Опыт создания первого в мире высшего авиационного учебного заведения — Военной воздушной академии — должен быть изучен и использован современными строителями отечественной системы подготовки авиационных кадров. В последнее 15-летие она претерпела колоссальную реорганизацию, сопровождавшуюся огромными затратами, обострением социальных вопросов в связи с переездами постоянного состава авиационных вузов и, самое главное, потерей былых передовых позиций в мировом масштабе в области авиационного образования. Между тем при использовании (или хотя бы знании) почти векового опыта работы Академии имени профессора Н.Е. Жуковского (существовавшей под различными наименованиями, но всегда — «имени Жуковского») можно было бы избежать многих ошибок, допущенных строителями современной системы подготовки военных авиационных кадров.

В предлагаемой читателю статье кратко изложен многотрудный опыт создания уникального учебного заведения, которое должно было работать «на будущее», так как поначалу обречено было готовить специалистов для пока несуществующего воздушного флота. Триста многократно отремонтированных иностранных самолетов примерно тридцати типов и авиационные заводы, выпускавшие в год несколько десятков самолетов, нельзя было считать воздушным флотом страны, которая готовилась стать великой индустриальной державой. В 1918 г. для создания новой «социалистической» авиации, развития авиационной промышленности и в связи с началом гражданской войны в Советской России потребовались квалифицированные авиационные технические кадры. Поэтому Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет, РВСР) и Главное управление Красного воздушного флота (Главвоздухфлот) — преемник Всероссийской коллегии Рабоче-крестьянского красного воздушного флота (ВК РККВФ) поддержали инициативу профессора Н.Е. Жуковского об учреждении специального учебного заведения для подготовки соответствующих авиационных технических работников.

Однако началась широкомасштабная гражданская война, и открытие такого учебного заведения отложили более чем на год. Оно было создано, несмотря на тяжелое положение на фронтах, лишь 13 сентября 1919 г. путем преобразования Теоретических курсов авиации, работавших при Высшем московском техническом училище, в Московский авиационный техникум [1, с. 21]. Согласно приказу РВСР № 1726 от 20 октября 1919 г. за его первыми слушателями стали 25 летчиков и наземных авиаспециалистов. Они прибыли к 15 октября 1919 г. из действующей авиации для подготовки в Авиатехникуме в качестве авиационных инженеров(!). Но согласно статусу техникум не мог быть предназначен для подготовки технических специалистов с высшим образованием. Данное несоответствие было вызвано тем, что от решения 2-го Всероссийского съезда создать одновременно с Авиатехникумом Институт инженеров Воздушного флота из-за недостатка средств пришлось отказаться и, таким образом, Авиатехникум сориентировали на подготовку не средних, а высших технических специалистов — инженеров.

Авиатехникум попал одновременно в ведение Народного комиссариата по военным делам и Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса), хотя должен был готовить кадры в условиях гражданской войны в основном для Красного воздушного флота. Поэтому Реввоенсовет по согласованию с Наркомпросом приказом № 1423 от 23 июня 1920 г. за передал Авиатехникум в полное ведение Главвоздухфлота. Приказ предписывал «срочно выработать штаты, положение и табель Московского авиатехникума» [2, л. 490], но выполнить это не успели, так как 26 сентября 1920 г. последовал новый приказ РВСР № 1946, в котором говорилось: «В ознаменование 11 сентября 1920 года 50 -летней ученой деятельности проф[ессора] Николая Егоровича Жуковского, отдающего Воздушному флоту с самого его зарождения свои силы, знания и опыт и воспитавшего молодое поколение технических и научных сил, Революционный военный совет республики, выражая благодарность ему, постановляет: состоящий в ведении Главного управления Рабоче-крестьянского красного воздушного флота Республики Московский авиатехникум реорганизовать в Институт инженеров Красного воздушного флота имени Н. Жуковского. Штаты и положение Института необходимо срочно представить на утверждение в законодательном порядке» [3, л. 625]. Таким образом, основополагающие документы надо было разрабатывать уже не для Авиатехникума, а для Института.

Приказом Реввоенсовета Республики № 2705 были утверждены Положение об Институте инженеров КВФ и его штат, вводившиеся в действие с 23 ноября и с 4 декабря 1920 г. соответственно. Приказ также предписывал переформировать состоящий в ведении Главвоздухфлота Московский авиатехникум в Институт инженеров Красного воздушного флота имени Н.Е. Жуковского с переменным составом в 50 чел. Согласно Положению в Институте должны были быть развернуты авиационное, воздухоплавательное, аэромеханическое и научно-исследовательское отделения, учебная часть, канцелярия учебной части, библиотека, кабинеты, учебно-опытные мастерские, административно-хозяйственная часть, финансово-сметное и транспортное отделения [4, л. 381].

По мнению авиаторов-фронтовиков, пришедших учиться в Институт инженеров КВФ, в нем многое требовало перестройки, например комплектование, содержание и методика учебных занятий, учебный режим и прочее. Военные авиаторы считали, что надо создать из Института, по сути ориентированного на выпуск инженеров-производственников, высшее военное учебное заведение — воздушную академию, которая могла бы выпускать высококвалифицированных специалистов прежде всего для строевых частей КВФ и во вторую очередь — для авиационной промышленности и авиационной науки.

Вместе с военными авиаторами Институт подвергся критике и со стороны авиационной печати. Так, журнал «Вестник воздушного флота» писал, что в Институте ничего не делается в эксплуатационной, научно-педагогической и учебно-школьной авиационных областях. Журнал также предлагал вместо Института создать Военно-авиационную академию, которая должна была собрать, объединить, подытожить весь опыт как в области тактики авиации, так и в учебно-школьной области и «спасти гибнущую авиацию, введя ее в правильное и единое русло». Таким образом, по мнению «Вестника воздушного флота», именно создаваемая Академия должна была стать спасительницей Красного воздушного флота Республики. В этой же заметке высказывалось предположение, что после гражданской войны откроются, наконец, границы и будет получена информация об успехах в области авиации за рубежом. Тогда вновь созданный научный центр — Военно-авиационная академия -сможет переработать и обсудить материал, полученный с Запада, и создать целостную систему «эксплуатационной и учебно-школьной» авиации. Заметим, что определение Академии как «научного центра» неоднократно повторялось в разных интерпретациях на страницах авиационной печати и д а-же в официальных документах двадцатых годов, например: «Научно-учебный центр», «Учено-научный центр». Сравните современное название «Военный учебно-научный центр ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина».

В начале 1920-х гг. нельзя было не учитывать, что после гражданской войны в Советской России имел место дефицит квалифицированных авиаспециалистов, способных конструировать самолеты, авиационные моторы, а также специалистов, подготовленных для технологического и административного руководства производством авиационной техники. С учреждением Института инженеров Красного воздушного флота появилась надежда решить эту проблему, так как Институт рассматривался Главным управлением объединенных авиационных заводов (Главкоавиа) как источник свежих конструкторских и инженерных сил для строительной и заводской авиации.

Фактическое формирование Академии началось с момента назначения ее начальником члена коллегии Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), военного инженера и военного летчика Александра Николаевича Вегенера (приказ РВСР по личному составу № 1961 от 23 сентября 1922 г.) [5, с. 95-96], который сразу собрал весь профессорско-преподавательский состав, официально объявил о преобразовании Института в Академию воздушного флота (АВФ) имени профессора Н.Е. Жуковского и напомнил о введении в действие нового штатного расписания, исключавшего выборность ректора, деканов и профессоров. На это большинство профессоров и часть преподавателей заявили, что работать в Академии с ее новыми порядками не будут и демонстративно ушли с собрания, однако среди них нашлось несколько человек, которые заявления о приеме в Академию все же подали. Примерно через год часть ушедшего постоянного состава возвратилась в Академию. Энтузиазм оставшихся преподавателей и слушателей выразился в том, что уже за первые три месяца существования Академии были созданы и развернули работу кружки научной организации труда, моторостроения, научно-авиационный, военной авиации, марксистский, музыкальный, рисования и живописи, драматический, хоровой, физической культуры, спортивный, шахматный и др. В научно-авиационном кружке в 1922 г. был разработан первый проект планера и построена соответствующая модель.

При преобразовании Института в Академию в ней были созданы четыре отделения: авиационное, воздухоплавательное, аэромеханическое и научно-исследовательское. По учебно-методической линии Академия перешла из Главного управления профессионального образования в составе Наркомпроса в ведение Главвоздухфлота. Из-за вышеупомянутых организационных мероприятий к учебному процессу в 1922 г. Академия приступила только 1 ноября.

Некоторая помощь первому авиационному вузу осуществлялась по шефской линии. Так, Шефом Института с 6 марта 1922 г. стало Управление Московского коммунального хозяйства (МКХ), 5 ноября 1922 г. подарившее Академии знамя. От шефов Академия ожидала большой помощи, так как в 1923 г. планировался ее переезд из Малого Козловского переулка (д. 3 — здание бывшего двух-

классного ремесленного училища) в район Петровского парка с перспективой использования Петровского подъездного дворца и части оборудованного под аэродром Ходынского поля. На поле должна была быть создана «воздушная лаборатория» Академии, предназначенная для практических занятий [5, с. 95-96].

Наконец, когда основные организационные вопросы были решены, в бывшем Английском клубе 23 ноября 1922 г. устроили торжественный вечер — собрание личного состава Академии совместно с представителями МКХ, ознаменовавшее собою фактическое открытие Академии. Несколько месяцев спустя, 28 марта 1923 г. приказом РВСР № 641 официальной датой годового праздника Академии было объявлено 23 ноября 1922 г. Начался отсчет жизни и деятельности Академии. Однако в 1960 г. Директивой Генерального штаба ВС СССР № 52 от 17 февраля датой создания Академии был установлен день утверждения Положения об Институте инженеров Красного воздушного флота им. Н.Е. Жуковского — 23 ноября 1920 г.

Примечательно, что высшее авиационное учебное заведение было создано именно в Советском Союзе, имевшем на тот момент крайне слабые авиацию и авиационную промышленность, хотя в этот период ни одна страна мира еще не располагала аналогичным учебным заведением.

В 1923 г. в Академии считали, что общетехническая подготовка дает инженеру Академии возможность справиться с работами во всех областях технической эксплуатации авиационной техники, а специальная подготовка, углубленная в дипломном проекте, открывает широкие возможности творческой деятельности по конструированию новых типов самолетов, авиационных моторов и другой авиационной техники. По сути, тема дипломного проекта, разработанная слушателем, в то время определяла специальность выпускника.

1923 г. ознаменовался в Советской России особым ростом популярности воздушного флота. Руководство страны со своей стороны усилило внимание к состоянию Красного воздушного флота, боеспособность которого с конца гражданской войны оценивалась руководством РККА как неудовлетворительная. В этих условиях казалось, что Академия создана вовремя и перед ней открываются широкие перспективы, однако в 1920-х гг. АВФ им. проф. Н.Е. Жуковского пережила немало трудностей роста.

Библиографический список

1. 60 лет Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) имени профессора Н.Е. Жуковского (19201980). — М., 1980. — 312 с.

2. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 4. Оп. 3. Д. 59. Л. 490.

3. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 59. Л. 781; Ф. 24699. Оп. 1. Д. 1759. Л. 625.

4. РГВА. Ф. 4. Оп. 3. Д. 60. Л. 381.

5. Академия воздушного флота имени профессора Н.Е. Жуковского // Вестник воздушного флота — 1923. -№ 1.

Полнее см. на: КиберЛенинка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *