Решить задачу повышения благосостояния своих граждан правительство может двумя основными способами:

1. использовать эмпирические подходы и здравый смысл, основанные на субъективных представлениях и накопленном хозяйственном опыте;
2. прибегнуть к помощи экономической науки, ее понятийному аппарату и инструментарию.

Оба указанных способа идут по жизни бок о бок, часто взаимно дополняя друг друга, но иногда существуя совершенно обособленно.

Опытный или эмпирический путь базируется, в основном, на методе проб и ошибок (своих и чужих). В этом случае движение общества к благосостоянию и справедливости бывает очень тернистым, связанным с серьезными просчетами и затяжными конфликтами.

Власть, осуществляющая хозяйственные преобразования согласно собственным субъективным представлениям, нередко сталкивается с эффектами, явно незапланированными и носящими деструктивный характер. Так было в нашей стране с чековой приватизацией, борьбой с пьянством, построением социалистического общества, оказанием экономической помощи другим странам. Здравый смысл, как это часто бывает в жизни, оказывается плохим советчиком в сложных вопросах. Вспомним, как целые столетия здравый смысл подсказывал людям, что земля плоская, а наша планета находится в центре мироздания.

Экономическая наука идет по другому пути, опираясь не только на субъективные ощущения и представления власть имущих о правильном и должном. Ученые пытаются вычленить из многообразной и такой непохожей хозяйственной жизни многих стран и народов общие понятия и элементы, из которых, подобно детскому конструктору, можно собирать разные экономические системы. Такие универсальные элементы называют экономическими категориями, к которым относят такие понятия, как производство, обмен, распределение, потребление и некоторые другие. Зная экономические законы и взаимосвязи между хозяйственными явлениями, экономисты прогнозируют будущее развитие событий.

Для стабильного и динамичного развития экономики важно выделить и осмыслить ряд экономических целей, а также выявить их приоритет для общества. Эти цели можно кратко сформулировать следующим образом:

  • Экономический рост. Желательно обеспечить производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг; или другими словами, более высокий уровень жизни;
  • Полная занятость. Работой необходимо обеспечить всех тех, кто желает и способен трудиться.
  • Экономическая эффективность. Это получение максимально возможных хозяйственных эффектов при минимуме затрат, достижимых за счет конкуренции;
  • Стабильный уровень цен. Необходимо избегать значительного повышения или снижения общего уровня цен, то есть инфляции или дефляции.
  • Справедливое распределение доходов. Ни одна группа граждан не должна пребывать в крайней нищете, когда другие граждане купаются в роскоши.
  • Социальная защита. Следует обеспечить приемлемое существование хронически больных, нетрудоспособных, престарелых или других групп социально не защищенных граждан (то есть тех людей, кто не может на равных участвовать в рыночной конкуренции).
  • Низкие налоги. Развитию бизнеса и трудовой активности в стране препятствуют высокие налоги. Необходимо поддержание разумного баланса между доходами и расходами бюджета государства для обеспечения комфортного уровня налогов.

К этому перечню экономических целей могут быть добавлены и некоторые другие, являющиеся актуальными для общества на определенном этапе развития или модернизации экономики. Таковыми могут быть девальвация или ревальвация национальной валюты, повышение конкурентоспособности отечественной экономики, придание ей инновационного характера, развитие малого бизнеса в стране, привлечение иностранных инвестиций и некоторые другие цели.

Однако простая формулировка общих целей не обеспечивает полной ясности их трактовки и внутреннего содержания. Здесь требуется конкретизация понятий и взаимная договоренность о правильности их понимания.

Например, мы можем по-разному понимать термин «справедливое распределение доходов». Например, предприниматели считают, что 13% налога на их личные доходы – это справедливое решение. Другие граждане полагают, что для людей с высокими доходами больше подходит прогрессивное налогообложение с переменной ставкой, зависящей от величины дохода.

Или же, например, нужно ли платить пенсии по старости тем лицам, которые, по разным причинам, никогда не работали? Одна часть общества считает, что следует проявить гуманность и платить небольшую пенсию. Другая часть граждан полагает, что этого делать не следует, так как деньги придется брать из общего пенсионного фонда, куда делали вклад другие люди. В этом случае распределение становится несправедливым и произвольным.

Следует также отметить и то обстоятельство, что некоторые экономические цели вступают в противоречие друг с другом (например, полная занятость и стабильный уровень цен) или являются взаимодополняемыми в том смысле, что по мере достижения одной из них, другая или другие цели также могут быть осуществлены. Например, достижение полной занятости означает ликвидацию безработицы, то есть основной причины низких доходов и пауперизма (бедности).

Выработка конкретных программ достижения крупных экономических целей общества представляется далеко не простым делом. Кратко рассмотрим основные этапы подготовки такой политики:

  • первый шаг заключается в том, чтобы дать четкое определение целей. Если мы утверждаем, что имеем «полную занятость», означает ли это, что каждый человек в возрасте от 18 до 60 лет имеет работу? Или означает ли это только то, что каждый, кто хочет трудиться, имеет работу? Следует ли допускать возможность какого-то «нормального» уровня безработицы, существующего вследствие того, что часть граждан решила некоторое время отдохнуть или взять тайм-аут при перемене работы? Например, во времена существования СССР продолжительная добровольная безработица среди граждан считалась недопустимой и они подвергались уголовному преследованию как тунеядцы;
  • необходимо определить и осмыслить возможные последствия альтернативных программ достижения целей. Это требует четкого представления об экономических результатах, о выгодах, издержках и политической осуществимости каждой из альтернативных программ. Например, в настоящее время в России обсуждаются программы перехода от сырьевой экономики к инновационной или вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Какие выгоды или потери эти шаги принесут российскому обществу, каковы существующие альтернативы данным действиям – об этом экономисты и политики продолжают спорить;
  • для принятия обоснованных решений лицам, принимающим решения, следует изучить прошлый опыт реализации подобных программ и оценить их эффективность; только путем такой оценки можно рассчитывать на повышение результативности политики. Почему, например, неоднократное принятие программ по обеспеченности жильем населения не привело к решению проблемы? Что воспрепятствовало реализации многочисленных программ интенсификации жилищного строительства в городах и на селе?

Таким образом, действуя по определенным принципам, выработанным экономической наукой и практикой, можно добиться правильной постановки экономических целей и адекватного осуществления экономической политики.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *