К числу важнейших экономических параметров относятся прибыль, цена и издержки. Прибыль является основной целью всех коммерческих предприятий.

Что же такое прибыль? Согласно определению, прибыль – это разница между ценой продукта и издержками на его производство:

Прибыль = Цена – Издержки

Все предприятия, максимизирующие прибыль, могут действовать двумя путями – либо повышать цены, либо снижать издержки.

Причем здесь следует учитывать то обстоятельство, что снижение издержек позволяет понижать цены. А это ведет, с одной стороны, к повышению конкурентоспособности продукта, с другой стороны, к увеличению спроса на него (так как действует закон спроса, согласно которому снижение цен ведет к увеличению числа покупок).

Иными словами, в конкурентной борьбе производителей, изготавливающих аналогичную продукцию, издержки играют огромную роль. От их величины подчас зависит, будет ли компания процветать или станет банкротом.

Для предприятий, конкурирующих за потребителя между собой, проблема снижения издержек – одна из важнейших. Как же их снижать?

  • платить минимально возможную зарплату персоналу?
  • покупать самые дешевые материалы и комплектующие?
  • экономить на безопасности труда, закупать бывшее в употреблении оборудование?

В каких-то случаях это целесообразно, в каких-то – нет. Не зная конкретных условий, мы не можем сделать осознанный выбор.

А проблема выбора в теории издержек играет ведущую роль, так как для минимизации затрат предприятию всегда нужно выбирать:

1) Сколько продукции следует производить, поскольку величина издержек зависит от объемов выпускаемой продукции. Чем более велик рынок, принимающий изготовленный продукт, тем большую специализацию можно использовать. Соответственно, более интенсивно можно задействовать производственные мощности. Вспомним пример из Адама Смита, описывающего булавочную мастерскую. Если спрос на булавки невелик, то их производством занимается один рабочий, который делает 20 булавок в день. Но если рынок значителен, то возникает разделение труда. Смит описывает мануфактуру, в которой производством булавок занимается 10 человек, разбивших изготовление булавок на 18 самостоятельных операций. При этом за день 10 работников производят до 48 тыс. булавок. Таким образом, себестоимость одной булавки падает при разделении труда в сотни раз. Если рабочие трудятся не в одну, а в две или три смены, то издержки производства падают еще больше, так как булавки производятся в том же помещении и на существующем оборудовании. Низкая себестоимость продукта позволяет еще более снизить его цену, что в очередной раз подстегивает спрос.

2) Какие ресурсы следует использовать, а от каких надо отказаться. Например, на сборочном производстве можно использовать большое количество низкооплачиваемых работников, выполняющих однообразные операции. Но можно заменить всех этих многочисленных работников роботизированным комплексом, который станет выполнять все предписанные операции в автоматическом режиме. Какой вариант выбрать владельцу бизнеса? Ведь с одной стороны, рабочих можно будет сократить в случае снижения спроса, а на их обучение не нужно тратить сколько-нибудь значительных сумм. С другой стороны, автоматизированная линия работает быстрее; роботы не бастуют, не требуют социальных гарантий, не злоупотребляют перекурами. Но здесь возникает другая проблема – роботизированный комплекс стоит достаточно дорого, а для его монтажа и обслуживания требуются высокооплачиваемые специалисты. Какой ресурс использовать для сборки – многочисленных низкооплачиваемых рабочих или роботизированный комплекс, который требует существенных инвестиций – может быть решен лишь при условии учета конкретной специфики реализации проекта.

Теперь дадим определение экономическим (или как их еще называют, вмененным) издержкам – это совокупность затрат живого труда и материальных средств на изготовление продукта.

Предприятия используют много различных видов затрат, или производственных факторов, для производства товаров и услуг. Одни из них представляют собой сырье и материалы, вторые – товары, производимые другими фирмами, третьи – разные типы труда различной квалификации. Таким образом, можно отметить, что издержки бывают либо внешними, либо внутренними.

Денежные выплаты, которые компания делает внешним поставщикам за трудовые услуги, сырье, транспорт, топливо называют внешними издержками. Издержки на собственные и самостоятельно используемые ресурсы представляют собой внутренние издержки.

Таким образом, считаются издержками все платежи – внешние или внутренние.

Иногда термин «издержки» используют как синоним категории себестоимость.  Себестоимость включает в себя все типы затрат, которые потребовались для создания данного продукта — будь то товар, услуга или работа. В теоретическом плане отождествление себестоимости и издержек вполне допустимо. Однако в реальных системах бухгалтерского учета существуют определенные ограничения, препятствующие, например, включению в суммы калькуляции трансакционных издержек, к которым относятся ожидания, стояние в очередях, поиск информации, затраты на подношения должностным лицам. То есть на деле они есть, но включить их в официальные отчеты нельзя.

С понятием себестоимости тесно связано ценообразование. Цены, назначаемые предприятием-производителем за свою продукцию, должны учитывать несколько важных моментов:

—  цена выпускаемой и продаваемой продукции должна перекрывать издержки производства, то есть себестоимость;

—  цена производимых товаров и услуг не должна существенно превышать существующие рыночные цены на аналогичную продукцию;

—  объемы продаж выпускаемой продукции должны быть значительными, чтобы обеспечить достаточную прибыль компании-производителю.

Заданные условия заставляют назначать цены на свою продукцию ограниченным набором способов.

1.  Ценообразование, ориентированное на издержки производства.

Как следует из названия данного метода, он ориентирован на покрытие всех производственных затрат. Исходные данные для расчета берутся из материалов производственного учета себестоимости продукции (исчисление себестоимости продукции называют калькуляцией).

Расчеты в рамках данного способа могут производиться по двум основным направлениям:

—  во-первых, по исчисленным издержкам производства назначается оптовая цена предприятия. Например, производство гамбургеров обходится компании «Макдоналдс» в 0,5 $. К этой сумме приплюсовывается нормальная прибыль в 0,2 $. Таким образом, отпускная цена гамбургеров составит 0,7 $. Очевидно, что недостатком такого метода ценообразования является определенное игнорирование внешних рыночных факторов, так как компания ориентируется только на свои собственные затраты;

—  во-вторых, калькуляция себестоимости ведется не по реальным издержкам предприятия, а исходит из сложившихся рыночных цен. В этом случае компания поступает следующим образом: в базу для расчетов закладываются сложившиеся рыночные цены на аналогичную продукцию и обратным способом рассчитываются значения всех статей расходов. Если предприятие выходит на рынок с товаром рыночной новизны (инновационным продуктом), то базовой ценой является цена ожидания, которую выявляют в результате опросов потребителей;

2.  Ценообразование, ориентированное на потребителей.

Как правило, существует определенный интервал готовности потребителя платить за тот или иной продукт. Специалисты предприятия путем опросов потенциальных потребителей выясняют численные значения этого интервала и, исходя из этого, назначают цены. Чаще всего при этом компания использует стратегию исчерпания, то есть при выходе нового товара на рынок назначается самая высокая цена (соответствующая верхней границе интервала) и далее по мере прохождения жизненного цикла товара цена снижается до минимальных значений (до нижней границы интервала).

3.  Ценообразование, ориентированное на конкурентов.

При определенных обстоятельствах предприятие может использовать цены на свою продукцию не только как механизм получения прибыли, но и как инструмент конкурентной борьбы. Например, чтобы завоевать большую долю рынка и потеснить конкурентов, компания может в течение довольно продолжительного времени удерживать на свою продукцию низкие цены, довольствуясь минимальной прибылью. Такая стратегия возможна при проникновении на новые рынки.

Экономической практике известны и такие случаи, когда компания-производитель продает свою продукцию по ценам ниже себестоимости, работая, по существу, себе в убыток. Такая ценовая политика получила название демпинга (от англ. dumping – сбрасывание). Идти на такой шаг предприятие вынуждает желание вытеснить конкурентов с определенного (чаще всего зарубежного) рынка. Если конкуренты оказываются не в состоянии также значительно снизить цены на свою продукцию, они проигрывают борьбу за потребителя и уходят с рынка. После этого компания, осуществлявшая демпинг, повышает цены и работает в условиях отсутствия конкуренции.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *