Современный этап развития экономики характеризуется тем, что любая организация в своей деятельности тесно взаимодействует с государственными органами. Как ответ на возрастающую потребность в обеспечении эффективного взаимодействия организации с государством возникло новое направление практической деятельности и научных исследований — Government relations. Понятие «GR-менеджмент» переводится с англ. Government relations management — «связи с органами государственной власти». GR-менеджмент представляет собой деятельность по управлению взаимодействием организации с государственными и муниципальными органами власти для повышения эффективности организации и минимизации рисков исходящих от государства.

Government relations management зародился за рубежом после Второй мировой войны как ответ на усложнение внутренней структуры современного общества и усиление государственного регулирования экономики . Первоначально как направление в деятельности организаций выделились связи с общественностью (PR), поскольку каждой организации на любом этапе ее деятельности приходится поддерживать связи с окружающим миром и формировать определённый имидж. Со временем объективная реальность, в том числе и хозяйственная практика, потребовала выделения отдельного направления по связям с органами власти.

В 1960-е и 1970-е годы исследователям, правоохранителям и законодателям во всём мире всё более интересной становилась тема принятия политических решений, логроллинга и лоббизма в парламентах и органах исполнительной власти. Учёные показали, что действуя непублично, лоббистские группы через своих доверенных лиц контактируют с парламентариями, предлагая им деньги, подарки или синекуры (т.е. хорошо оплачиваемые должности с минимальным кругом обязанностей) за определённые политико-экономические решения – например, за голосование «за» или «против» какого-либо законопроекта. С точки зрения провалов государства здесь обнажается такой явный дефект, как принятие «правил игры» под интересы определённой экономической или политической группы, что идёт вразрез с интересами большинства населения страны.

Рис.1. Условная схема логроллинга

Логроллинг (от англ. log – бревно и rolling – перекатывать) как явление в бизнесе и законотворчестве также тесно связано с формированием адекватной правовой базы для экономических и социальных субъектов. Жаргонный термин «перекатывание брёвен», название которому дала игра на воде людей, стремящихся удержаться на бревне, которое участники вращают в произвольную сторону, стремясь сбросить соперника (см. рис.1), в научном плане означает нахождение компромисса в среде многовекторных интересов законодательной и исполнительной власти. Например, при обсуждении и принятии Трудового кодекса в Госдуме заинтересованными сторонами выступают работодатели в лице бизнеса, государственных и некоммерческих структур, отраслевые профсоюзы, инвалидные и общественные организации. Каждая из сторон жёстко отстаивает свою позицию, отвергая всякие попытки урезать её права. После фазы первичного противостояния и обозначения своих интересов, участники правового процесса начинают поиск взаимоприемлемых подходов, так как безапелляционное блокирование всех предложений препятствует принятию Трудового кодекса.

Особенно активно GR как область исследований и практической деятельности начало развиваться в конце ХХ — начале XXI веков. Одной из главных причин развития Government relations явилось быстрое развитие международных корпораций во второй половине ХХ века, которым в ходе своей деятельности приходилось взаимодействовать как с национальными органами управления, так и с международными регулирующими структурами. Международным корпорациям приходилось анализировать национальные правовые системы, «страновые» особенности ведения бизнеса, и соответственно создавать структурные подразделения, занимающиеся взаимодействием с национальными правительствами и международными (межнациональными) органами.

Не секрет, что порой компании имеют тенденцию прибегать к нецивилизованным формам обеспечения своих интересов в органах власти или, проще говоря, к коррупции. Нельзя согласиться с таким подходом, который не только не позволяет учитывать долгосрочные задачи компаний, ведет к неравноправному перераспределению ресурсов и к формированию неэффективной внешней среды для бизнеса в целом, но и замедляет рост экономики, а также крайне негативно сказывается на имидже России в международной среде.

Отметим, что профессия GR-менеджер (также как PR-HR-FR-менеджер) для России новая. И все же она имеет некий исторический аналог в практике советского хозяйствования. Во времена СССР в министерствах и ведомствах были специалисты, ответственные за согласование проектов решений и нормативных актов с ЦК, Госснабом, Госпланом и т.д. Они работали профессионально, досконально знали проблему, специфику процесса принятия решений в конкретном министерстве и ведомстве, механизмы воздействия. Порядок согласования был четко определен Постановлением Совмина. Да, были в то время и взятки, и взаимные услуги, но эта практика была вторична. Изменившиеся экономические и политические условия обрушили эту практику, сформировав новую бюрократическую культуру.

В настоящее время главной целью GR-менеджмента является выстраивание долгосрочной, комфортной, предсказуемой системы отношений с профильными для компании стрейкхолдерами, т.е. заинтересованными, причастными к власти сторонами.

Однако в научной литературе остается путаница в терминологии этой проблемы, например, встречаются некорректные отождествления лоббизма и GR несмотря на разительные отличия между этими понятиями. Так, если GR выступает составной частью общего менеджмента и его цели более глобальные, то лоббизм, в свою очередь, включается в сферу GR-менеджмента, так как он является технологией для продвижения интересов компании в органах власти.

Успех в сфере GR-менеджмента зависит от того, насколько удачно она преподнесет себя власти и как хорошо наладит отношения с ее представителями. В рамках выполнения этой задачи современные GR-менеджеры, в основной своей массе сами являясь выходцами из органов государственной власти, имеют следующие профессиональные качества:

• серьёзные навыки эффективного межличностного общения со своими клиентами,

• стратегическое мышление, умение формулировать проблемы и задачи и лидерские качества.

• глубинное понимание особенностей функционирования законодательной и исполнительной власти, специфики межведомственных отношений и навыки лоббирования,

• креативность, то есть способность к нестандартному мышлению.

• обладают организаторскими способностями, так как реализация крупных проектов требует сложной системы мероприятий: конференций, кампаний в СМИ, реализации социальных проектов компании и др.

Ещё десяток лет назад термин «GR-менеджмент» был известен узкому кругу российских специалистов, его можно было услышать только в крупных корпорациях и холдингах, большая часть из которых имела зарубежных учредителей. Структурные подразделения по работе с органами власти РФ длительное время функционируют в таких российских компаниях как: ОАО «Газпром», ОАО «РОСНАНО», Госкорпорация «Росатом», ОАО «НК «Роснефть», ЗАО «Nazvanie.net» (до марта 2011 г. — ЗАО «Mirax Group»), ЗАО «Лаборатория Касперско-го», ОАО «Сбербанк России», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Ростелеком», ЗАО «Национальная резервная корпорация», ЗАО «ИНТЕКО», ОАО «Лукойл» и др. Не секрет, что GR-услуги и GR-менеджеры наиболее востребованы в бизнес-структурах, зависящих в своей деятельности от контролирующих, надзорных и разрешающих органов власти; в компаниях, разрабатывающих ресурсы, контролируемые государством (недра земли, вода, энергия и т.п.); в фирмах, являющихся исполнителем государственных и муниципальных заказов; в крупных корпорациях, имеющих дело с международными квотами; в госкорпорациях, где государство является одним из основных владельцев.

В настоящее время понятия «GR-директор», «GR-менеджер», «GR-специалист» всё больше утверждается в профессиональном лексиконе сотрудников отечественных кадровых агентств, что связано с растущим спросом бизнес-структур на специалистов по взаимодействию с органами государственной власти. По данным интернет-портала рекрутинговой компании «HeadHunter», еженедельно появляется около десятка новых вакансий по профилю «связи с органами власти», наибольшая потребность в кадрах отмечается у московских фирм и компаний.

Растущая востребованность в высоко квалифицированных специалистах по взаимодействию с органами государственной власти не могла не сказаться на политике ведущих российских высших учебных заведений. С середины 2000-х гг. в вузах Москвы и Санкт-Петербурга стали преподаваться курсы по подготовке GR-менеджеров, однако данные программы носили экспериментальный характер и реализовывались в большинстве случаев по инициативе зарубежных коммерческих фирм..

Система GR-менеджмента востребована также в компаниях, зависящих от таможенных и международных квот (например, поставщики зарубежного мяса и мясопродуктов), которые контролируют не только наши, отечественные, но и наднациональные органы.

Government relations стал объектом научных исследований в нашей стране с начала 2000-х годов (следует отметить, что за рубежом научные исследования по данной тематике имеют более давнюю историю). В силу этого продолжается научная дискуссия по поводу трактовок самого определения Government relations, объекта и предмета, функций и задач, классификации видов GR-менеджмента, границ данной научной дисциплины.

Исследователь проблем GR и взаимодействия государства и бизнеса А.В. Павроз определяет GR-менеджмент как «деятельность по выстраиванию отношений между различными общественными группами (бизнес-структурами, профессиональными союзами, добровольческими организациями пр.) и государственной властью, включающую в себя сбор и обработку информации о деятельности правительства, подготовку и распространение информации о позициях представляемых групп, влияние на процессы принятия политических и административных решений».

А.В. Зобнин предлагает следующее определение: «GR-менеджмент (government relations management) — система управления взаимодействием бизнес-сообщества и общественного сектора с органами государственной власти и местного самоуправления в процессе проектирования и реализации совместных социально значимых проектов и программ, удовлетворения осознанных потребностей граждан посредством предоставления социальных услуг».

Для эффективного осуществления GR-деятельности необходимо четко сформулировать цели GR. Так Р. Майоров отмечает, что основной целью GR является налаживание конструктивного диалога с органами власти, базирующегося на долгосрочных, взаимовыгодных и конструктивных основах. Таким образом целью GR является обеспечение партнерских отношений с государственными, создание благоприятного административного климата для организации, а также обеспечение участия организации в реализации государственных программ, получение государственной поддержки и экономического сотрудничества с государством.

Специфичность связей с органами власти, а следовательно, необходимость выделения GR-менеджмента обусловлена следующими факторами:

1) неизбежностью взаимодействия с органами власти;

2) тем, что органы власти зачастую являются экономическими агентами организаций;

3) современным этапом исторического развития России, характеризующимся гипертрофированной ролью государства во всех сферах жизни.

Government relations рассматривает государство как один из основных стейкхолдеров организации (англ. stakeholder), т.е. как лицо, заинтересованное в результатах деятельности организации. В соответствии с теорией стейкхолдеров, разрабатывавшейся во второй половине ХХ века Расселом Акофф и Робертом Фрименом, организация должна учитывать интересы всех заинтересованных в ее деятельности сторон (стейкхолдеров), в том числе и государства. К стейкхолдерам, как правило, относят владельцев, менеджеров и персонал компании — внутренние стейкхолдеры, а также покупателей продукции компании, поставщиков ресурсов, государство, местное сообщество (социум) и общественные группы (организации) — внешние стейкхолдеры. Значительный вклад в развитие теории стейкхолдеров также внесли такие зарубежные исследователи, как Д. Клилэнд, Дж Гарднер, Р. Митчелл, А. Фрумен, Б. Кларксон.

Теория стейкхолдеров исходит из того, что современная организация является своеобразным центром системы взаимосвязанных агентов и не может быть отделена от общественных взаимосвязей. При этом каждый отдельный агент осуществляет свой вклад в результат деятельности организации и тем самым ожидает выгоды от своего вклада. В этих условиях приобретение и удержание эффективных взаимосвязей со стейкхолдерами, и в первую очередь с государством, становится первоочередной задачей руководства организации, в решении которой заключается успешное развитие компании в условиях высокой динамичности конъюнктуры рынка. Учет требований стейкхолдеров приводит компанию к осознанию своей роли и ответственности в развитии социальной и экологической среды.

Необходимо отметить, что управление стейкхолдерами направлено в целом на обеспечение увеличения прибыли и в конечном итоге на обеспечение выгоды акционерам. Если компания уделяет должное внимание ожиданиям стейкхолдеров, в том числе и государства, то тем самым она избегает негативной ситуации, когда стейкхолдеры начинают действовать против целей компании. Таким образом, GR-менеджмент направлен на увеличение эффективности организации через налаживание взаимовыгодного сотрудничества с важнейшим из стейкхолдеров организации, которым является государство.

Многие исследователи определяют взаимодействие с органами власти как функцию менеджмента, так как одной из важнейших задач руководителя является обеспечение эффективных внешних коммуникаций и предупреждение негативных воздействий внешней среды.

При этом можно выделить следующие основные функции GR:

— информационная;

— аналитическая;

— коммуникационная;

— представление и защита интересов организации в органах власти.

Исходя из целей и функций GR можно выделить задачи, стоящие перед GR:

— создание единой информационной среды между организацией и органам власти;

— информирование руководства о деятельности органов власти;

— налаживание непосредственных контактов и системы коммуникаций с представителями органов власти;

— взаимодействие с общественными организациями, отраслевыми и политическими объединениями;

— участие в программах государственно-частного партнерства;

— участие в выработке решений органами власти;

— инициирование внесения изменений в законодательство направленные на улучшение положения организации и т. д.

— обеспечение получения государственной поддержки (в т.ч. субсидий, дотаций);

— получение разрешительной документации, лицензий на ведение определенного вида деятельности организацией в органе государственной власти;

— обеспечение получения государственных заказов;

— управление регулятивными рисками.

Перечень этих задач не является закрытым и может дополняться и конкретизироваться в процессе деятельности организации.

Важное значения для дальнейшего исследования имеет классификация видов GR-менеджмента. Профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ ВШЭ, Председатель правления фонда «Институт современного развития» И.Ю. Юргенс выделяет следующие виды GR:

1) по методам GR:

— институциональный (стратегический) — системная, перспективная работа;

— персональный (тактический) — точечная работа «по ситуации»;

2) по характеру GR:

— антикризисный;

— регулярный;

3) по масштабу GR: — корпоративный — продвижение интересов конкретного учреждения или бизнес-структуры; — отраслевой — продвижение интересов отрасли в целом.

В научной литературе также выделяют следующие виды GR:

а) по территориальному принципу: федеральный, региональный и муниципальный;

б) по объекту воздействия: GR в законодательных органах власти, GR в исполнительных органах власти, GR в силовых и контрольно-надзорных органах власти;

в) по субъекту GR-менеджмента: экономический GR и общественный GR.

Исходя из природы, целей и задач Government relations, на наш взгляд, можно определить принципы построения GR-менеджмента:

— единство целей руководства организации и GR-менеджеров;

— публичный и открытый характер деятельности;

— законность и отсутствие коррупционных проявлений.

Основываясь на действующем западноевропейском опыте и учитывая российскую специфику, ряд отечественных ученых выделяют следующие принципы, регулирующие GR-деятельность: уважение к власти, честность, бесконфликтность, партнерство, доверие, ответственность, конфиденциальность, и этический прогресс.

Одной из важнейших задач, стоящих перед исследователями проблем Government Relations, является изучение методов и инструментов взаимодействия с органами государственной власти, используемых GR-менеджерами в практической деятельности. Накопление, исследование и анализ методов GR-менеджмента имеет важное практическое значение. На наш взгляд, можно выделить следующие основные методы GR-менеджмента, с помощью которых решаются задачи, стоящие перед GR:

— сбор и обработка информации о системе органов власти и их действиях;

— исследование нормативно-правовой базы;

— анализ политических процессов и социально-экономической динамики;

— прогнозирование возможных действий и решений органов власти;

— участие в деятельности консультативных органах при государственных учреждениях (Российская трехсторонняя комиссия, ведомственные комиссии и советы)

— участие в конгрессно-выставочной деятельности;

— создание договорной базы взаимодействия, заключение договоров с сотрудничества с органами власти;

— налаживание личных контактов с исполнителями и акторами государственной политики;

— информационно-правовое сопровождение решения вопросов организации в органах власти;

— проведение переговоров с органами власти;

— воздействие через СМИ и общественность, отраслевое ассоциации на ОГВ.

В последние годы значительный интерес ученых и практиков вызывают вопросы государственно-частного партнерства. Но зачастую значительное внимание в данном двунаправленном процессе уделяется государству и его роли в налаживании взаимодействия государства и общества. В тоже время государственно-частное партнерство предполагает стремление к взаимодействию не только со стороны государства, но и со стороны бизнеса и гражданского общества. Для создания эффективного механизма взаимодействия необходимы согласованные действия как государства (возможно, как на самого сильного субъект на сегодняшний день данного взаимодействия), так и представителей общества [14, с. 120]. На организацию взаимодействия со стороны бизнеса направлен GR-менеджмент. Возможно, именно Government relations станет тем инструментом, который позволит запустить на полную мощность весь механизм ГЧП. В целом, необходимо отметить, что исследования в области GR находятся на этапе становления, отсутствуют монографические работы по данной тематике, не обозначены границы научного поля исследования, не устоялась типология видов GR-менеджмента, терминология, методы и инструменты GR-менеджмента. Однако интерес к вопросам GR растет и данной проблематике в последние годы было посвящено несколько диссертационных исследований. Уже сейчас можно говорить о том, что есть основания для выделения Government Relations как отдельной научной дисциплины, имеющей междисциплинарный характер, которая вбирает в себя достижения экономической теории, менеджмента, политологии, социологии, PR и т.д.

Несмотря на то, что исследования в области GR крайне разрознены и не систематизированы, научным сообществом заложен определенный задел для дальнейшего изучения данной проблематики. Исследования в области GR-менеджмента в нашей стране сосредоточены в крупнейших образовательных центрах страны: Высшей школе государственного администрирования МГУ им. М.В. Ломоносова, Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» (кафедра теории и практики взаимодействия бизнеса и власти), Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (кафедра инновационных технологий в государственной сфере и бизнесе), Московском институте международных отношений — Университете МИД РФ, Санкт-Петербургском государственном университете, Государственном университете управления, а так же в ряде негосударственных научных учреждений. Как отмечает А.В. Зобнин «растущая востребованность в высококвалифицированных специалистах по взаимодействию с органами государственной власти не могла не сказаться на политике ведущих российских высших учебных заведений». Так в Высшей школе государственного администрирования МГУ и в Государственном университете управления на протяжении ряда лет реализуются программы MBA и повышения квалификации в области Government relations.

На наш взгляд, можно выделить ряд проблем стоящих перед Government relations как областью научных исследований, которые станут предметом дальнейшего исследования ученых:

— теоретическое осмысление вопросов взаимодействия государства и общества;

— определение проблематики и границ области научных исследований GR-менеджмента;

— выработка принципов Government Relations;

— классификация видов GR-менеджмента;

— выработка методов и инструментов механизма GR-менеджмента;

— исследование зарубежного опыта Government Relations и возможности его использования в отечественной практике.

GR-менеджмент представляет собой инновационный инструмент взаимодействия общества и государства. Его дальнейшее использование позволит повысить эффективность функционирования бизнес-сообщества, транспарентность государственных институтов, ликвидировать барьеры на пути развития бизнеса, будет способствовать укреплению рыночных институтов и институтов гражданского общества.

 

Источники:

  1. Шетов А.А. Теоретические основы GR-менеджмента как фактора повышения эффективности взаимодействия государства и общества. См. КиберЛенинка
  2. Морозов О.А. GR-менеджмент как разновидность современного менеджмента. См. КибрЛенинка
  3. Зобнин А.В. GR-менеджмент на новом этапе развития. См. КиберЛенинка
  4. Галкин В.В. Логроллинг и лоббизм в практике принятия законов о физической культуре и спорте. См. на  vadim-galkin.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *