Вначале несколько слов о долгах в исторической ретроспективе. Были времена, когда за долги могли обратить в рабство не только самого должника, но и членов его семьи. Так было, например, в Древней Греции, где афинский законодатель Дракон установил соответствующие нормы (отсюда и название, сохранившееся поныне — драконовские меры). На Руси должников обращали в кабальные холопы — пожизненно, или до тех пор, пока долг не будет погашен. В XVIII-XIX вв. наказания смягчили — теперь неисправному плательщику грозила «всего лишь» долговая яма или долговая тюрьма. А в современной России и вовсе дело «списания» долгов поставлено на поток — на этом остановимся чуть подробнее.
В текущем 2020-м году чрезвычайно активизировалась реклама банкротства физических лиц, которое, как утверждают рекламодатели, может происходить легко, непринуждённо и даже весело. Для участия в рекламных акциях привлекаются люди старшего возраста, которым сильно помогли юристы специализированных компаний, избавили их от долгов, и вот теперь они, цветущие и радостные, предстают перед удивлёнными очами телезрителей и иных потребителей рекламного продукта.
У массы российских должников сразу же возникает шальная мысль о том, что по набранным кредитам в банках и в микрокредитных организациях можно не платить, запросто обратившись в юрфирму, где их наконец освободят от назойливых кредиторов и коллекторов.
С чем же связана волна нашествия «юристов-освободителей», готовых помочь и предпринимателям, и ипотечникам, и многодетным семьям, и просто тем, кто попал в тяжёлую жизненную ситуацию в связи с потерей работы или источника дохода?
Дело в том, что с 1 сентября этого года в силу вступил закон, позволяющий физическим лицам во внесудебном порядке объявлять себя неплатёжеспособными (банкротами), которые не в состоянии обслуживать проценты по кредитам и возвращать долги. На этом поприще сразу оживились частные юридические компании, поскольку с должников можно что-то получить в виде денег, недвижимости или иных активов, имеющих рыночную ценность. Таким образом, на должников падает двойная нагрузка — по обслуживанию долга (или его части) плюс оплата труда частных юристов.
Такая схема «очищения» должников теперь озаботила российские коммерческие банки, которые обратились в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) с требованием проверки законности рекламы о необыкновенно лёгком списании долгов, которое проводится быстро, весело и безболезненно. Банкиры справедливо указывают на замалчивание ряда психологически и финансово тяжёлых последствий объявления банкротства — человек, ставший банкротом, теряет значительную часть своего имущества и денежных средств, которые идут в счёт уплаты долга, утрачивает деловую репутацию, не может заниматься в инициативном порядке бизнесом, распоряжаться без контроля извне финансовыми вопросами, не может выезжать за границу — в общем частично теряет свою дееспособность. Об этом, действительно, реклама добровольного банкротства умалчивает.
Что ответит на запрос банкиров ФАС, пока неясно. Однако злоупотребление доверием потребителей и замалчивание негативных последствий добровольного банкротства здесь очевидно. Наш сайт Vrnbiz будет внимательно следить за развитием событий и освещать развитие событий.