В большинстве современных стран бюджетная система имеет двухуровневую структуру – государственные (федеральные) и местные бюджеты. В России законодательно закреплена автономия бюджетов муниципальных образований, которые формируются из местных налогов и сборов.
Бюджет современного государства представляет собой сложный, многоплановый документ, который включает в себя структуру доходов и расходов государства. Основные расходные статьи бюджета подразделяются на расходы по государственному управлению, на военные расходы, расходы на социальные нужды, на содержание прокуратуры, полиции, судебной системы дипломатического корпуса и проч.
Важной составной частью финансовой системы государства являются местные бюджеты. За счет их расходов финансируются, в первую очередь, объекты коммунальной собственности, строительство дорог, школ, а также жилищное строительство. Бюджеты местных органов власти используются также на содержание местной администрации, муниципального образования и здравоохранения, социально-культурные нужды, поддержание экологического равновесия.
Доходы госбюджета состоят, в первую очередь, из налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти и государственных займов. В России существенную роль играют также экспортные и импортные таможенные пошлины, которые составляют примерно 40-45% доходной части федерального бюджета.
Если доходы госбюджета и его расходы различаются в денежном исчислении, то говорят, что имеет место бюджетный дефицит. Если доходы госбюджета превышают расходы, то имеет место положительное сальдо или профицит.
Если возник дефицит бюджета, то ликвидировать его можно лишь тремя основными путями:
· Во-первых, сделать заем на внутреннем или внешнем рынке;
· Во-вторых, произвести секвестирование бюджета, то есть урезать все его расходные статьи на определенный размер – например, в 3 или 5%;
· В-третьих, попросту напечатать деньги на величину бюджетного дефицита. Именно этот источник является, как правило, основным в инфляционном процессе.
Описанная нами схема построения бюджета касается, в основном, суверенных государств, имеющих единый законодательный орган и общее министерство финансов. Однако данная модель не вполне вписывается в рамки межгосударственных экономических и политических образований, наиболее известным из которых является Евросоюз.
Многие государства Евросоюза имеют общую валюту – евро, эмиссию которой осуществляет Европейский Центральный банк. В то же время каждая страна-член ЕС имеет собственный государственный бюджет и свое министерство финансов.
Часть южных государств Евросоюза отчасти из-за финансового кризиса 2008-2010 гг. (когда в эти страны снизился поток туристов вследствие ухудшения экономической конъюнктуры), допустила слишком большие дефициты госбюджетов, которые нельзя было устранить за счет печатного станка. Покрыть образовавшиеся долги за счет внешних и внутренних займов также удается далеко не всем, так как плата за риск становится слишком большой. Покупатели облигаций стран-должников хотят получить не менее 7-8% годовых, но при таком уровне процента обслуживание долга весьма проблематично, так как нарастающая сумма процентов делает долговое бремя непосильным.
Остается одно средство – отказаться от оплаты долгов (т.е. допустить дефолт), потребовать частичного или полного списания задолженности, а также ее реструктуризации на много лет вперед. Этот путь означает выход из состава Евросоюза и введения национальной денежной единицы.
Таким образом, бюджетные проблемы оказываются настолько важны, что ставят под вопрос существование крупнейших политических и экономических проектов, коими были СССР и ныне является Евросоюз.