На сегодняшний день мы не можем представить свою жизнь без средств массовой информации. Мы постоянно следим за новостями по телевизору, читаем интересные статьи в прессе, общаемся с друзьями в интернете. Так как большинство населения это молодежь и она является ярым потребителем СМИ, а СМИ в свое время имеет влияние на молодежную аудиторию.
Существует позитивное и негативное медиа-воздействие на молодых людей, и все чаще сейчас говорят о негативном воздействии средств массовой информации, которое выражается в их неадекватном поведении в обществе. Данная проблема важна, так как поток информации в настоящее время очень разнообразен и противоречив, поэтому молодежи самостоятельно разобраться в нем зачастую бывает очень проблематично.
Необходимо отметить, что СМИ являются одним из современных социальных факторов, оказывающих воздействие, как на формирование сознания молодежи, так и отчасти его деформацию. СМИ оказывают особое воздействие на психологическое и социальное состояние молодежи, как аудитории с легко внушаемой психикой и неокрепшим самосознанием. В наше время, когда молодежи особенно трудно определить свои жизненные ориентиры, проблему формирования сознания молодежи, ее духовного воспитания необходимо рассматривать как можно чаще.
Далеко не всё, что предлагают СМИ, благотворно влияет на подрастающее поколение. Коммерциализация средств массовой информации вытеснила молодежную аудиторию с ее интересами на периферию медиарынка. Вряд ли стоит рассчитывать на то, что СМИ в ближайшее время изменят свое отношение к молодежной аудитории. Как нам представляется, чтобы изменить ситуацию, целесообразно подойти к проблеме с другого конца – попытаться изменить отношения между аудиторией и СМИ, хотя процесс этот должен быть взаимным.
Молодежь — это такая социальная группа, которая по максимуму использует СМИ и жадно черпает информацию разного содержания. Потому что молодые люди очень любознательны и хотят быть в курсе всех событий, происходящих не только в их городе, но и во всём мире. Молодежь проявляет заинтересованность информацией, и это — факт. Реформирование не СМИ, а аудитории, ее медиаобразование – вот одна из важнейших задач, стоящих перед медиасообществом и гражданским обществом в целом.
Медиаобразование – это умение извлекать наиболее важное для себя, ценное и полезное в СМИ. А также вести активную «оборону» от потока деструктивной массовой информации. Иными словами, медиаобразованный человек должен уметь со знанием дела пользоваться окружающими его средствами коммуникации.
Медиасреда включает в себя различные формы медиасуществования: блоги, формы, интернет- комментирования, самодеятельные газеты и журналы, фото-, ауди- и видеотворчество, SMS-сообщения, мобильные коммуникации, и многое другое. Все это информационное пространство, 25% авторов которого, по данным фонда «Общественное мнение», в возрасте 16-20 лет, живет по своим законам и правилам, задавая медиасообществу свои условия и нравственные критерии. Возникает проблема медиаобразования молодежной аудитории, ее самоидентификации и самовыражения. Таким образом, в первую очередь необходимо повышать медиаграмотность самой аудитории, а затем, эволюционно изменится СМИ.
Средства массовой информации в молодежной среде России теряют свою значимость как источник полной, достоверной и качественной информации. Сегодня молодежь все более тяготеет к поглощению информации в электронном виде. Произошла смена модели традиционного чтения. Изменение приоритетов в пользу аудиовизуального текста приводит к изменению качественных характеристик молодежной аудитории. По данным исследования «Информационное пространство российского подростка в постсоветский период» интернет-подростки оказались активнее: они чаще ходят в кино, театры, музеи, на концерты, больше общаются со взрослыми. Однако они меньше гуляют, меньше занимаются творчеством.
На нынешнем этапе российские СМИ активно культивируют роль транслятора политики власти, финансовых корпораций или крупных рекламодателей. Не должен удивлять количественный рост изданий. Появляются новые инвесторы, формируются крупные медиахолдинги, в арсенале которых разнообразных СМИ – пресса, интернет-ресурсы, телевизионные и радиоканалы. Эти холдинги уже не испытывают серьезных проблем при продвижении новых проектов, даже если инвестиции измеряются десятками миллионов долларов. Однако это не приводит к повышению роли СМИ в обществе. Печатные СМИ теряют свою значимость, число их читателей заметно сокращается.
Сегодня чаще других выделяются такие функции СМИ, как информационная, коммуникационная, социально- ориентирующая, рекреативная, а также функции выражения и формирования общественного мнения, теснейшим образом связаны друг с другом. Иногда к этому перечню добавляет социально- организаторскую функцию, являющуюся разновидностью управленческой деятельности и выражающуюся в мобилизации аудитории на определенные действия.
Существенно более значительную, чем в прошлые годы, начинает играть функция развлечения, она ассоциируется с разнообразными музыкальными программами и материалами развлекательного характера, позволяющими заполнить свободное время. В этой связи нельзя не остановиться на образовательной функции СМИ. При её реализации осуществляется повышение образовательного уровня аудитории и распространение знаний в рамках специальных образовательных программ, каналов. Однако, сегодня считают, что данная функция развита не на достаточном уровне.
Одной из самых распространенных претензий (помимо, конечно, бесплодного негодования на рекламу) является недостаточное количество познавательных программ. Исследования телевизионной аудитории позволяли составить список претензий общества к телевидению в России. Приведем наиболее часто встречающихся позиций. Это:
1. Некорректная и/или избыточная (назойливая») политическая пропаганда;
2. Некорректная и/или избыточная («назойливая») реклама;
3. Агрессия, физическая и/или моральное насилие на экране;
4. Порнография или эротика — элементы, противоречащие моральным нормам;
5. Систематическое искажение реальности;
6. Избыток негативно окрашенной социальной информации;
7. Трансляция образцов дурного поведения;
8. Некорректный, исковерканный язык;
9. Высказываемое неуважение к конкретным людям и организациям;
10. Некорректные правовые или антиправовые действия самих телеканалов.
Эти данные объясняют, почему в последние годы россияне столь настойчиво стали требовать введение «моральной» или «социальной» цензуры в СМИ.
В любом социуме трудно переоценить значение подготовки молодого поколения к вступлению в социальную жизнь. В действительности становятся необходимыми ответы на серьезные жизненные вопросы: устройство мира и место человека в этом мире, отношения индивидуума и коллектива, поиск смысла жизни, пути к семейному счастью, духовные горизонты несчастья, истинные идеалы и ценности. Именно через СМИ транслируются образцы поведения, стиль жизни, с их помощью формируются нравственные основы бытия.
Исследования в области влияния СМИ на молодежь показали, что современные российские медиасистемы в значительной мере пренебрегают интересами этой аудиторной группы. По данным исследования, на страницах массовых периодических изданий молодые люди не находят, по их мнению, ни достоверной информации, ни актуальных для них тем, газеты не становятся помощниками в решении проблем молодого поколения.
Молодому поколения необходимо научиться работать с потоками информации, воспринимать их, критически оценивать, интерпретировать и создавать собственный информационный продукт. Сегодня ушла в прошлое прежняя система воспитания молодежи, в значительной степени утрачена и традиционная воспитательная функция СМИ. Молодые люди все меньше и поверхностнее читают. Однако это не значит, что они перестают читать вообще. В последнее время в молодежной среде обозначился интерес к журнальной периодике. Они привлекают аудиторию обилием знакомых лиц с экранов телевизоров, упрощенными текстами, невысокой ценой.
Автор: Очиева Я.Ю.
Библиографический список
1. Жилавская И.В. Влияние СМИ на молодежь. Социологическое исследование // Медиаобразование: от теории к практике: сб. материалов 1 Всерос. научн. – практ. конф. (Томск, 20-21 ноября 2007 г.). — Томск, 2007. — С. 270.
2. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. М.: Академический проспект, 2005. – 400 с.
3. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Информационное пространство российского подростка в постсоветский период. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 128 с.
4. Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. Дети и библиотеки в меняющемся мире. М.: Школьная библиотека, 2004. 336 с.
5. Федоров А.В. Медиаобразование: социологические опросы. Таганрог: Изд-во Кучма, 2007. — 228 с.