезок XVII–XVIII вв. В это время были сформулированы и обоснованы идеи социального реформирования и понимание возможностей социального благоустройства общества. Английский философ Томас Гоббс (1588–1679) – создатель теории общественного договора – в работе «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.) размышлял о справедливом устройстве государства, уделяя внимание вопросу о государственной поддержке неимущих слоев общества и благотворительности.
Отмечая, что такого вида помощь является необходимым условием справедливого государственного обустройства, Гоббс писал: «Если многие люди вследствие неотвратимых случайностей сделались неспособными поддержать себя своим трудом, то они не должны быть предоставлены частной благотворительности, а самое необходимое для существования должно быть им обеспечено законами государства. Ибо, подобно тому, как было бы жестокостью со стороны кого-либо отказывать в поддержке беспомощному человеку, точно так же было бы жестокостью со стороны суверена – государства подвергать таких беспомощных людей случайностям неопределенной благотворительности» [5].
Нельзя не отметить И.Т. Посошкова (1652–1726), первого русского экономиста-теоретика, который в социально-экономическом трактате «Книга о скудости и богатстве» (1724 г., опубликован в 1842 г.) писал о невещественном богатстве страны, наборе гражданских основ, т. е. институтов, способствующих здоровому функционированию экономики и общества. Посошков первым поднял вопрос о вещественном богатстве не как о денежной массе, находящейся в стране, а как о материальных благах в руках государства и народа. «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато», – такова его основная идея.
Последователем И.Т. Посошкова и первым социальным предпринимателем можно считать английского социолога Иеремию Бентама (1748–1832). Именно он в 1794 г. составил план широкого привлечения неимущих граждан на фабрику для обслуживания дерево- и металлообрабатывающих машин, придуманных его братом Сэмюэлем. Вскоре частное коммерческое предприятие братьев Бентамов превратилось в универсальный план решения социальной проблемы в целом. Его работными домами, предназначавшимися для использования труда бедняков, должен был руководить центральный совет, учрежденный в столице и организованный по образцу правления Английского банка: акции стоимостью 5 или 10 фунтов предоставляли каждому члену один голос.
В опубликованном варианте плана можно видеть: «1. Забота о неимущих по всей Южной Англии поручается единому органу; соответствующие расходы должны покрываться из одного фонда. 2. Указанный орган, представляющий собой акционерное общество, получит название «Национальная компания благотворительности» или что-то в этом роде». Предполагалось создать не менее 250 работных домов, охватывающих примерно полмиллиона человек. В проекте обстоятельно анализировалось положение различных категорий безработных. Отметим, что Бентам более чем на столетие опередил других исследователей. «Людей без места», уволенных совсем недавно, Бентам отличал от тех, кто не мог найти работу по причине «временного застоя», сезонных рабочих с их «периодическими застоями» – от «вытесненных рабочих рук», которые стали лишними из-за внедрения машин. Последнюю группу составляли уволенные из армии.
Между тем самой важной была группа «временного застоя», которая включала не только тех ремесленников и мастеров, профессии которых зависели от моды, но и более значительную группу лиц, лишившихся работы вследствие общего кризиса в производстве. Таким образом, новаторская идея Бентама предполагала грандиозный по своим масштабам комплекс мер, нацеленный на решение таких социальных проблем, как безработица, социальная защита и поддержка неимущих слоев населения.
Третий этап (XVIII–XIX вв.) знаменуется формированием термина «предпринимательство» как социально-экономического явления и развитием принципов современного социального предпринимательства. Для общества в целом развитие предпринимательства создавало условия более эффективного роста производства, насыщения рынка товарами и услугами, увеличения доходов населения и государства, обеспечения занятости и социальной стабильности.
Слово «предприниматель» (entrepreneur) возникло во Франции. Дословный перевод с французского: так называют человека, который решается на значимый проект или деятельность; так характеризуют смелых и азартных людей, которые стимулировали экономический прогресс, находя новые и более эффективные способы работы.
Первым, кто изложил концепцию предпринимательства, стал Ричард Кантильон (1680–1734) – купец и финансист родом из Ирландии, много лет проживший во Франции. В работе «Опыт о природе торговли вообще» (1755 г.) он выделял главенствующую роль предпринимателей, которые, по его мнению, действуют в условиях риска из-за того, что фермеры, торговцы, ремесленники и другие мелкие собственники приобретают товар по определенной цене, а продают по неизвестной. Вместе с тем Кантильон характеризовал предпринимательство как вид доходной деятельности, стимулирующий экономический прогресс благодаря поиску новых и наиболее эффективных путей реализации деловой инициативы. Он отмечал, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, т. е. различной информацией и знаниями.
Идеи классиков теории предпринимательства Сэя и Шумпетера, несомненно, послужили основой для формирования современного подхода к социальному предпринимательству. Французский экономист Жан-Батист Сэй (1767–1832) определял предпринимателя как экономического агента, который комбинирует факторы производства и переводит экономические ресурсы из сферы низкой производительности и прибыльности в области, где они могут дать наибольший результат. Предприниматель, по мнению Сэя, – это лицо, готовое пойти на риск ради достижения поставленной цели. Его важнейшие отличительные черты: а) соединение факторов производства (капитал и труд); б) сбор информации и накопление необходимого опыта; в) принятие решения и организация производственного процесса. Следовательно, предпринимательство – это экономическая деятельность, осуществляемая посредством постоянного комбинирования факторов, направленная на эффективное использование ресурсов и получение наивысших результатов. Сэй подчеркивал творческий, экспериментальный, а также инновационный характер деятельности предпринимателя, что, несомненно, является основой построения принципов современного социального предпринимательства.
Важное значение в дальнейшем развитии социального предпринимательства сыграл XX в., который ознаменован беспрецедентным развитием информационных технологий. Следствием стало возникновение нового технологического уклада и широкое распространение социальных инноваций. Развитие инновационных процессов в свою очередь оказало существенное влияние на сопряженную с ним социальную инфраструктуру
Четвертый этап (первая половина XX в.) характеризуется уже сформировавшейся индустриальной базой и массовым развитием предпринимательства. Поддержал идею социальных инноваций, сделав акцент на функцию предпринимателя как новатора, австрийский экономист и социолог Йозеф Шумпетер (1883–1950). Он рассматривал предпринимателя как главную движущую силу и «основной феномен» экономического развития общества, особо отмечая при этом необходимость внедрения инновационных технологий и новых комбинаций использования экономических ресурсов: «Производить – значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы. Производить нечто иное или иначе, значит, создавать другие комбинации из этих вещей и сил» [6].
Если в процессе производства не осуществляется никаких новых инновационных комбинаций, то говорить о предпринимательстве нет должных оснований. Предпринимательство предполагает отход от обычного «движения по течению», требует творческого подхода. Поэтому подобного рода деятельность слабо связана с личной выгодой предпринимателя и служит средством оценки социального результата.
Но в отличие от бизнеса предпринимательство менее тесно связывалось с получением прибыли. Это в полной мере относится к понятию социального предпринимательства, пятый этап (вторая половина XX в.) и становление которого связано с распространением идеи об участи граждан в управлении производством. Это выразилось в использовании методов социального партнерства и установлении социального мира, метода правовых уступок в области законодательного и коллективно-договорного регулирования труда и профсоюзной деятельности.
Предпосылкой формирования социального предпринимательства стало развитие теории социального государства, разработанной Людвигом Эрхардом (ФРГ) и Гуннаром Мюрдалем (Швеция), в которой значительная роль уделялась социальному партнерству. Система социального партнерства послужила инструментом сочетания экономической эффективности и достижения социальной справедливости. Данная система представляла собой одну из форм взаимодействия институтов государства и гражданского общества, в т. ч. профсоюзов и объединений работодателей, предпринимателей.
Особое внимание при этом уделялось анализу социальных отношений, их роли в развитии экономических процессов. Поддержал и развил концепции социального предпринимательства Ж.-Б. Сэя и Й. Шумпетера американский ученый австрийского происхождения Питер Друкер (1909–2005 гг.), сделав акцент на новые возможности и развитие идеи социальных инноваций. По мнению Друкера, «предприниматель всегда ищет изменения, реагирует на них и использует как новые возможности». При этом он не считал всякое развитие бизнеса предпринимательством. Расширение бизнеса может быть рутинным процессом, никак не сопряженным с преобразованием и новаторством. Организация должна придерживаться в своей работе трех принципов: постоянное усовершенствование продукта, использование знаний для собственного развития и системная инновационная деятельность. П. Друкер первым не только трактовал инновации как чисто технические, но и заговорил о внутрифирменном и социальном предпринимательстве. Он считал, например, что экономический успех Японии основывался именно на социальных инновациях, на развитии таких институтов, как высшее и среднее образование, трудовые соглашения. Большинство успешных инноваций основаны не на уникальных изобретениях и неизвестных фактах, а на изменениях уже происшедших и, возможно, даже широко известных, как, например, изменение возрастной структуры населения.
Шестой современный этап (конец XX – начало XXI в.) характеризуется значительным усложнением социальной структуры общества в развитых странах, а также более отчетливым проявлением условий становления социального предпринимательства как направления внутриполитической деятельности государства. Начинается активное развитие некоммерческих, неправительственных и добровольческих организаций филантропической направленности одновременно с появлением социальных предприятий. Вырисовываются очертания современных моделей социального предпринимательства (англо-американской, европейской, азиатской), каждая из которых характеризуется собственными чертами.
Несомненными лидерами в области развития социального предпринимательства являются Великобритания и США. Это обусловлено необходимостью решения назревших социальных проблем и, в первую очередь, связано с тем, что система государственного социального обеспечения заметно отставала от стремительного развития рыночных отношений, что сопровождалось острыми проявлениями недостатков рыночной экономики, вызывающих тяжелые социальные последствия для отдельных групп населения, до которых рынку дела нет.
Нельзя не отметить эволюцию определения социального предпринимательства. Вся предшествующая история заложила основы всеобщего понимания необходимости проведения государством политики для обеспечения социальной стабильности общества как комплекса мер, направленных на решение проблем в социальной сфере, которые являются своего рода индикатором уровня социально-экономического развития. Нерешенность социальных проблем, снижение социальной защиты граждан, чрезмерная дифференциация в доходах отдельных социальных групп неизбежно ведут к глубочайшему расслоению общества, снижению уровня благосостояния, создают угрозу потери управляемости социальными процессами, а также приводят к дестабилизации экономической и политической ситуации в стране и замедлению экономического роста. Между тем современная экономика не может быть эффективной, если она не выполняет главного предназначения – удовлетворение потребностей граждан, обеспечение роста уровня жизни и национального благосостояния.
Автор: Плюхина А.А.
Примечания
1 Платон. Государство. М.: Наука, 2005. С. 576.
2 Аристотель. Политика // Аристотель. Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 240.
3 Там же. С. 254.
4 Там же. С. 282.
5 Поланьи К. Великая трансформация: Политические и экономические истоки нашего времени. СПб., 2002. С. 102.
6 Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия. М.: Эксмо, 2007. С. 132.