Любой владелец малого предприятия, бизнес которого развивается успешно, хотел бы, чтобы такое положение сохранялось максимально долго, и поток прибыли не иссякал. Однако конкуренция есть конкуренция, и интересы других участников рынка начинают работать против бизнесмена. Успешность приводит к появлению завистников и подражателей. Многие другие лица, в числе которых собственные работники, конкуренты, начинающие предприниматели, также хотели бы организовать аналогичный бизнес (по образу и подобию существующего) и извлекать с его помощью повышенные доходы.
Но зачастую существенным препятствием для прямого копирования чужого бизнеса являются конфиденциальные (секретные) сведения, лежащие в основе данной коммерческой деятельности. Без этих сведений не складывается законченная мозаика бизнеса, в ней образуются обширные незаполненные фрагменты и прорехи, через которые утекает прибыль и клиентура. Подобно тому, как математические уравнения нельзя решить без знания определенного числа неизвестных величин, так и в предпринимательском деле нельзя скопировать чей-либо бизнес без всей полноты коммерческих данных.
Таким образом, сердцевиной многих видов и форм бизнеса является коммерческая тайна, то есть те сведения, которые открывают дорогу к копированию бизнеса, его воспроизводству в различных интерпретациях легальными и нелегальными способами. В более точной формулировке коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду (так трактует коммерческую тайну Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне», ст.3).
Принято считать, что коммерческая тайна и защита служебной информации важна только в наукоемких производствах и в высоких технологиях (в фармацевтике, био- и нанотехнологиях, микроэлектронике и т.п.). Такое представление слишком узко и не отражает всех реалий предпринимательской деятельности. На самом деле коммерческая тайна лежит в основе огромного числа компаний и индивидуальных предпринимателей (см. рис.1).
Рис.1. Условные сроки существования коммерческой тайны в различных отраслях бизнеса.
В одних отраслях коммерческая тайна устаревает уже через 20 минут (как, например, в компьютерных сетях поставщиков коммерческой информации или на новостных сайтах), в других коммерческая тайна «живет» от нескольких дней до нескольких недель (как, например, в печатных СМИ, когда конфиденциальная информация циклически раскрывается в виде авторских публикаций). И, наконец, достаточно длительные периоды сохранения коммерческой тайны (свыше 5 лет) характерны для отраслей пищевой промышленности, в машиностроении, авиастроении и некоторых других отраслях.
Следует также отметить, что практически вся сфера сервиса и промышленности, изготавливающей продукцию с высокой добавленной стоимостью, полностью или частично основывается на коммерческой тайне. В разряд закрытой информации попадают базы данных, сведения о клиентах и технологиях, организационные и управленческие схемы, обучающие методики, составы и рецептуры продуктов, способы контроля качества и многое другое. Всякая небрежность, халатность или умысел приводят к разглашению коммерческой тайны, в результате чего владельцы бизнеса получают дополнительных конкурентов, падение спроса и цен. Да и само существование оригинального бизнеса ставится под вопрос.
Для иллюстрации сказанного возьмем простые примеры из малого бизнеса. Например, небольшая веб-студия, изготавливающая сайты для физических и юридических лиц, начинает распадаться по следующему алгоритму. Клиенты, первоначально обращающиеся с заказами в студию, знакомятся лично с веб-дизайнерами, программистами и контент-менеджерами. Затем это знакомство перерастает в сотрудничество на личной основе, когда заказы начинают поступать не в студию, а конкретным исполнителям, которые выполняют работу в частном порядке. Так официальный работодатель начинает терять доходы из-за «внутреннего предпринимательства» сотрудников предприятия.
Другой пример. В салоне красоты работает несколько высокопрофессиональных мастеров парикмахеров и визажистов. Поступив на работу на данное малое предприятие, визажисты и парикмахеры привлекают клиентов качественной работой. Со временем клиенты начинают приходить именно к этим специалистам, которые знают персональные вкусы каждого из посетителей. Через некоторый период очередь к визажистам и парикмахерам уплотняется настолько, что к ним начинают поступать частные заказы за пределами служебного времени по работе на дому у клиента. Отношения переходят в плоскость «парикмахер-клиент», из которых исключается работодатель.
Но и этим обстоятельством дело не ограничивается. Процесс развивается в сторону создания бывшим наемным работником собственного бизнеса – в виде того же салона красоты. Теперь и сам визажист или парикмахер становится владельцем бизнеса со сложившейся лояльной клиентурой и известным уровнем дохода. А старый владелец не просто теряет клиентов и прибыль, но и приобретает в лице бывших работников серьезных конкурентов.
Перечень аналогичных примеров можно продолжать весьма долго. Но мы ограничимся вышесказанным и заметим, что перечисленные факты относится к уже существующему бизнесу и налаженному производству. Однако только лишь этой стороной дела не исчерпывается проблема защиты коммерческой информации. Не менее важным является и другой аспект, связанный с бизнес-идеями и перспективами, со стратегией и тактикой развития бизнеса.
Сейчас, в современном динамичном мире, как никогда прежде, высоко ценятся удачные бизнес-идеи и стратегические решения, которые могут быть легко похищены и присвоены другими участниками рыночных отношений. Доказать впоследствии свой приоритет разработчикам оригинальной бизнес-идеи будет практически невозможно. Похищенную идею могут видоизменить, придать ей новую направленность в практической реализации. И тогда вместо планируемой прибыли она будет приносить своему законному владельцу одни убытки и проблемы.
Но не только наемные работники, бывшие партнеры и конкуренты могут помешать малому предприятию вести прибыльный и успешный бизнес. Носителем коммерческой тайны о предприятии или индивидуальном предпринимателе является также государство в лице финансовых, налоговых и надзорных органов. Как и любой другой субъект рынка – и предприятие, и его работники, уплачивают в бюджеты всех уровней налоги. По величине уплаченных налогов можно судить о суммах доходов предприятия и его персонала. Чем выше величина выплаченных налогов, тем успешнее деятельность предприятия или отдельно взятого предпринимателя. Эта очевидная взаимосвязь служит сигнальной информацией для криминальных элементов всех видов – вымогателей, мошенников, шантажистов, грабителей. К сожалению, к рейдерским захватам бизнеса иногда причастны сотрудники силовых структур, которых язык не поворачивается назвать шантажистами и грабителями. Но именно так часто и бывает, когда рейдеры либо хотят войти в прибыльный бизнес, либо вовсе отнимают его у владельца. Таким образом, разглашение налоговой тайны может быть чревато для собственников бизнеса и членов их семей криминальным давлением, открытием сфабрикованных уголовных дел и даже физической расправой.
В этой связи следует отметить и значимость сохранения банковской тайны. Практически все современные малые предприятия и отдельные предприниматели пользуются услугами коммерческих банков – имеют в них расчетные и депозитные счета, осуществляют безналичные платежи, расчеты с партнерами и клиентами, проводят валютные операции. Иными словами, сотрудники банка знают все или почти все о текущем финансовом состоянии того или иного предприятия, являющегося клиентом банка. Утечка конфиденциальной информации об ухудшении или улучшении финансового состояния предприятия может стать источником неприятностей для бизнеса. В случае ухудшения занервничают кредиторы и партнеры предприятия, которые своими поспешными действиями могут окончательно подорвать бизнес. А улучшение финансовой базы бизнеса вызывает повышенный интерес к нему со стороны конкурентов, криминала и проверяющих инстанций.
Имеется и еще один аспект, связанный с поддержанием режима коммерческой тайны в предпринимательском деле. Этот аспект касается как недобросовестной конкуренции в целом, так и промышленного шпионажа в частности. Чужие технологические секреты всегда вызывают повышенный интерес со стороны прочих участников рынка и даже иностранных государств. И это вполне понятно. Раскрыв коммерческую тайну конкурирующих фирм, можно сэкономить значительные финансовые ресурсы и время, принять превентивные меры и сыграть на опережение. Высокая ценность такого рода информации заставляет предпринимателей обращаться к услугам частных детективных агентств и сотрудников с опытом работы в конкурирующих предприятиях. Незримая борьба на этом фронте продолжается безостановочно.
Рассмотрение общих вопросов, связанных с коммерческой тайной, позволяет сделать вывод о значительной, часто решающей роли конфиденциальной информации для деятельности индивидуального предпринимателя или малого предприятия. Более того, от надежности сохранения коммерческой тайны часто зависит не только судьба предприятия, но и безопасность, и благополучие организаторов бизнеса, а также членов их семей. Высокая значимость коммерческой тайны для успешной работы на рынке заставляет предпринимателей уделять вопросам информационной безопасности бизнеса самое пристальное внимание.
Проблемы сохранения своих технологических секретов жизненно важны для предприятий разных отраслей и форм собственности. Сохранение коммерческой тайны в неприкосновенности – одна из главных предпосылок сохранения и успешного развития бизнеса в будущем. Однако это – лишь общий посыл, рыночная аксиома, без конкретного наполнения организационно-управленческими мероприятиями, без заданных алгоритмов и планов действия. Остается невыясненной проблема – как обеспечить режим коммерческой тайны, и какова цена данного вопроса.
Необходимо отметить, что универсальных решений, удовлетворявших собственников любого бизнеса, не существует. Различия в технологиях, сферах деятельности, национальных законодательствах не позволяют создать единый механизм обеспечения экономической безопасности, пригодный для всех. В то же время можно выделить ряд общих принципов, знание которых облегчает создание индивидуальных систем безопасности бизнеса и обеспечения режима коммерческой тайны.
На первом этапе руководством малого предприятия или индивидуальным предпринимателем рассматривается вопрос о наиболее уязвимых, с точки зрения защиты коммерческой информации, секторов бизнеса. Такими секторами являются:
· В сфере бизнеса высоких технологий – способы и рецептуры производимой продукции, добавки и ингредиенты, улучшающие качество изделий. Это могут быть программные продукты и методы обработки информации, компьютерные модели и средства автоматизации производственных процессов, устройства и приборы, работающие на новых принципах или неизвестных ранее эффектах;
· В сфере сервиса, банковского дела и страхования – базы данных, содержащие сведения о клиентах и партнерах, их финансовом состоянии, активах, текущей и будущей платежеспособности. Не подлежат огласке данные о способах работы с клиентами, об устройстве и принципах функционирования платежных систем, паролях и кодах доступа к счетам, способах кодирования и шифрования коммерческой информации, маршрутах перемещения и хранения денежных средств;
· В сфере традиционных производств – системы охраны предприятий (расположения пунктов контроля и видеонаблюдения, их технического оснащения, способов отключения систем сигнализации и блокировки), финансовая и маркетинговая информация, данные о переговорах и предполагаемых заказах, крупных покупках или продажах активов, сведения о зарплатах сотрудников, о величине премиальных выплат и проч.
Вместе с секторами возможной утечки конфиденциальной информации определяется и круг лиц, потенциально заинтересованных в получении такого рода данных. Обычно в него входят:
— конкурирующие предприятия, производящие аналогичные продукты или товары-субституты;
— лица, планирующие открыть собственный бизнес в данной сфере или близкой к ней по направленности и составу клиентов;
— сотрудники предприятия, недовольные своим служебным положением, уровнем оплаты труда, вступившие в конфликт с начальством. Знание технологических секретов компании может сделать этих сотрудников весьма опасными врагами предприятия. Предпринимательской практике известно немало случаев, когда обиженные или уволенные работники разрушали бизнес своего прежнего работодателя или приносили ему крупный ущерб;
— представители силовых структур и частных детективных агентств, желающих заработать на знании коммерческой тайны предприятия;
— криминальные структуры. Знание конфиденциальной информации дает возможность преступникам поставить малое предприятие под криминальный контроль, осуществлять шантаж и вымогательство в отношении руководства компании и ее работников.
После прохождения этапов выделения секторов закрытой информации и определения круга лиц, заинтересованных в раскрытии коммерческой тайны, руководство предприятия переходит к третьему этапу, связанному с ознакомлением и разъяснением персоналу сути вводимых мероприятий.
Этот этап может показаться непосвященным людям малозначительным и необязательным. Однако это грубая ошибка, которая ведет к серьезным негативным последствиям. Здесь имеется несколько аспектов:
— во-первых, введение режима секретности и ограничения доступа к информации всегда чревато домыслами, слухами и догадками. На этой почве взращиваются самые изощренные фантазии и подозрения, которые, в свою очередь, порождают недоверие и чувство разобщенности. Так, например, засекречивание информации о рецептурах и ингредиентах продукции рождает подозрение в использовании вредных, генетически модифицированных компонентах, которые подрывают здоровье и вызывают раковые заболевания. Засекречивание информации об уровне оплаты труда сотрудников порождает взаимное недоверие и даже враждебность;
— во-вторых, ограничение информационной прозрачности, транспарентности предприятия, снижает уровень доверия к нему со стороны внешних инвесторов и потребителей. Засекречивание направлений научных исследований, новых конструкторских и технологических разработок, делает непонятными перспективы предприятия, а, стало быть, затрудняет его рыночную оценку. Кроме того, за режимом секретности могут скрываться налоговые и экологические нарушения, злоупотребления финансового характера;
— в-третьих, введение мер безопасности удорожает процесс производства, увеличивает себестоимость выпускаемой продукции. В определенной мере повышение уровня безопасности бизнеса снижает конкурентоспособность поставляемых на рынок изделий. Руководству предприятия следует разъяснить персоналу, что это мера вынужденная; отказ от соблюдения режима коммерческой тайны может обойтись компании гораздо дороже, чем оплата труда работников частного охранного предприятия и закупка специального оборудования.
Помимо заявленных тем и соответствующих разъяснений, владельцы бизнеса обращаются к персоналу с просьбой соблюдать режим конфиденциальности там, где это необходимо, с пониманием относиться к применяемым мерам безопасности.