Большое влияние на экономику Воронежского края в 1870-х годах оказали инвестиции в железнодорожный транспорт. По пути следования поездов возникали новые станции, возводились новые поселения, возникала жилищная, промышленная, сельскохозяйственная и иная инфраструктура. Так, после строительство железнодорожной ветки Воронеж – Ростов по пути следования поездов возникла станция Евдаково, которая связала с внешним миром местное население. Теперь жившие на селе местные жители получали больше коммерческой информации, товаров из промышленно развитых регионов.
Во многом благодаря железной дороге в Центральном Черноземье развиваются кустарные промыслы и малое предпринимательство – кирпичное, гончарное, кузнечное, бондарное, мукомольное, маслобойное, шерстобойное производства, валяльное, веревочное, кружевное, сапожное дело и ряд других бизнесов.
На село стали приезжать предприниматели из других стран и регионов, в надежде на низкую стоимость рабочей силы и благоприятные перспективы развития коммерции. Так, в Воронеже в 1869 году начал свое дело немецкий инженер В.Г.Столль, открывший здесь механический завод. Еще раньше, в 1856 году в губернском центре был построен небольшой завод кустарного типа, производивший сельхозмашины, а позже – несложное оборудование для нужд железной дороги. Владельцем предприятия был инженер-технолог Э.Ф.Гаусман. Позднее, в 1915 году, в Воронеже организовали свое производство Ядвига, Рихард и Анне Поле (завод «Рихард-Поле», который позже переименуют в завод им. Коминтерна). Немецкий купец Ганс Берлин фактически положил начало Воронежской кондитерской фабрике.
Приезжие предприниматели сыграли свою позитивную роль и при становлении масложирового и маслобойного бизнеса в Евдаково. В начале ХХ века немецкий коммерсант П.Г.Классен построил здесь первую паровую мельницу, способную существенно повысить производительность труда и принести неплохую прибыль. К 1911 году польский бизнесмен И.И.Миропольский построил отжимную мельницу, которая стала основой будущего маслобойного завода, способного перерабатывать 30 тонн семян подсолнечника в сутки. Впоследствии мельницы и оборудование названных предпринимателей станет базой для Евдаковского масложирового комбината.
В советское время на предприятии начинается производство такого инновационного тогда продукта, как маргарин. В те времена мало кто из крестьян и городских жителей видел этот продукт – им, в основном, пользовались во Франции, в Германии и других европейских странах. Там его употребляли как заменитель сливочного масла с 1870-х годов.
После окончания гражданской войны советское правительство всерьез взялось за продовольственную проблему. Было решено построить в Евдаково инновационное предприятие по производству продуктов из растительных масел и животных жиров. Место для строительства было выбрано не случайно – в Евдаково имелся персонал, знакомый с маслобойным производством, рядом были сельхозпредприятия, которые становились поставщиками сырья. Железная дорога, проходившая рядом, делала предприятие независимым от осенней и весенней распутицы; готовую продукцию можно было транспортировать в любой сезон на дальние расстояния.
Вот что писала по этому поводу областная газета «Коммуна» 29 сентября 1929 года: «Правление Центросоюза РСФСР признало необходимым построить в ЦЧО в Евдаковском районе комбинат по производству маргарина. Решено командировать за границу нескольких товарищей для учебы на маргариновых заводах.
Евдаковский завод находится на путях к крупнейшим потребительским центрам – Харьков-Воронеж-Донбасс-Ростов. Сырьевая база маргаринового производства обеспечена. Предполагается, что маргариновый завод за первый год работы будет выпускать около 10 тыс. тонн продукции».
Благодаря ударной работе строительного коллектива, предприятие было построено за три с половиной года (с 1930 по 1934 гг.). 18 июля 1934 года состоялся официальный запуск предприятия, которое получило название маргаринно-жировой комбинат.
В период Великой Отечественной войны вновь построенное предприятие было практически полностью уничтожено. После отступления фашистских войск комбинат был восстановлен. Но в 1946 году он получил уже новое название – жировой комбинат (по аналогии с Воронежским жиркомбинатом).
Однако в 1966 году предприятие было вновь переименовано и получило современное наименование – Евдаковский масложировой комбинат.
В послевоенное время комбинат производил кулинарные и кондитерские жиры, растительные масла, различные виды маргаринов для предприятий и домашних хозяйств.
За отличную работу Евдаковский масложировой комбинат в 1966 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
С наступлением ваучерной приватизации комбинат был выведен из государственной формы собственности и преобразован в акционерное общество открытого типа. Это событие произошло в ноябре 1992 года. Позднее, в 1996 году комбинат стал открытым акционерным обществом и получил теперешнее официальное название – ОАО «Евдаковский масложировой комбинат».
Трудности 1990-х годов предприятие перенесло несколько лучше, чем заводы из сектора оборонно-промышленного комплекса, машиностроения и электроники. Несмотря на высокую инфляцию, нарушение производственных связей, кризис неплатежей и прочие неурядицы, комбинат выстроил свои новые отношения с потребителями и торговлей. Все мы помним дефицитный тогда майонез в маленьких стеклянных баночках, промаркированных «Евдаковский майонез». Не меньшим спросом пользовалась и другая продукция комбината, вне зависимости от макроэкономики и задержек зарплаты.
Однако со временем трудности у Евдаковского масложирового комбината стали нарастать. Сказалась высокая конкуренция со стороны зарубежных и внутренних производителей. Нужно было срочно расширять и модернизировать производство, осваивать новые технологии в изготовлении, сбыте, рекламе, маркетинге.
С этой задачей предприятие справилось, хотя и с большими трудностями. Полученный от банка ВТБ при содействии областной администрации кредит был возвращен только посредством перекредитования. В 2013 году объем производства продукции должен вырасти до 3 млрд. руб. Этот вопрос надлежащим образом контролируется собственником и основным акционером предприятия – А. Фосманом.
Все изделия предприятия сертифицированы. На комбинате ныне введена система менеджмента качества ISO-9000. На 15 Международной выставке конкурса «World food – 2006» в Москве продукция комбината удостоена серебряной медали. Компания стала в 2007 году лауреатом конкурса «Воронежское качество». В нынешнем году продукция ОАО «Евдаковский масложировой комбинат» была трижды отмечена дипломами победителя конкурса «Лучший ингредиент – 2013» на международной выставке пищевых ингредиентов, добавок и пряностей Ingredients Russia 2013.
В разные годы Евдаковским масложировым комбинатом руководили М.А. Лаговский (1933-1935), С.А. Рыбкин (1937-1942), М.А. Елисеев (1944-1946), Т.И. Олейников (1946-1950), В.И. Ирхин (1960-1984), В.С. Попов (1984-1990), В.Н. Коденцев, О.А. Трок.
В 2018 году АО Евдаковский масложировой комбинат был признан банкротом по иску банка «Россия». Новым собственником предприятия стала группа компаний «Эфко». Её менеджмент задумался над реновацией бизнеса и выхода на другие перспективные рынки.
В 2023 году группа компаний «Эфко» инвестировала в развитие технологии производства кальциевых солей (добавок к кормам для КРС) 300 млн. рублей. Выпускать эту новую продукцию будут на заводе «Евдаково» в Каменском районе. Мощность производства составляет 5 тыс. тонн корма в год. «Возможность локализовать производство этой кормовой добавки в России позволяет реализовывать ее по цене ниже иностранных аналогов – в диапазоне, доступном как крупным, так и средним молочным фермам», — указывается на официальном сайте ГК «Эфко».
Более подробно см. на: Евдаковский масложировой комбинат: бизнес с глубокими корнями
1. Официальный сайт предприятия evdakovo.ru.
2. Воронежская энциклопедия. В 2 т. /Под ред. М.Д.Карпачева. – Т.1. – 2008. – 524 с.
3. Газета «Коммуна» от 29 сентября 1929 г.