Во многих российских бизнесах на привлечение клиентов расходуются серьезные ресурсы. Оборудуются и заполняются  товаром салоны, офисы и магазины. Аренда помещений в проходных местах каждый месяц съедает из бюджета значительные деньги. Еще более значительные средства вкладываются в рекламу.

Потребители в нашей стране не слишком различают форматы магазинов. Первыми на волне рыночных преобразований появились форматы супермаркета и кэш энд керри, со временем лидирующие позиции заняли дискаунтеры, именно этот формат сейчас наиболее развит в регионах. В 2004г.  розничная торговля стала самой быстрорастущей отраслью экономики. Наиболее перспективны оказались два формата – гипермаркет и супермаркет. Считается, что гипермаркет в силу своих особенностей, низких цен, большого ассортимента и крупных объемов продаж, будет определять развитие сетевой торговли в регионах и лидировать по оборотам в следующие несколько лет.

В нашей стране существует ГОСТ Р 51773-2001, определяющий классификацию предприятий розничной торговли в зависимости от ассортимента, размера торговой площади и применяемых форм торгового оборудования. ГОСТ описывает следующие типы предприятий.

  • Универсальные магазины – Гипермаркет, универмаг, универмаг «Детский мир», магазин-склад, универсам (супермаркет), гастроном, товары повседневного спроса.
  • Специализированные продовольственные магазины – «Рыба», «Мясо», «Колбасы», «Минеральные воды» и т.п..
  • Специализированные непродовольственные магазины – «Ткани», «Мебель», «Хозяйственные товары», «Электротовары», «Одежда», «Обувь» и т.п..
  • Магазины прочей товарной специализации «Природа», «Семена», «Зоомагазины», «Книги» и т.п.
  • Неспециализированные продовольственные товары – «Продукты» (мини-маркет) и т.п.
  • Неспециализированные продовольственные магазины — «Дом торговли», «Все для дома», «Товары для детей», «Товары для женщин», «Промтовары» и т.п.

Несмотря на то что, в ГОСТе указываются минимальные площади, рекомендуемый ассортимент, требования к оформлению, перечень услуг, оказываемых населению, трудно предположить, чтобы крупные торговые сети всерьез использовали этот ГОСТ для своих торговых точек. Действительно полезными приложениями в ГОСТе являются требования к ширине проходов в торговых залах и к площади помещений для оказания различных видов услуг.

Супермаркет – магазин, занимающий площадь 1 тыс. – 2,5 тыс. кв.м. До 40 тыс. наименований в ассортименте. Располагающий несколькими цехами по изготовлению свежей продукции или полуфабрикатов. В СССР подобные магазины назывались универсамами – сокращение от «универсальный магазин самообслуживания». Это магазин, в прейскуранте которого находится широкий выбор товаров разных категорий, однако большая часть ассортимента приходилась на продовольственные товары. В отличие от обычного магазина, в универсаме большинство товаров расположено на витринах в открытом доступе. Покупатель сам выбирает, что ему нужно, и расплачивается на кассе при  выходе из магазина.

Супермаркет – крупный универсальный магазин самообслуживания по продаже полного ассортимента продуктов питания и напитков, а также изделий для домашнего хозяйства, мыла, порошков для стирки и мойки посуды, предметов санитарии и гигиены, книг в бумажных обложках, комнатных цветов и растений, продуктов для домашних животных, автомобильных товаров, игрушек, поздравительных открыток, косметики, посуды, лекарств (продающихся без рецептов) и т.п. В некоторых супермаркетах есть свои хлебопекарни, предлагаются различные услуги (брокерские, страховые и другие).

Супермаркеты являются американским изобретением, которые появились в 1930-м году. В современных супермаркетах  также  имеются: металлические тележки на колесиках для продуктов  попутно  с ручными корзинками, расширенный ассортимент непродовольственных товаров. Появление нового упаковочного материала помогло введению самообслуживания в овощном и молочном отделах; открытые морозильники способствовали расширению ассортимента замороженных продуктов; в хлебном отделе расширился ассортимент хлебобулочных изделий, выпекаемых на месте. Появился гастрономический отдел, где можно купить готовые закуски. Последним важным нововведением были компьютеры. Счетную кассу начал заменять компьютер, расшифровывающий специальный штрихкод на этикетке  продукта. Компьютеры повысили производительность, ускорив работу кассиров и уменьшив количество ошибок, а также сократили расходы магазина, регистрируя продвижение продукта и проводя быструю инвентаризацию. В супермаркетах могут располагаться выделенные зоны торговли отдельными группами товаров: например, закусками, дорогими и развесными кондитерскими изделиями, алкоголем и т.п.. Кроме того, для удобства покупателей в закассовых зонах могут располагаться лотки мелкорозничной  торговли: цветами, лекарствами, дисками, телефонами, а также точки по оказанию бытовых услуг, например, химчистка, фотоуслуги.

В настоящий момент в Европе к формату супермаркета относят  магазины с торговой площадью до 2 тыс. кв. м. и ассортиментом от 10 до 30 тыс. и более наименований. При этом доля непродовольственных товаров доходит до половины ассортимента.

Наиболее типичный представитель супермаркета в г.Воронеже – «Перекресток».

Дискаунтер – магазин с узким ассортиментом и минимальным набором услуг для покупателей, достаточно низкими ценами. Управление дискаунтером направлено на снижение издержек за счет минималистского исполнения торгового зала, упрощенной выкладки товаров, снижения количества работающего персонала, ограничения ассортимента, который должен продаваться достаточно большими партиями за счет низких цен. В случае наличия достаточно большой сети таких магазинов практикуется постоянное перемещение партий товара из одного магазина в другой, где есть больший спрос на данный товар.[1]

Первые дискаунтеры появились в Германии в середине 1950-х гг. Сегодня на подобные магазины приходится более 40% общего товарооборота, при этом рентабельность торговой площади в таких торговых точках в десятки раз выше, чем у традиционных супермаркетов.

Дискаунтер остается самым популярным форматом в России. Это определяется ненасыщенностью страны организованной торговлей и сравнительно невысокими доходами населения. Практически в любом регионе страны остается место для развития этого формата. В то время как форматы супермаркетов и гипермаркетов требуют определенного уровня достатка и культуры потребления, для открытия финансово успешного дискаунтера достаточно примерно 10 тыс. жителей с любым доходом.

В России традиционное понимание дискаунтера делят на два: «мягкий дискаунтер», подразумевая  относительно низкие цены и более расширенный ассортимент (до 2 тыс. и более позиций) товара; и «жесткий дискаунтер», предполагая более узкий ассортимент и еще более низкие цены. В формате «мягкого» дискаунтера работают «Пятерочка», «Копейка». «Жесткие» дискаунтеры – «Магнит».

Минимизация издержек дает возможность снижать цены. То есть принцип дискаунтера можно сформулировать так: «для того чтобы продавать товары дешево, надо тратить меньше, а чтобы тратить меньше, надо иметь меньше позиций, которые обслуживаются компанией».

Развитие дискаунтеров по стране увязывается с развитием  региональных распределительных центров. Без них экономичное управление ассортиментом невозможно. Считается, что один распределительный центр эффективно снабжает магазины в радиусе примерно 300 км.

Главное, что определяет оборот, — насколько много у него лояльных клиентов и как часто они посещают магазин. Количество лояльных клиентов определяется близостью к местам проживания потенциальных покупателей, ведь в дискаунтер в отличие от гипермаркета люди на машинах не ездят. Приближая свои магазины к жилым районам, дискаунтеры подменяют в сознании многих людей понятие «магазин у дома».

Cash&Carry — магазины, ориентированные на мелкооптовых и оптовых покупателей, приобретающих товары за наличный расчет. Политика низких цен и постоянное наличие оптовых  и мелкооптовых партий товаров позволяют поддерживать высокий товарооборот во всех категориях продукции. Магазин сash&сarry  предоставляет широкий ассортимент как продуктов питания, так и промышленных товаров. Глубина же ассортимента каждой из товарных групп менее разнообразна, чем в гипермаркете.  Магазин данного формата работает по нескольким прайс-листам, в зависимости от объема покупки. Поскольку основными клиентами являются оптовые и мелкооптовые покупатели, оформление покупки предполагает оперативное составление бухгалтерских документов, предоставление дополнительных документов на товар в точках продаж.

Cash&Carry  дословно в переводе на русский язык означает «заплати и забирай». В настоящий момент единственной компанией, четко соответствующей стандарту, является немецкая компания Metro Cash&Carry. Для допуска в магазин покупатель должен иметь карточку зарегистрированного покупателя. Все отгрузки товара производятся только на юридических лиц с выставлением счетов-фактур. Но и это не мешает многим  частным   людям, пользуясь картами представителей своих компаний, делать покупки для себя лично. Сдерживающим фактором при этом служит лишь то, что товар в Metro Cash&Carry продается только мелкооптовыми партиями, за исключением единичных позиций.

Гипермаркет – это большое здание площадью более 2,5 тыс. кв.м., в котором  располагается большое число розничных торговых точек. Состоятельный человек делает раз в неделю большие закупки в гипермаркете, а в течение недели докупает необходимое в супермаркете.

По оценкам исследователей, в нашей стране для людей пока остаются два важнейших фактора в выборе магазина: цена и месторасположение. И здесь наши отечественные сети дискаунтеров  «Пятерочка», «Копейка» сделали за последние годы серьезный прорыв, приблизившись максимально по месторасположению к жилым домам. 30% горожан в двух столицах используют для покупок только дискаунтеры, а лояльных покупателей у супермаркетов и гипермаркетов всего 14% и 16% соответственно.[2]

Для того, чтобы привлечь посетителей в гипермаркет, владельцы все  чаще стараются сделать из него развлекательный центр. Расчет прост – если россияне пока не готовы ездить далеко за покупками, то надо их заманить для отдыха, а покупки они будут делать дополнительно.

Автор: Королева О.В. 

Литература:

  1. Монин А.А. Ритейл в России. Особенности национальной розницы. СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.
  2. Андреева Т. Цена бьет класс//Эксперт. № 12. 2005.

Примечания:

[1] Монин А.А. Ритейл в России. Особенности национальной розницы. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007.

[2] Андреева Т. Цена бьет класс//Эксперт. № 12. 2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *