Воронежский бизнес — очень объёмное и многогранное явление, особенно в его историческом и социальном измерении. Без надлежащей градации данного феномена, его периодизации и систематизации нам легко будет запутаться, утонуть в деталях и нюансах. Исходя из этих доводов обратимся вначале к этому основополагающему вопросу, рассмотрев его в самых общих чертах.

Рассматривая хронологию развития воронежского бизнеса, его этапы, тенденции, социальную и хозяйственную сущность, следует определить смысл применяемых понятий, а также осуществить выбор наиболее приемлемой классификации. Точная установка значений применяемых дефиниций будет нам хорошим подспорьем в последующем научном и статистическом анализе.

Вначале поместим в фокус своего внимания базовую категорию воронежский бизнес. Что означает слово «воронежский»? Ведь в плане административно-территориального деления границы современной Воронежской области постоянно менялись. Кроме того, Воронежский край существовал и до любого государственного деления на воеводства, губернии, волости и межтерриториальные образования (типа Центрально-Чернозёмной области со столицей в Воронеже). Весьма возможно, что именовались воронежские земли в те стародавние времена иначе, а какими были «воронежцы» тысячи лет назад, каким был их быт, торговля и промыслы, нам по сей день остаётся малоизвестным.

Когда мы будем говорить: «Воронежский край» или «воронежский бизнес», то будем понимать данные термины применительно к условным границам ныне существующей Воронежской области. При этом, естественно, границы края надо понимать не чётко и раз навсегда очерченными, а как некий диапазон, иногда со сдвижками на несколько десятков или даже сотен километров к ныне сформировавшейся локации размером в 52 тысячи квадратных километров.

Теперь несколько слов следует сказать о категории бизнес, её трактовке и аналогии с термином предпринимательство. В настоящем исследовании под бизнесом мы будем понимать весь комплекс хозяйственной деятельности, основанный на частном или государственном предпринимательстве, включая все формы индивидуальной и коллективной коммерции. Помимо чисто экономических, организационно-управленческих, маркетинговых и правовых особенностей, мы будем также касаться социальных, политических, этнических, гендерных, культурно-этических и психологических основ бизнеса.

Таким образом, бизнес мы будем трактовать в широком, а не в узком смысле, сопряжённом лишь с процессами деловой организации и способами извлечения прибыли.

В своём развитии бизнес проходит различные этапы и вписывается в закономерности своего времени. Но изменения в институциональной, социальной и технологической сфере бизнеса не происходят постоянно и монотонно, нарастающим итогом. Периоды спокойного или относительно спокойного развития предпринимательства в регионе вдруг преображаются радикальным образом, создавая качественные прорывы и формируя революционные перемены локального характера. Именно на таких переходных состояниях мы и сосредоточим внимание, положив их в основу периодизации воронежского бизнеса.

Условную градацию фаз развития воронежского бизнеса мы выберем следующую:

  1. Ранний период (или период цивилизационной неопределённости), который пока недостаточно изучен практически во всех аспектах. Современные методы реконструкции исторических событий, социальной, культурной и экономической инфраструктуры помогут в будущем более чётко установить модели предпринимательства и бизнеса в Воронежском крае, которые могут оказаться не столь примитивными, как принято считать сегодня.
  2. Период освоения Воронежского края в XVI веке, во времена преобладания разбойничьего бизнеса и существования воинов-купцов.
  3. Петровский период – как стадия интенсивного развития судостроительного бизнеса, суконных, металлургических и прочих производств.
  4. Помещичий и мещанский бизнес XVIII-XIX веков. Этап перепроизводства рабочей силы и формирования отхожих промыслов.
  5. Период социальной и экономической революции 1917 года. Политика НЭПа. Замена малого бизнеса большим.
  6. Период сворачивания НЭПа и переход на государственное предпринимательство во всех сферах хозяйственной деятельности.
  7. Переход к мобилизационной экономике в период Великой Отечественной войны и восстановительный период.
  8. Послевоенная экономика и бизнес Воронежского края. Формирование системы теневого бизнеса.
  9. Развитие воронежского бизнеса в перестроечный период.
  10. Ельцинский период в развитии воронежского бизнеса.
  11. Современный этап развития воронежского бизнеса (2000-2017 гг. и перспективы до 2030 г.).

Каждый из выделенных нами периодов имеет рельефно выделенную специфику и особые специфические стороны, о которых мы подробнее поговорим ниже, при обособленном рассмотрении всех выше обозначенных хронологических отрезков.

 

См.: Галкин В.В. История воронежского бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *