Воронежский государственный цирк был открыт 21 ноября 1972 года на месте бывшего городского кладбища (от которого теперь остался лишь небольшой некрополь, расположенный левее здания цирка). Ещё на стадии строительства госцирка ему планировалось присвоить имя выдающегося циркового артиста Анатолия Леонидовича Дурова (1864-1916), дом-музей которого имеется в Воронеже. Статьи с подобными инициативами публиковались в областной газете «Коммуна» от 6 февраля и 12 марта 1969 года — см.: Имени А.Дурова»). Однако голос общественности услышан не был и Воронежский государственный цирк так и остался безымянным.
Ввод в эксплуатацию стационарного цирка, который предназначен для работы круглый год, весьма порадовал воронежцев и жителей Воронежской обрасти. Теперь детям и взрослым можно было в любой сезон посещать представления с участием экзотических животных, клоунов, гимнастов и мастеров оригинального жанра. Напомним, что ранее в Воронеже функционировал лишь цирк-шапито, базировавшийся в Первомайском парке. Его брезентовые стены не спасали от мороза, поэтому работа цирка носила сезонный характер.
С открытием нового цирка исчезали проблемы посещения представлений с детьми, за здоровье которых теперь можно было не опасаться. Здесь всегда было тепло, доступны были все удобства. Да и добираться к цирку было удобно, так как он был построен в центре города.
В настоящее время Воронежский цирк продолжает свою работу, хотя его внутренний и внешний облик утратил свой былой блеск. Здание в известной степени обветшало, ему не хватает современной отделки фасада, внутренних помещений и зрительского зала.
За минувшие десятилетия в Воронеже так и не возникло школы циркового искусства, своей базы подготовки артистов. Ее во многом заменяли и продолжают заменять спортивные детско-юношеские школы, готовящие гимнастов и акробатов. Иной инфраструктуры для цирковых артистов у нас нет.
В связи с этим у многих наблюдателей, экономистов и работников цирка возникает закономерный вопрос о форме собственности российских цирков. Стоит ли им быть государственными, получать деньги из бюджета, или уйти на вольные хлеба, зарабатывая прибыль путем продажи билетов и прочей коммерческой деятельности?
Этот вопрос достаточно сложен и многогранен. Конечно, переход на полную самоокупаемость преобразит цирковой менеджмент, который станет работать иначе – с большей энергией и мотивацией.
С другой стороны, это может привести к росту стоимости билетов и меньшей доступности на цирковые представления. Как будет решаться этот основополагающий вопрос в будущем – покажет время.