Движение покупателей по торговому залу и выкладка товаров — предмет особой заинтересованности гипермаркетов, поскольку от этих двух параметров во многом зависит прибыльность торгового бизнеса. Как показывают многочисленные исследования, движение покупателей по торговым площадям должно быть не произвольным, а строго определённым. Например, движение по залу должно осуществляться против часовой стрелки; если же обход прилавков осуществляет по часовой стрелке, то средняя прибыль по итогам для или месяца уменьшается на 5%. Это происходит потому, что человеку удобнее смотреть на товар справа.
Также играет некоторую роль расположение товарных групп, наличие «холодных» зон, приятные или неприятные запахи (кофе, выпечки, испортившихся продуктов и проч.), громкая или тихая музыка, поведение других покупателей.
Кроме того, почти все мы знаем, что мерчендайзеры, выкладывающие товар на полку, предпочитают на передний план выставлять продукты менее свежие, чем в глубине прилавка. Таким образом менеджмент ритейлера пытается «подсунуть» покупателю товар «не первой свежести».
Однако оказалось, что российский покупатель не лыком шит; он достаточно хорошо знает уловки гипермаркетов. Как показывает исследование компании «Пакет», приводимое ТАСС, девять из десяти покупателей берут в магазинах продукты с задних рядов полок — там они более качественные и свежие — полагают потребители.
«93% россиян ищут товары на задних полках магазина, так как они кажутся им более подходящими и лучшими. Из них 42% всегда так делают, 51% — иногда для некоторых категорий продуктов», — говорится в исследовании.
По данным опроса, поход россиян за продуктами сопровождается различными привычками. Так, при посещении магазина 69% россиян берут тележку или корзину, даже если необходимо купить несколько позиций. А каждый десятый предпочитает нести товары в руках, чтобы не купить лишнее.
Кроме того, при обнаружении товаров, оставленных другими покупателями не на своем месте, 36% респондентов не берут их, так как те кажутся им подозрительными. А 26% участников опроса, наоборот, кладут такие продукты в корзину. Еще 8% опрошенных относят товары на нужное место. Респонденты также поделились, что взвешивают несколько одинаковых пачек одного товара, чтобы выбрать самую тяжелую.