В государственном управлении развитых и развивающихся стран тенденцией становится создание «электронного правительства». Этот институт обычно не является дополнением или аналогом традиционного правительства; за данным заимствованным термином кроется использования информационно-коммуникационных технологий в государственном управлении.

Электронное правительство, возникшее в США в конце XX столетия в условиях становления и развития информационного общества, было нацелено, прежде всего, на повышение эффективности предоставления услуг населению в рамках развития публичного управления и основано на модели нового государственного менеджмента. В дальнейшем термин стал рассматриваться в более широком контексте демократического управления — переходе к концепции электронного правления (E-governance). Формирование новой концептуальной парадигмы в совокупности с развитием технологий информационного общества расширяет представление о возможных путях использования электронных средств: возникают новые электронные сетевые структуры, увязывающие правительство, гражданские ассоциации, политические партии, центры общественного мнения и средства массовой информации.

Электронное правительство видоизменяет государство в открытую сетевую форму, альтернативную традиционной, иерархической бюрократической системе, насыщенную современными информационно-коммуникационными технологиями, сетевыми методами управления и организации, рыночными подходами, характеризующуюся активным использованием сторонних акторов в государственном секторе, расширенным участием граждан в управлении. Одновременно с данными процессами, государство, выступив катализатором происходящих изменении, теряет свою лидирующую роль: влияние граждан на политический процесс, их участие в жизни общества, становиться возможным и на негосударственных ресурсах.

Влияние трансформационных процессов в публичной виртуальной сфере сказывается на изменении миссии государства, структуры, функций и технологии его политики и управления в современном обществе. Трансформационные процессы в публичной сфере приводят одновременно к повышению роли государственных и негосударственных акторов в производстве и осуществлении публичной политики и изменяют систему их отношении в направлении сотрудничества. Распространение в обществе информационно-коммуникационных технологий дает надежду на то, что и правительство может измениться в интересах граждан. При этом приоритетами модернизации должны выступать уменьшение сложности и повышение эффективности функционирования бюрократической машины государства, ориентация деятельности чиновников на рост экономики, сокращение времени предоставления услуг, а также расширение возможностей для предприятий и граждан по доступу к общественно значимым сведениям.

По сути, речь идёт о повышении эффективности государства, в котором увеличивающееся число услуг сопровождается снижением затрат на бюрократию. Для этого необходима разработка новой концепции государственного и муниципального управления, в рамках которой государственные структуры ориентируются в большей степени на потребности граждан, а не на приоритет интересов бюрократии.

Перейдём к российской практике. Термин «электронное правительство» (англ, electronic government, e-government) стал широко употребляться в РФ в конце 1990-х гг. для описания процессов информатизации деятельности органов государственной власти.

Для уточнения предмета изучения в рамках курса электронного правительства необходимо рассмотреть различные подходы к определению данного термина.

Принято выделять два основных подхода к определению понятия «электронное правительство»:

• узкий, изучающий деятельность правительства, которая происходит посредством электронных средств связи между уровнями правительства, гражданами и деловыми кругами,

• широкий, рассматривающий электронное правительство как особую систему взаимодействия государства, граждан и бизнеса на качественно новом уровне, обеспечивающем высокую степень общественного участия в процессах государственного управления.

Узкий подход характеризуют следующие определения.

Электронное правительство заключается в использовании информации и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для поддержки действий органов государственной власти.

Электронное правительство — это определенная коммуникативная инфраструктура, позволяющая государственным органам и гражданам взаимодействовать с использованием новых информационных технологий.

Электронное правительство, используя информационные технологии, в частности Интернет, оказывает государственные услуги совершенно новым, более удобным и дешёвым способом, ориентированным на потребителя.

Узкий подход к понятию электронного правительства не предполагает принципиальных изменений в составе функций органов государственной власти, построения нового формата взаимодействия между органами государственной власти, гражданами и деловыми кругами. По сути своей, содержание деятельности органов государственной власти остается прежним, изменяется только форма: если раньше государственные услуги могли предоставляться только при очном взаимодействии граждан и бизнеса с органами государственной власти, то по мере внедрения электронного правительства многие услуги стали доступны также в дистанционной (электронной) форме, например, оформление заграничного паспорта или подача налоговой декларации. Однако важно подчеркнуть, что сама сущность предоставляемой услуги осталась неизменной.

Таким образом, электронное правительство, согласно узкому подходу, предполагает использование информационных технологий для поддержания внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, а также оказания государственных услуг более дешевым и удобным способом.

Тем не менее, само по себе использование информационных технологий не влечёт за собой автоматического повышения качества процессов государственного управления. Именно поэтому на современном этапе развития государственного управления более актуальным является широкий подход к определению электронного правительства.

Широкий подход иллюстрируют следующие определения электронного правительства.

Электронное правительство заключается в трансформации внутренних и внешних отношений государственных организаций на основе использования возможностей Интернета, информационных и телекоммуникационных технологий с целью оптимизации предоставляемых услуг, повышения уровня участия общества в вопросах государственного управления и совершенствования внутренних процессов.

Электронное правительство — это новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов.

Электронное правительство — это предоставление частным лицам, бизнесу и учреждениям полного спектра услуг в сфере государственного управления наряду с организационными изменениями с целью значительного улучшения качества услуг, совершенствования демократических процессов и усиления поддержки государственной политики; повышения качества и эффективности информационного обмена; усиления роли граждан и потребителей государственных услуг.

Широкий подход к трактовке понятия электронного правительства предполагает нс просто информатизацию процессов государственного управления, повышение удобства и доступности государственных услуг и сокращение трансакционных издержек, но создание качественно новых моделей взаимодействия органов государственной власти с гражданами и деловыми кругами. Электронное правительство в своем идеальном виде рассматривается как противовес бюрократизм}’ и волоките. Это подход к государственному управлению, в основе которого лежит развитие общественного участия на качественно новом уровне, который стал возможным благодаря развитию ИКТ. Но внедрение ИКТ в деятельность органов государственной власти не является главной целью электронного правительства, это лишь средство, позволяющее повысить степень демократизации общества и общественного участия в государственном управлении, повысить его эффективность.

Таким образом, на современном этапе электронное правительство представляет собой качественно новый уровень организации публичной власти, на котором применение ИКТ позволяет сформировать новые модели взаимодействия государства, бизнеса и граждан, направленные на повышение качества государственного управления посредством оптимизации внутри- и межведомственного

взаимодействия, обеспечения высокого качества предоставления государственных услуг, повышения уровня общественного участия в государственном управлении и демократизации общества в целом.

При этом важно отметить, что термин «электронное правительство» в равной степени применим и к государственному, и к муниципальному управлению. Отличие состоит в том, что в первом случае акторами со стороны государства выступают федеральные и региональные органы власти, во втором — муниципальные органы власти.

Источники:

  1. Павлютенкова М.Ю. Электронное правительство в России: концептуальные подходы и практика реализации. См. КиберЛенинка
  2. Сидорова А.А. Теоретические основы электронного правительства. См. studme.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *