Астрология является древнейшим направлением паранаучной и духовной деятельности, способом познать мир и предугадать его дальнейшее развитие на индивидуальном и коллективном уровне. В древности, на начальных этапах своего существования, астрология была неразрывно связана с религиозными представлениями. Первобытный человек, наблюдая звёздное небо, движение Солнца и Луны, связывая мир космоса и происходящим на Земле,  неизбежно приходил к мысли о божественности светил. Такое обожествление небесных тел получило в науке название астролатрии, или астральной религии. На ранних этапах развития астральной религии божеством считалось само светило, а в более развитых религиозных системах светило считалось или одним из воплощений бога, или подчинённым богу.

При появлении религиозных систем более высокого уровня сложности, нежели астролатрия, астрология продолжала играть существенную роль в религиозных представлениях. Зачастую астрология преподавалась в храмах, и занятие ею было неотъемлемым атрибутом жрецов. В Месопотамии (у шумеров, аккадцев, вавилонян) Солнце, Луна, планеты и созвездия связывались с богами. До нашего времени дошли старовавилонские молитвы, в которых эта связь явно прослеживается. Вавилонские теологи считали, что микрокосм представляется отражением макрокосма, «низ»(земля) — как бы отражением «верха» (небес). Земной географии соответствует география небесная. Прообразы всего сущего: стран, рек, городов, храмов — существуют на небе в виде звёзд, земные предметы являют собой лишь отражения небесных, но обе субстанции имеют каждая свои измерения. Так, небесный храм примерно вдвое больше земного. План Ниневии первоначально был вычерчен на небесах и существовал издревле. В одном созвездии расположен небесный Тигр, в другом — небесный Евфрат. Каждому городу соответствует определённое созвездие: Сиппару -созвездие Рака, Вавилону, Ниппуру — другие, чьи названия не идентифицированы со современными. На страны разделены и Солнце и Месяц: на правой стороне Месяца — Аккад, на левой — Элам, верхняя часть Месяца — Амурру (амореи), нижняя — страна Субарту. По воззрениям некоторых вавилонян, семи небесам (связанным с семью видимыми планетами) соответствует семь земель, но об их точном членении и расположении сведения не сохранились. Таким образом, мы видим, что религиозные представления вавилонян действительно были во многом «астрологичными».

В Индии первые письменные упоминания об астрологии встречаются в Ведах — собрании религиозных текстов индуизма. Веды называют астрологию «оком, через которое человек познаёт мирскую жизнь и свою духовную суть» и «родоначальницей всех наук». Изучение собственного гороскопа считается одним из наиболее объективных и продуктивных способов постижения своей кармы, своего предназначения в жизни. Поэтому астрология стала одним из предметов, находящихся в ведении жрецов-браминов, а все постулаты астрологии естественным образом вошли в доктрины индуизма. Другие зародившиеся в Индии религии — буддизм и джайнизм -сохранили уважительное отношение к астрологии, характерное для индуизма.

Однако мотивация для занятий астрологией стала иной. Как буддисты, так и джайнисты искали в «науке о звёздах» не возможность примириться со своей жизнью, а наоборот, способ, помогающий устранить страдания жизни, стать совершенными и выйти из колеса перерождений: постигать законы мира нужно именно для того, чтобы научиться их преодолевать. И буддийские, и джайнистские космологические представления содержат большое количество астрологических элементов. И в буддизме, и в джайнизме сохранились индуистские представления о времени как колесе и концепция подобия микрокосма и макрокосма. В джайнизме считается, что мир вечен и неизменен, однако условия существования его центральной части, на уровне среднего мира (Мадхьялоки) подвержены ритмическим колебаниям. «Колесо времени» имеет 12 «спиц» -веков, соотносящихся со знаками Зодиака; шесть из них относятся к «прогрессивному», восходящему полуобороту колеса, а шесть — к нисходящему. Поскольку мир безначален и бесконечен, он неисчислимое количество раз проходит и будет проходить от блаженно-счастливого времени «хорошего — хорошего» периода к ужасам и страданиям «плохого — плохого» и затем опять возвращаться к золотому веку.

В буддизме символика 12 зодиакальных знаков играет не менее важную роль. В частности, со знаками Зодиака соотносятся 12 этапов жизни Будды. Однако наиболее оригинальное воплощение концепция Зодиака получила в буддийской теории пратитьясамутпады (санскр. «зависимое происхождение»). Эта теория утверждает, что человек в своей деятельности вовлечён в цепь из 12-ти звеньев по принципу «если есть то, то бывает это». Эти 12 «причин-следствий»таковы: авидья (невежество), санскара (склонности, волевые импульсы), виджняна (сознание-разум), нама-рупа (психические и чувственные элементы), шадаятана (органы чувств), спарша (соприкосновение), ведана (ощущения-эмоции), танха (желание), упадана (схватывание), бхава (становление), джати (рождение), джарамаран (старость-смерть) — порядок последовательности может быть иной. Нельзя также не упомянуть один из основных сакральных символов в буддизме — мандалу, также основанную на астрологической символике. Сложный геометрический рисунок мандалы обычно интерпретируется как модель вселенной, «карта космоса», идеальный гороскоп. Отметим, что К.Г. Юнг подчёркивал универсальный характер мандалы как психокосмической системы, которая задаёт особый вселенский ритм, объединяющий макрокосм и микрокосм. Но наиболее показательно уважительное отношение к астрологии проявилось в легенде о том, что мудрец-астролог Асита после рождения Будды правильно предсказал его судьбу.

Обобщив и систематизировав накопленные предшественниками знания о космосе, античный астроном К. Птолемей оформил их в единую логически обоснованную систему с прочной натурфилософской основой. В этой системе он выделял два направления:

1) теоретическую астрономию, основу которой составляют данные наблюдении, расчёты, таблицы движения небесных тел;

2) теоретическую астрологию как систему интерпретации астрономических данных для составления предсказании о земных событиях.

В системе знаний о космосе К. Птолемея два указанных выше направления взаимодействуют между собой: астрономические данные являются фундаментом для астрологических интерпретаций. То, что мы ныне понимаем под астрологией, он называл «предсказанием астрономическими средствами». Таким образом, в трудах К. Птолемея система знаний о космосе сводит воедино не только знания о звёздных телах, их расположении и движении, но и представления о том, как они влияют — на земные явления.

Осмысливая влияния космоса на человека и его земную жизнь, К. Птолемей концентрируется на трёх основных вопросах: 1) что является началом мироздания? 2) из чего состоит мир? 3) как связаны между собой устройство космоса и человека?

В качестве первоначала мира он признает наличие высшей и разумной Причины его существования. Данное представление выражается у него через теологическую категорию «Бога». Так, К. Птолемей пишет: «Если выделить в простейшей форме первопричину первого движения Вселенной, то это был незримый и неизменный Бог». Здесь характерно понимание того, что познание этого всепроникающего и вездесущего Бога в полном объеме недоступно человеку, поэтому его невозможно описать в терминах и понятиях. А.Ф. Лосев в своих исследованиях античности убедительно показывает, что античный космос — это внеличностный космос, который, находясь в основе всего и являясь «абсолютным телом, прекрасным и божественным», есть абсолютизация природы. Такая трактовка позволяет заключить, что у К. Птолемея понятие «Бог» равноценно понятиям «природа» и «космос». В данном случае его позиция скорее не религиозная, а пантеистическая.

Мы живём в разделённом мире. Внутренний мир един, целостен. Внешний мир — это лишь манифестация нашего внутреннего «я», отражающегося во вселенной. Астрология идеально подходит для примирения между собой обоих уровней реальности, потому что мир астролога охватывает и физическую, и духовную сферы.

Астрология формируют образные знания о человеке и его связи с космосом. Познавая себя, мы разгадываем космос; разгадывая космос, мы приобщаемся к жизни в её универсальном аспекте. Функция астрологии — помочь людям понять самих себя и осознать смысл их жизни. Принцип астрологии: ничего не отрицать сходу. Цель астрологии — увидеть целое в частях.

Астрология опирается на созерцание, наблюдение как главный метод познания сущего. Её методы не зависят от случайностей, связанных с выбором материала, её результаты основываются на точных математических расчётах и потому должны быть однозначными. Ключ к пониманию астрологии заключается в осознании того, что наш материальный мир, мир разделения, пространства и времени, — точно такой же, как и духовный мир единения, тождества и вечности, и в научении видеть один мир в другом.

Астрологии, как и любой другой науке, присуще следующие признаки: объективность, устойчивость представлений (астрологическая система знаний устойчиво сохраняется в ноосфере в течение многих тысячелетий), внутренняя непротиворечивость концепции (в астрологии, также как и в науке предлагаемые теории внутренне не противоречивы и устаревают только под давлением новых фактов) и принцип саморазвития (истинные положения при возникновении новых фактов не уничтожаются, а развиваются).

Астрология в своём анализе идёт от общего к частному. При взгляде на гороскоп астролог сначала получает общее представление о характере человека, а потом уже анализирует его особенности. В настоящее время в астрологии существуют две тенденции, которые можно условно назвать научная и гуманистическая. Обе эти тенденции находятся в рамках первоначально сформировавшихся астрологических представлений как своеобразного эмпирико-метафизического конгломерата. Первая из них стремится вытеснить метафизические компоненты на периферию, вторая же, наоборот, всячески подчеркивает их важную, основополагающую роль в астрологических предсказаниях.

Испокон веков существуют две враждующие между собой тенденции миропонимания — идеализм и материализм. Они диаметрально расходятся в вопросе о единстве мира. Идеалисты утверждают, что единство мира в его идеальности, идеи порождают материальный мир, в котором мы живём. Материалисты считают, что единство мира в его материальности. Высокоорганизованная материя порождает мысль, идеи и все духовное содержание. Астрология не встает ни на одну из этих точек зрения, она утверждает, что единство мира состоит в его ритмичности. Астрологи хорошо уживаются и с идеалистами (в том числе мистиками, эзотериками, и другими разновидностями идеализма) и с материалистами. Практика показывает, что ритм основная форма организации во вселенной, невозможно назвать ни одного процесса, не имеющего ритма. Поэтому для астрологии изучение ритмики процесса с помощью сравнения его с ритмикой движения небесных тел обязательная и необходимая задача.

Основные законы философии признаются и астрологией и видны, например, в Зодиаке. Так, закон перехода количества в качество ясно заметен при переходе по порядку следования знаков Зодиака при переходе от Овна к Рыбам. Овен и Рыбы качественно совершенно разные знаки. Точно также в Зодиаке четко прослеживается гегелевский закон отрицания отрицания: тезис — антитезис — синтез. Возьмём последовательно три знака Овен это тезис, Телец это антитезис (знак резко отличающийся от Овна), а Близнецы это синтез, они сочетают в себе свойства и Овна, и Тельца. Можно продолжить этот процесс деления на триады и далее. В философский закон единства и борьбы противоположностей астрология вносит своё новое понимание. Она признает единство противоположностей и считает глупостью их борьбу. Вместо этого она выдвигает на первый план идею дополнительности или комплиментарности противоположностей. Более существенным в философском плане является то, что планеты олицетворяют наши внутренние качества. Человек это микрокосм, отражение макрокосма или вселенной. Его внутренности являются проекцией вселенной в тело. Планеты показывают качества человека, т. е. связаны с умом и телом.

Человек может влиять на космос. Учение Вернадского открывает нам новую страницу в познании человеком самого себя — как разумной части живого мира и одновременно наиболее сложного и закономерного явления мироздания. Древнее ощущение единства и осознание себя частью космической реальности получает в наше время действительное обоснование, переводится в рациональный план. С точки зрения К. Э. Циолковского, судьба Вселенной зависит от космического разума, то есть от человечества и других космических цивилизаций, их преобразовательной деятельности. С. Р. Аблеев — является ярким представителем Рериховского движения, согласно которому Тесная связь человека и Космоса, выражается не только в известных физических процессах, но и более тонких — психических или духовных. Махатмы (личности, наделенные высшей мудростью) полагали, что не только космический универсум влияет на человека и человеческое общество, но каждый конкретный индивид и вся цивилизация в целом оказывают определённое влияние на различные космические процессы. Существование духовных Сил Космоса, влияющих на человеческую историю и направляющих её эволюционное развитие.

Мы являемся составной частью окружающего нас пространства и никогда не теряем зависимости от него. Мы связаны со всей вселенной, как капля воды связана с океаном… Человек находится, в союзе со всем окружающим космосом. Он — в постоянной связи с так называемой «космической» средой. Эта космическая среда, воплощающая в конечном итоге суть бытия, должна также «оттенять» и тем или иным образом воздействовать на сознательное личностное «я» индивидуума. Для любых инициатив, мероприятий и действий астрологически можно вычислить наилучшие времена и сроки. Для любого развивающегося объекта, будь то человек, организация или рабочая программа, можно заранее предсказать периоды невзгод и моменты реальных опасностей. Таким образом, астрология реально помогает освободиться от всех форм неэффективности, вытекающих из неуместности и несвоевременности. Астрология представляет собой синтез рационального и иррационального. Это основа всех научных, религиозных и философских познаний, своего рода наука наук и мировоззрение мировоззрений.

 

Источники:

  1. Баюткина А.В. Астрология и религия //Аналитика культурологии. 2012.
  2. Коркунова О.В., Букурова А.В. Классическая астрология К. Птолемея как способ постижения мира в эпоху античности. 2013. См. на Киберленинка.
  3. Сидорова Л.Н., Сученкова В.С., Валишина И.И. Философские и естественно-научные основы астрологии //Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки. 2011.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *