Одним из самых романтичных уголков нашего города является Каменный мост, который не только напоминает о сложности городского рельефа с его крутыми спусками к реке, логами, оврагами, но и погружает в атмосферу старого Воронежа.

Полотно моста изгибается плавной невысокой дугой вдоль улицы Карла Маркса, поднимаясь на шесть метров над улицей Чернышевского. Во время строительства Азовского флота при Петре I по этой улице, спускавшейся к реке, шёл поток грузов к военным верфям. Место здесь размывалось водой, и постепенно образовался овраг. В XVIII столетии на данном участке проезд стал затруднителен. В «Волчьей яме» (по соседству находился дом архитектора Волкова) в осеннюю и весеннюю распутицу застревали многие телеги. Остро ощущалась надобность в строительстве моста, но денег всё не было.

В 1820-х годах воронежским губернатором стал энергичный молодой человек, известный своими дружескими связями с А. С. Пушкиным — Николай Иванович Кривцов. При нём благоустройство Воронежа стало главным направлением деятельности администрации. В результате были вымощены многие нагорные (верхние) улицы и спуски, ведущие к реке, устроены подпорные стены. Н. И. Кривцов на свой страхи риск принял решение «сделать арку по Старо-Московской улице». По проекту архитектора И.А. Блицына в 1826 году был сооружён первый в Воронеже каменный мост, перекинутый через Богословскую улицу (ныне улица Чернышевского). Он напоминал петербургские мосты. По смете на него потратили 5596 рублей из городских доходов. При строительстве моста овраг был углублен, а уровень улицы повышен насыпью. Здесь сформировался сложный перекресток с подпорными стенами и лестницами на спуске под Воскресенской церковью, где сходились четыре улицы.

Летом 1935 года производился ремонт моста, а к 400-летию города, отмечавшегося в 1986 году, его обновили. Работы были выполнены по проекту архитектора А.В. Поспеева. При этом кирпичная облицовка стенок оврага, укрепленных контрфорсами, была частично заменена бетонными блоками и гранитными плитами. Вдоль моста и откосов установили чугунную решётку. На пилонах же в концах моста появились чугунные торшеры и металлические доски с надписью «400 лет».

Угловое здание (К. Маркса, 45) известно тем, что до 1917 года в нём находился Александринский детский приют. Здание перестраивалось в конце XIX века и восстанавливалось после войны. В 1978 год)’ на башне установили шпиль с парусником — символом эпохи кораблестроения в Воронеже. Па его фоне очень часто фотографируются юные парочки, начинающие совместную семейную жизнь. Стало новой традицией, чтобы жених переносил невесту через арку моста. После чего молодожены и гости распивают шампанское и кое-что покрепче, а затем бьют пустые бутылки о фонари и тумбы «на счастье».

Борьба властей за чистоту и сохранность памятника истории завершилась тем, что для «новой традиции» у моста были вкопаны специальные каменные столбы для разбивания бутылок и железные урны для мусора…

 

Борис Александрович Фирсов

 

Фирсов Б.А., воронежский краевед и писатель.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *