Условно историю возникновения и развития геополитики можно разделить на три периода: географического детерминизма, классическую геополитику и современные геополитические теории. Между ними существует определенная диалектическая преемственность.
Появление собственно геополитики связано с развитием школы географического детерминизма в гуманитарных науках. На Западе наиболее известными ее представителями являлись Ш. Монтескье во Франции и Г. Бокль в Англии, хотя идеи об определяющей роли географических факторов в формировании государства и общества выдвигались еще античными мыслителями. Древнегреческий историк Фукидид прямо указывал на зависимость государственной политики от географического местоположения государства.
Именно поэтому вследствие неблагоприятных географических условий, территория современной южной России представлялась грекам не лучшим местом для проживания. Геродот в своей знаменитой «Истории» писал, что эта страна характеризуется обычно холодными зимами, здесь в течение восьми месяцев мороз нестерпимый. Такая зима полностью отличается но своему характеру от любой зимы, которая бывает в других землях.
Великий греческий философ Аристотель (384–322 гг. до н.э.), анализируя условия существования государства, пишет: «возникает вопрос, как велико должно быть их (граждан. – Примеч. авт.) количество, какие они должны иметь природные качества, точно так же какого размера должна быть территория и каковы должны быть ее свойства». Ответ на этот вопрос необходим, поскольку первоочередной задачей, стоящей перед государством, является, по его мнению, пропитание своих граждан. Аристотель считал, что характер народа во многом определяется той территорией, которую он занимает и что эллинская народность, занимающая срединное положение между Европой и Азией, объединяет лучшие качества и европейских, и азиатских народов, и вследствие этого способна властвовать над ними, если была бы объединена единым государством.
Аристотель три года был учителем Александра Македонского и можно предположить, что его теоретические установки оказали влияние на стратегию великого полководца, который уничтожил Персидскую империю, длительное время являвшуюся противником Древней Греции. О крушении Персидской империи мечтали многие греки со времен битвы при Марафоне (490 г. до н.э.), но только Александру удалось достичь этой цели. Походы Македонского оказали громадное влияние на развитие Древнего мира, и империя, созданная им, служила образцом для подражания другим великим завоевателям.
Появление новых сведений об иных народах и государствах в эпоху Великих географических открытий явилось причиной интенсивного развития в Европе географического детерминизма.
Жан Боден (1530–1576), выдающийся французский мыслитель, наиболее последовательно провозглашал в Средние века идею первичности пространства в государственном строительстве. «Действительно история свидетельствует, что Азия, Греция, Ассирия, Италия, Франция и Верхняя Германия – все эти страны, расположенные между полюсом и экватором, от сорокового до пятидесятого градуса, всегда были районами, где наблюдался расцвет величайших империй». Географический фактор определял, по Бодену, и национальный характер. «Людей севера стремительно влечет к жестокости…Что касается южан, они скупы или, скорее, бережливы и скаредны, в то время как скифы расточительны и склонны к грабежам».
Французский просветитель Шарль-Луи де Монтескье (1689–1755) развил идеи Ж. Бодена. В своем основном труде «О духе законов», напечатанном анонимно в Женеве в 1748 г., он поставил формы политического устройства в зависимость от размеров территории государства. По его мнению, деспотия характерна для огромных государств Востока – Персии, Индии, Китая, а монархия, соответственно, для Франции и соразмерных с ней государств. Духовный склад народа, проживающего на той или иной территории, определяется климатом, поскольку «власть климата есть первейшая власть на земле… Холодный климат придает уму и телу известную силу, которая делает их способными к действиям продолжительным, трудным, великим и отважным». Климату должны соответствовать законы, в соответствии с которыми управляются общество и государство.
Французский писатель и мыслитель Жан-Жак Руссо (1712–1778) в своем известном трактате «Об общественном договоре» с размерами территории связывал и степень централизации власти. Чем обширнее государство, тем более централизованной, по его мнению, становится власть.
Английский историк, автор «Истории цивилизации в Англии» Генри Томас Бокль (1821 – 1862) также обосновывал различия в развитии отдельных народов влиянием естественных природных факторов – климата, почвы, ландшафта и характера пищи. «Вот почему, принимая всемирную историю за единое целое, мы находим, что в Европе преобладающим направлением было подчинение природы человеку, а вне Европы – подчинение человека природе». Бокль доказывал, что расслабляющее влияние жаркого климата обрекает большинство населения на рабство и определяется «физическими законами решительно, не допускающими сопротивления».
Предтеча марксизма, немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831) в фундаментальном труде «Философия истории» в разделе «Географическая основа всемирной истории» указывает на взаимосвязанность географических и исторических факторов. Именно географические факторы явились, по сто мнению, причиной разделения народов на исторические и неисторические, а жаркий и холодный климат составляют те «естественные свойства стран, которые раз и навсегда исключают их из всемирно-исторического движения». В силу этих причин восточные народы, в том числе славяне, с точки зрения Гегеля, отнесены на периферию мировой истории.
Причины конфликтов и войн между государствами многие ученые и мыслители прошлого видели в недостатке территории, необходимой для проживания населения. «Все античные республики были замкнуты в узких границах… Неизбежным следствием такого размера этих республик был их воинственный дух, каждый народ постоянно сокрушал своих соседей или был сокрушаем ими».
Один из наиболее выдающихся гуманистов Дезидерий Эразм Роттердамский (1466–1536) в знаменитом труде «Жалоба мира» выступил сторонником нерушимости границ государства: «государям следует раз и навсегда договориться между собой, чем каждый из них должен управлять и править, чтобы никакие хитрости не могли увеличить или уменьшить границы их владений». Именно нерушимость границ, по его мнению, должна была обеспечить процветание и мир государствам и народам. Он одним из первых высказал мысль о необходимости союза европейских государств.
Размышляем самостоятельно. Кроме географического детерминизма существовало и противоположное направление, связанное с именем великого немецкого философа И. Канта – географический индетерминизм. Человеческое общество, с его точки зрения, развивается на основе внутренних законов, имеющих божественное начато и физическое пространство играет подчиненную роль по отношению к человеческому духу.
Последователем И. Канта был известный ученый-географ К. Риттер (1779 1859), который считал, что качества народа зависят в первую очередь не от географии, а от таких его характеристик, как ум, воля, предприимчивость, энергия, которые определены свыше. Западноевропейские народы, в наибольшей степени наделенные данными чертами, должны править миром.
Какие причины обусловили, по вашему мнению, появление географического индетерминизма? Согласны ли вы с данной концепцией? Аргументируйте ответ.
Огромное влияние на последующее развитие геополитики оказали труды военных теоретиков, в частности, крупнейшего из них – немецкого генерала и историка Карла Филиппа Готтлиба фон Клаузевица (1780–1831). Его знаменитая фраза: «война есть продолжение политики иными средствами, в первую очередь насильственными», получила признание практически у всех ученых различных школ и направлений. Клаузевиц считал, что военное искусство в своем развитии становится политикой, т.е. они сливаются воедино. Особенно это отчетливо проявляется на войне. Если война подчиняется политике, то, по его мнению, она неизбежно принимает характер последней.
К географическому детерминизму тесно примыкает расово-антропологическое направление. Его представители – известный французский писатель-романист, социолог, философ и дипломат Жозеф Артюр де Гобино (1816– 1882) и англичанин по происхождению, но убежденный германофил, оказавший значительное влияние на идеологию национал-социализма Хаустон Стюарт Чемберлен (1855–1927) обосновали право сильного не только в отношениях между государствами, но и между цивилизациями, расами и индивидами. Расово-антропологическая школа была тесно связана с социал-дарвинизмом, который был распространен в Европе среди образованной части общества, восхищавшейся культом силы, которая провозглашалась основным фактором эволюции живой природы.
Более подробно см. на studme.org