Северная война времён Петра I коренным образом изменила облик русской армии. Хотя полки «иноземного строя» были созданы еще в XVII в., лишь затяжная и кровопролитная схватка со шведами ясно дала знать, что войско нуждается не только в пушках и солдатах, но и в образованных офицерах, без которых немыслимы ни артиллерия, ни только что созданный флот, ни хитроумные операции кавалерии и пехоты. Именно в эпоху Северной войны создаются первые российские военные учебные заведения, которым впоследствии суждено было стать основой системы военного образования Российской империи.

Инициатором создания военных школ выступил сам Пётр I. Создавая флот и постигая азы морского искусства, он очень рано понял, что в морском деле означает отсутствие систематического образования. «Я желал бы охотнее не иметь у руки одного пальца, нежели того, что в молодости меня не учили», -говорил венценосный моряк-самоучка.

Допетровская Россия не знала постоянного корпуса офицеров. Стрелецкий голова, воевода, полуголова, сотник, пятидесятник, десятник — все это названия военных начальников, существовавших в дружинах удельной Руси и находившихся на службе только в военное время. Когда наступал мир, они разъезжались по вотчинам, поместьям и никаких военных обязательств не несли. Прообраз офицерского корпуса возник только в стрелецких полках Московского государства и первых двух регулярных единицах русской армии — Бутырском и Лефортовском полках, созданных еще в 1645 г. при царе Алексее Михайловиче. В этих воинских частях и вырабатывалась иерархия офицерских чинов. Но содержание деятельности воинских начальников почти не менялось. Они были лишены личной инициативы, механически передавали приказания и команды. Русский офицер в то время еще не появился на исторической сцене.

Еще до начала Северной войны Пётр предпринял некоторые шаги, направленные на повышение уровня подготовки офицеров. Отправляясь в Великое посольство, он взял с собой нескольких бомбардиров Преображенского полка, которые, вернувшись на родину, стали преподавателями первой военной школы, учрежденной при бомбардирской роте. В этой школе изучали математику, фортификацию и артиллерию.

В 1701 г. в Москве, в здании Сухаревой башни, было открыто первое учебное заведение, готовившее мореходов и навигаторов, — Школа математических и навигацких наук. До 1706 г. Школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем перешла под контроль Приказа морского флота и Адмиралтейской канцелярии.

В составе Школы математических и навигацких наук имелись два отделения: навигацкое и математическое. Первым руководил астроном и математик, профессор Генри Фархварсон (в России его стали называть Андреем Даниловичем), вторым — русский ученый-математик Леонтий Филиппович Магницкий.

Это были образованные и талантливые люди. Фархварсон, молодой профессор Абердинского университета, был представлен Петру в Лондоне в 1698 г. и согласился поступить на русскую службу в качестве преподавателя математики и морских наук.

Об отношении Петра I к военному образованию красноречиво говорит уже то неудовольствие к своему сыну царевичу Алексею, за его явное пренебрежение к военным и физическим упражнениям. Написанный императором собственноручно в 1716 году воинский устав так определяет необходимый уровень знаний военнослужащих того времени: «Фельдцейхмейстеру, — говорится в нем, — надлежит о фортификации, так и о артиллерии и инфантерии совершенное известие иметь», генералам, крикс- и обер-коммисарам — «доброму арифметику быть». Чин генерал-квартирмейстера требует человека, искусного в географии и фортификации, полковому же квартир-мейстеру нужно, по крайней мере, «знать рисунок» и отчасти географию, а также быть добрым арифметиком и геометром.

От инженеров требовалось основательное знание фортификации, от генерал-аудитора и от фискалов знание военных и прочих прав. Генералы, штаб- и обер-офицеры, солдаты, должны были каждый достаточно свое звание ведать. Даже от волонтеров требовалось не только знание военных экзерциций, но и прочих военных наук, особенно фортификации и артиллерии. Таким образом, от военных начальников и от простых солдат требовалось, хотя от каждого не в полном объеме, знание арифметики, геометрии, фортификации, артиллерии, географии, военных и прочих прав, — от всех вообще знание военной экзерциции». Исходя из этого, все учебные заведения, созданные в царствование Петра Великого, имели явную военную направленность. Сразу после возвращения из путешествия по Западной Европе Пётр I при бомбардирской роте Преображенского полка создаёт первую военную школу. Преподавателями в этой школе были офицеры и нижние чины (бомбардиры) полка, сопровождавшие царя в заграничном путешествии. Руководил школой «капитан от бомбардир» Скорняков-Писарев. В первой военной школе изучали:

— начальную математику;

— фортификацию;

— артиллерию.

По окончании курса обучающиеся держали экзамен, на котором присутствовал лично император. После успешной сдачи экзаменов выпускникам присваивалось звание бомбардира и они направлялись в войска с правом последующего повышения по службе. В связи с тем что гвардейские полки формировались преимущественно дворянами, получение военного образование и офицерского звания носило исключительно сословный характер.

14 января 1701 года по высочайшему указу в Москве учреждена Школа математических и навигацких наук. До 1706 года школа находилась в ведении Оружейной палаты, а в последствии передана Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу набирались дети «дворян, дьячих, подьячих, из домов боярских и других чинов». Дети, родители которых владели более 5 крестьянских домов, должны были обучаться за свой счёт, остальные получали так называемые «кормовые деньги» от казны. В школе изучали:

— арифметику;

— геометрию;

— тригонометрию;

— навигацию;

— морскую астрономию;

— географию.

Из перечня предметов, изучаемых в школе, видно, что, несмотря на явно морской уклон, помимо навигации там получали и более широкий круг знаний по другим предметам, имеющим отношение к инженерному образованию. Таким образом, первая школа «Математических и навигацких наук» стала прообразом высшего учебного заведения.

Поскольку в школу набирались как по желанию, так и по принуждению, при школе были открыты два начальных класса для подготовки учеников к обучению. В этих классах обучали чтению и письму, так как поступающие в основной своей массе были полностью безграмотные. В «цифирных школах» обучали счёту. Преподавателями в школе были в основном иностранцы, как и её первый директор Фарварсон. После окончания школы выпускники-дворяне направлялись на флот, в артиллерию и инженерами в армию, а выпускники других сословий — гражданскими чиновниками, писарями, архитекторами и даже учителями.

После открытия в 1715 году в Санкт-Петербурге Морской академии Школа математических и навигацких наук постепенно превратилась в подготовительное учебное заведение для этой академии, тем самым утратив свою самостоятельность.

Морская академия бала единственным закрытым военным учебным заведением того времени. В этом учебном заведении был установлен военный штат и строгий распорядок дня.

С 1712 года в Москве действует Инженерная школа со штатом в 23 ученика, но уже в 1713 году на основании указа сената численность учеников возрастает до 100 человек.

В этом же 1712 году при артиллерийском полку образована Артиллерийская школа. Начальником этой школы назначен генерал-майор Гинтер. В школе изучали:

— арифметику;

— геометрию;

— тригонометрию;

— черчение;

— фортификацию;

— артиллерию.

В 1719 году в Санкт-Петербурге открывается ещё одна Инженерная школа. В 1723 году обе школы объединяются в одну. Все созданные школы на первом этапе не являлись конкретными учебными заведениями, готовившими офицеров для Российской армии. Система образования, существовавшая в этих школах, была в духе того времени. Обучение сводилось к заучиванию наизусть различных научных истин. Понятия воспитания не было и в помине. Поскольку основная масса учеников обучалась в школах по принуждению, то отчислений за дурное поведение и по неуспеваемости не было. Широко применялась система телесных наказаний. За малейшие провинности или плохую успеваемость учеников секли кнутом, плетьми, батогами, кошками или шпицрутенами. За невозвращение после отпуска в учебное заведение виновный подвергался более суровым наказаниям, вплоть до смертной казни.

Тем не менее полученное образование в первых учебных заведениях России давало возможность широко применять выпускников на различных поприщах государственной деятельности. Офицерский корпус постоянно пополнялся выпускниками этих учебных заведений. Первые русские моряки, гидрографы, топографы и инженеры окончили Школу математических и навигацких наук. Выпускниками этого учебного заведения (Морской кадетский корпус — военно-морское учебное заведение в Санкт-Петербурге, правопреемник Московской навигацкой школы (1701 — 1715) — старейшее в России.) были адмирал Ф. Ф. Ушаков, а также мореплаватель и ученый А. И. Чириков и другие прекрасные морские офицеры. Несмотря на полное отсутствие педагогической подготовки в первых военных школах России, её выпускники направлялись учителями в различные губернии.

