В Первую мировую войну боевые действия переместились в третью сферу — воздух. До того времени они велись на земле и на воде. Традиционное военное и военно-морское искусство, определявшее как готовиться и вести войну на суше и на море, должно было дополниться искусством воевать в воздухе.
Гражданская война в России привнесла в тактику и стратегию применения авиации лишь некоторые нововведения, связанными с маневренным характером военных действий и их локализацией по железным дорогам. Однако в начале 1920-х гг. в развитых в военном отношении государствах создаются крупные авиационные формирования. Управлять ими должны были высшие военачальники, безусловно, летчики, которые к тому же должны были иметь высшее военное образование. То же происходило и в Советской России, где уже в 1921 г. делается попытка создать две воздушные эскадры, хотя материальных предпосылок к этому пока не было. Тогда решено было подготовить авиационные кадры с высшим военным образованием, но — с авиационной спецификой. Решить эту задачу могла только Академия имени профессора Н.Е. Жуковского.
В 1923 г. вплотную встал поднимавшийся еще на 4-м съезде работников Воздушного флота (1921 г.) вопрос о подготовке высококвалифицированного командного состава, способного, занимая высшие должности в составе Красного воздушного флота (КВФ), грамотно и в полном соответствии с современным состоянием военного искусства управлять авиацией. Таким образом, повышение уровня подготовки старшего и высшего комсостава авиации до требований того времени стало на очередь дня, как важнейшее мероприятие государственного значения. Справиться с этой задачей, по мнению Революционного военного совета Республики (РВСР, с августа 1923 г. — РВС СССР), могла только Академия воздушного флота (АВФ) имени профессора Н.Е. Жуковского.
В начале 1923 г. Главное управление КВФ (Главвоздухфлот) приняло решение, что АВФ необходимо в первую очередь заняться подготовкой авиационных командных кадров высшей квалификации. В марте 1923 г. перед Академией был поставлен вопрос о создании в ней командного факультета (или «факультета службы воздушного флота»). В документах и литературе 1920-х гг. использовалось также название «военный факультет». Наименование «командный факультет» юридически было закреплено в 1926 г. Задача факультета, как представлялось Главвоздухфлоту, должна была заключаться в подготовке авиационных командиров Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) с высшим образованием с тем, чтобы они могли командовать авиаотрядами, работать начальниками оперативно-строевых частей авиационных эскадрилий, преподавать в авиационных вузах и стать в будущем высшими руководителями воздушного флота. Они должны были иметь широкое военное образование, не ниже подготовки слушателей Военной академии (ВА) РККА (до августа 1921 г. -Академии Генштаба), но «с уклоном в область воздушного флота».
На Западе в это время авиационные кадры готовились как бы вслед за развитием авиационной техники. Напротив, Советская Россия стремилась обойти развитые западные страны во всех областях общественной деятельности за счет лучшей организации. Партия большевиков через человеческий фактор преуспевала в решении любых проблем. Правильная расстановка имеющихся кадров и подготовка новых кадров для новых задач — неизменная и оправдавшая себя организационная политика Коммунистической партии на протяжении 74 лет пребывания у власти в СССР. Вспомним лозунг: «Коммунистическая партия Советского Союза — вдохновитель и организатор всех наших побед!».
В подготовке авиационных кадров установка партийного и военно-политического руководства страны состояла в том, чтобы сначала организовать (создать соответствующие учебные заведения), затем подготовить в них лучшие (чем на Западе) кадры, которые сделают лучшую и в необходимом количестве авиационную технику, а также смогут ее грамотно эксплуатировать и эффективно применять. В это время идеи превалирования качества над количеством доминировали в Главвоздух-флоте. Например, начальник Академии им. проф. Н.Е. Жуковского (1927-1934 гг.) С.Г. Хорьков писал в 1928 г.: «В будущей войне в воздушной борьбе мы должны победить количественно сильнейшего противника качеством и, главным образом, качеством личного состава» [5, с. 34-35].
Поэтому, исходя из критерия качества, большинство военных теоретиков пришло к выводу, что совместить в одном человеке грамотного инженера и командира с высшим военным образованием — неразрешимая задача из-за индивидуальных особенностей каждого отдельного человека. Как следствие, к осени 1923 г. Высший академический совет (имеется в виду объединенный Высший академический совет всех военных академий РККА) предложил разделить АВФ на два больших отделения: инженерное и командное. Вскоре отделения стали называть соответственно инженерным (а это фактически вся существовавшая тогда Академия) и военным (его нужно было создать) факультетами. Таким образом, Академия взяла курс на подготовку авиационных кадров высшей квалификации, а именно: военных инженеров и командиров. Практика советской военной школы показала, что это был первый и правильный шаг к специализации высшего образования в вооруженных силах, выразившийся в признании необходимости иметь специальности для летно-подъемного состава и специальности для инженерно-технического состава.
10 декабря 1923 г. приказом РВС СССР за № 2668 для подготовки командных авиационных кадров с высшим образованием в Академии был открыт «факультет службы воздушного флота» с введением в действие новых штатов. Теперь в Академии имелись: а) инженерный факультет на четыре года обучения со специализацией по самолетостроению, моторостроению, воздухоплаванию, воздушным сообщениям и организации производства; б) факультет службы воздушного флота (на три года обучения) со специализацией «боевая деятельность авиации». Приказ о зачислении слушателей на факультет службы воздушного флота состоялся 15 января 1924 г., а учебные занятия согласно расписанию начались только 11 февраля 1924 г. военный факультет был подчинен учебному отделу Академии и состоял из пяти циклов: военно-воздушного, сухопутного, морского, технического и социально-экономического.
Реально переменный состав первого набора первого курса военного факультета состоял из 33 чел. (всего 12% от всех слушателей) [4]. Все — участники гражданской войны, 13 из них были награждены орденом Красного Знамени. Разместили военный факультет (так в документах Академии), а заодно и самолетную лабораторию в бывшем ресторане Скалкина (в настоящее время это частное здание на пересечении улиц Серегина и Красноармейской).
На военном факультете сразу выяснилось, что почти никто из набранных преподавателей не умеет заниматься планированием учебного процесса, сообразуясь с целью и задачами военного факультета, лимитом учебного времени, установленного директивами Народного комиссариата военных и морских дел, а также с указаниями Высшего академического совета. После упорных исканий составили компромиссный учебный план на три года обучения, однако его выполнение шло с затруднениями. В начале 1924 г. согласно учебному плану первого курса достаточно было набрать 8 старших руководителей и 30 преподавателей. В следующем году намечено было иметь на военном факультете 30 главных и старших руководителей и около 75 преподавателей.
Однако из-за требования преподавать слушателям военного факультета основные военные предметы в объеме Военной академии РККА, а также и авиационные дисциплины, создалась обстановка, при которой программы Военного факультета должны были включать курс двух Академий. Вопрос этот осложнился еще двумя обстоятельствами: во-первых, факультет должен был готовить оперативных воздушных работников не только для сухопутных войск, но и для морского флота и, во-вторых, факультет оказался в январе 1924 г. укомплектованным, как воздушниками (понятие «воздушники» включало авиаторов и воздухоплавателей), так и командирами и политработниками сухопутных и морских сил, которые подчас совершенно не были знакомы с Воздушным флотом. Пришлось заниматься повышением общеобразовательной подготовки части слушателей, не прибегая к ведению занятий в отдельных группах из-за разницы в подготовленности обучаемых.
Парадоксально, что сразу после того, как военный факультет в составе Академии с трехгодичным сроком обучения был создан, из Главвоздухфлота последовало заявление, что создание этого факультета — неудачная попытка решить проблему подготовки авиационных командиров с высшим военным образованием. Причиной изменения отношения руководства КВФ к военному факультету послужил «неожиданно» обнаруженный в начале 1924 г. дефицит в авиационных командирах для замещения ряда важных должностей в Красном воздушном флоте. Именно в это время М.В. Фрунзе приступил к реформированию РККА. Везде, в том числе и в воздушном флоте, потребовались энергичные кадры, поддерживавшие реформу. Наметилась явная нехватка авиаторов со стажем для выдвижения на вышестоящие должности. В качестве компромисса было решено первому и единственному набору января 1924 г. дать возможность учиться три года, завершив обучение в 1927 г., однако наборов на военный факультет больше не производить.
Между тем, на факультете продолжал остро стоять вопрос с преподавателями по боевому применению авиации. Часть из них приходила читать лекции из Управления ВВС, однако не все могли делать это систематически. Так, начальник штаба УВВС С.Г. Хорьков (будущий начальник Академии в 1927-1934 гг.) смог по совместительству провести лишь несколько занятий. Из преподавателей Ленинградской школы летчиков-наблюдателей удалось перевести в Академию только Трунова. Руководителем военно-воздушного цикла работал опытнейший авиатор и теоретик авиации Н.А. Яцук, старшим руководителем по авиационной тактике стал бывший врангелевский летчик -наблюдатель и автор работ по авиации С.Н. Покровский. По мнению авторов книги «Десять лет Военной воздушной академии» [1], остальные преподаватели, например Пестряков, Крестьянов, Фаусек, Трунов и Львов (переведен в преподаватели из слушателей), имели мало опыта, чтобы преподавать начальствующему составу РККА, принятому в Академию в качестве слушателей.
Начальником военного факультета в 1925/26 учебном году должен был стать активный участник строительства КВФ в 1917-1922 гг. А.В. Сергеев, окончивший осенью 1925 г. ВА РККА, однако он, прибыв в Академию в феврале 1926 г., проработал там несколько месяцев, провел несколько практических занятий и по разным причинам предпочел службу в другом ведомстве. На втором курсе слушатели командного факультета прошли под руководством помощника начальника ВВС С.А. Ме-женинова предметы оперативного цикла. В последующем они разработали выпускные темы, соответствующие уровню оперативного применения авиации и участвовали в военных играх и маневрах.
Первый выпуск слушателей командного факультета Академии (Военной воздушной академии (ВВА) РККА им. проф. Н.Е. Жуковского — с апреля 1924 г.) состоялся 29 января 1927 г. в количестве тех же 33 чел. [3]. Затем последовало упразднение командного факультета. Подготовленные факультетом выпускники заняли руководящие должности в штабе РККА, Управлении ВВС, в Службе воздушных сообщений (гражданском воздушном флоте) или стали преподавателями ВВА РККА им. проф. Н.Е. Жуковского.
В 1927 г. бывший начальник командного факультета Ф.Ф. Новицкий в статье «Вестника воздушного флота», посвященной окончанию его работы, писал: «Задуман был факультет по первоначальному проекту как постоянное высшее военно-воздушное учреждение, но жизнь заставила изменить первоначальную точку зрения на него. Причин, изменивших этот взгляд, было несколько… В результате этого осенью 1924 г. факультет решено было закрыть. После нескольких проектов — вариантов, особым постановлением РВС СССР было приказано — новых приемов на факультет не производить, а принятым уже слушателям дать возможность закончить полный курс, исходя из нормального трехлетнего учебного плана» [4, с .27-29]. В заключение своей статьи, Ф.Ф. Новицкий прозорливо писал: «Хотя факультет в том виде, как он существовал, возобновлен не будет, но в той или иной форме вопрос осуществления высшего военно-воздушного образования, принципиально поставленный, — будет проведен в жизнь; и вот в этом случае, надо надеяться, бывшее руководство учебным делом, прекратившего свою жизнь факультета, найдет свое должное применение» [5, с. 2729].
Таким образом, командный факультет в ВВА им. проф. Н.Е. Жуковского работал в течение трех отпущенных ему на существование лет, а проблема подготовки высшего командного состава для воздушного флота вскоре была решена руководством ВВС прикомандированием части выпускников ВА РККА и ее Курсов усовершенствования высшего начальствующего состава (КУВНАС), а также лучших авиационных командиров к Военной школе летчиков-наблюдателей (г. Ленинград) в качестве слушателей восьмимесячных Авиационных высших академических курсов (Авиавак). Работа командного факультета стала полезной не только тем, что состоялся полноценный, после трех лет учебы, выпуск авиационных командиров, но и получением громадного опыта организации принципиально нового учебного процесса. Этот опыт был получен вследствие постоянного совершенствования во все время существования Факультета его учебного плана. Изменились также и методы преподавания, что происходило отчасти за счет улучшения проведения занятий под воздействием общения преподавателей и слушателей, нацеленного на повышение эффективности обучения. Определенную роль сыграли указания свыше и, наконец, факультет, как и вся Академия, стремились брать на вооружение все лучшее, что было наработано в то время эволюцией методики преподавания в высшей советской школе.
Командный факультет восстановили в ВВА РККА им. проф. Н.Е. Жуковского в 1930 г. С 1930-го по 1940 г. в ВВА наряду с командным факультетом были созданы оперативный и штурманский факультеты, а также работали различные курсы усовершенствования начальствующего состава ВВС. На их базе 29 марта 1940 г. в пос. Монино Московской области была создана Военная академия командного и штурманского состава ВВС Красной армии (с 1946 г. — Военно-воздушная академия). В 1968 г. ей было присвоено имя Ю.А. Гагарина.
Библиографический список
1. Десять лет Военной воздушной академии РККА имени проф. Н.Е.Жуковского. 1922-1932. — М.: Государственное военное издательство, 1932.
2. Новицкий Ф.Ф. Выпуск слушателей, окончивших командный факультет Военной воздушной академии РККА им. проф. Н.Е. Жуковского // Вестник воздушного флота. — 1927. — № 3. — С. 27-29.
3. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 1. Д. 606. Л. 68-70.
4. РГВА. — Ф. 4. — Оп. 3. — Д. 83. — Л. 709.
5. Хорьков С.Г. Прошлое и настоящее // Вестник воздушного флота. — 1928. — № 2.
Полнее см. на КиберЛенинка