Император Петр Великий в 1716 году в следующих чертах определил круг обязанностей офицеров в ротах. «…Они суть помощники ротного и эскадронного командира во всех подробностях службы и должны знать твердо всех людей в частях, им вверенных, и все то, что предписано в строевом уставе, чтобы уметь хорошо объяснять и самому показать солдату все предписанные правила фронтовой службы по местному и походному служению, начиная от стойки, маршировки, ружейных приемов и так далее. Каждый из офицеров ответствует за свою часть; они не только должны носить звание взводных и частных начальников по наружности, но и в самой точности оправдывать его, занимаясь частями, им вверенными, сколько того воинский порядок и правила службы требуют».

Поскольку идею создания школ в России Пётр I вынес с Запада, а первые учителя были иностранцами, то и система образования на первых порах полностью повторяла западную. Процветала так называемая Саганская система, получившая наиболее широкое распространение в Пруссии, где уже в 1653 году были созданы три кадетские академии. Сущность Саганской системы сводилась к централизации просвещения, воспитанию на расстоянии. Система превращала учителя в исполнителя различных предписаний, полностью лишая его самостоятельности. Роль педагога сводилась к миссии надзирателя по отношению к ученикам и трепещущего перед начальством. Засилье иностранцев в системе образования Пётр I считал необходимым, но временным злом. Если появлялась возможность заменить учителя-иностранца русским, эта замена производилась немедленно. Развивая систему образования, в том числе и военного Пётр I не стремился всё перенять в неизменном виде по западному образцу, а переделывал, учитывая особенности русского человека. Основным требованием в военном обучении Пётр установил «обучать только тому, что пригодно в бою», при этом новобранцев обучали отдельно, назначая для этой цели наиболее опытных старослужащих солдат. Воинский устав того времени запрещал наказывать обучаемых за ошибки допущенные ими в ходе обучения. Создавая свою армию по западному образцу, Пётр Великий таким образом создал армию, во многом превосходящую армии иностранных государств, что неоднократно было доказано на полях сражений.

К концу царствования Петра I работало более 50 навигацких, артиллерийских, медицинских и инженерных школ. Была установлена новая обязанность дворян — учебная. С десяти лет дворянин должен был учиться, а в пятнадцать — идти служить. К середине 50-х годов XVIII в. в сухопутной армии насчитывалось около 9 тыс. офицеров. Численность офицерского корпуса в последующем колебалась в зависимости от военно-политической обстановки и экономических возможностей государства. Так, во второй четверти XIX — начале XX вв. число офицеров колебалось от 24 до 40 тыс. человек. С началом Первой мировой войны численность офицерского корпуса увеличилась до 80 тыс. человек, а на 1 марта 1917 г. в действующей армии числилось более 190 тыс. офицеров. Однако после смерти Петра Великого в 1725 году дело, начатое им, стало постепенно разваливаться и приходить в упадок. Ряд школ перестал существовать совсем, а другие то закрывались, то вновь открывались.

Анализируя начальный этап формирования можно сделать следующие выводы:

— в первую очередь, он характеризуется наличием разрозненных военно-учебных заведений;

— во вторую очередь, отметим отсутствие единых учебных программ и квалифицированных требований к специалисту.

Далее отметим сословный характер военного образования. При всей своей демократичности и передовых идей военная школа Петра Великого не уравнивала выпускников — выходцев из разных социальных слоёв в правах.

Таким образом, военное образование на данном этапе не обладало многими системными признаками: единой целью, управлением, стабильностью.

Однако позитивными шагами в то же время следует считать:

— центральное управление военным образованием — уровень подготовленности выпускников проверял сам император;

— наличие государственного заказа — количественный состав воспитанников постоянно повышался в связи с потребностями государства в наличии специалистов.

— созданная Петром система стимулирования военного образования (получение первого офицерского чина и последующих чинов только после аттестации) дало свои положительные аспекты в развитие образованности в офицерской среде.

 

Источники:

Походяев С.В., Кутепов В.А., Маврин С.А. Становление военного образования в России. См. на КиберЛенинка

Гребёнкин А.Н. Военно-учебные заведения в России в начале XVIII века. См. на КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *