Современные застройщики и разнообразные компании строительной отрасли в полной мере осознают важность вовлечения инструментов маркетинга в функции управления. Они позволяют не только адаптироваться к непрерывным изменениям в отрасли, но также и удовлетворить требования клиентов. Несмотря на усилия, приложенные в прошлые десятилетия, трудно сделать вывод о том, как применить маркетинг в строительных компаниях из-за характерных особенностей этой отрасли. Тем не менее имеется положительный опыт, который мог бы использоваться строительными компаниями. В данной статье мы рассмотрим некоторые из инструментов современного маркетинга, применяемые в строительной отрасли, а также попробуем привести универсальную пошаговую модель разработки целостной маркетинговой стратегии.

Многофункциональность — это основная специфика маркетинга, так как он затрагивает многие сферы строительного бизнеса, такие как: изготовление строительных материалов, предоставление строительных услуг, инженерное и техническое обслуживание зданий. Рассмотрим каждую их трех сфер более подробно.

1. Производство строительных материалов. Здесь основной задачей маркетинга является проведение анализа рынка, выяснения объема спроса на данный товар, экономический расчет издержек и мощностей производства. В данной сфере наблюдается большая конкуренция, так как она достаточно хорошо развита.

2. Предоставление строительных услуг проходит совместно с изготовлением строительных материалов. Оно включает транспортные услуги, снабжение клиента необходимой техникой и различными комплектующими. Эта сфера характеризуется следующими маркетинговыми решениями: необходимо определиться с объектом и местом строительства, то есть занять свою нишу на рынке, чтобы целевой клиент заинтересовался данным предложением.

3. Инженерное и техническое обслуживание включает в себя все виды отделочных и ремонтных работ.

Можно сделать вывод о том, что маркетинг является неотъемлемой частью строительного производства, однако данная система развивается достаточно медленно, в сравнении с остальными отраслями экономики. Это происходит в связи с тем, что в строительной индустрии много сложных коммерческих связей, большое разнообразие строительных материалов, но при этом малое количество кадров, имеющих достаточную квалификацию. Все вышеизложенное приводит перебоям в работе и снижению их качества.

Особенности строительного маркетинга:

1. Количество отделений строительных организаций может быть достаточно большим и находиться достаточно далеко друг от друга. При этом характер их работы может быть временным или сезонным, что приводит к мобилизации производства, т.е. готовность сменить место дислокации на другое в сжатые сроки, согласно договору.

2. На скорость и качество выполнения работ влияет климатические и природные условия. Они могут снизить не только скорость работ, но также и сместить сроки их окончания и ввода объекта в эксплуатацию. Также влияние оказывает место расположения необходимых природных ресурсов (щебень, песок). При отдаленном расположении тратятся деньги и время на их перевозку.

3. Технология производства строительных работ обширна и включает множество типов работ и услуг. А именно: земляные, железобетонные работы, отделочные работы, а также разработка дизайна и благоустройство территории.

4. Организация товарно-денежных отношений в современных условиях требует все больших затрат. Анализ рынков говорит о том, что больше всего расходов приходится на транспортную логистику, что составляет порядка 20% от общей доли затрат на организацию строительного производства.

5. Негативными факторами, влияющими на строительство, являются такие факторы, как недостаточное количество оборотных активов предприятия, неверное планирование и, как следствие, неравномерное распределение строительно-монтажных работ, неплатежеспособность заказчиков, а также недостатки в самой системе государственного контроля и регулирования.

Но данные проблемы решаемы, путем внедрения необходимых методов и программ маркетинга. Они позволят оптимизировать строительный процесс, что приведет к увеличению прибыли и правильному распределению времени.

Достигнуть оптимизированного строительного процесса можно благодаря созданию службы, занимающейся маркетингом. Данная служба должна анализировать весь маркетинговый процесс и деятельность самого предприятия, путем изучения действительных показателей по строительству и сбыту готовой продукции, а также вносить новые идеи и предложения для дальнейшего усовершенствования. Маркетологам необходимо четко сформулировать цели и задачи предприятия, чтобы понимать весь процесс достижения желаемого результата. В их компетенцию также входит разработка и усовершенствование оптимальных маркетинговых программ, максимизирующих прибыль.

В целом если сравнивать развитие маркетинга в строительной сфере по сравнению с другими отраслями, то можно смело сказать, что тут он развивается не столь быстро. Связано это с тем фактом, что для реализации строительного процесса необходимо наладить коммуникации с большим количеством участников. В этой цепочке могут фигурировать государственные органы, заказчики, ген. подрядчики, субподряды, проектировщики и т.д.

Специфика маркетинга в строительстве заключается в следующем. Строительная организация зачастую включает в себя множество объектов, которые находятся в некоторой отдалённости друг от друга. Также стоит отметить, что строительная сфера имеет сезонный характер, а работа в рамках одного строительного проекта временна. Поэтому производственные активы предприятия должны быть мобильны, приспособлены к перемещению на новое место в сжатые сроки и готовы сразу приступить к работе.

Помимо этого, существует множество факторов, которые могут повлиять на сроки строительных работ: погодные и климатические условия в данной местности, сроки доставки стройматериалов, бюрократические барьеры и т.д. Также в процессе реализации запланированных работ возможно возникновение потребности в привлечении дополнительных услуг: транспортировка, услуги спецтехники, монтажные работы, дизайнерские услуги и т.д. Каждый из вышеприведённых факторов может в конечном итоге оказать влияние на сроки строительных работ.

На этапе реализации утверждённого проекта существует необходимость контроля денежных потоков и их эффективном распределении. Внушительную часть расходов берут на себя логистические процессы, необходимые для осуществления движения товаров.

Ещё одним препятствием в рамках строительного проекта может стать неграмотное распределение оборотных средств. При возникновении их дефицита работы могут прерваться, что очень негативно сказывается на проекте в целом. А также стоит отметить недостаточный уровень государственного контроля за подобной деятельностью, что сопряжено с несовершенством законодательных актов.

Когда строительное предприятие создает у себя маркетинговый отдел, это способствует упорядочиванию строительного процесса. Кроме этого, маркетологи анализируют, выполненные фирмой проекты, для нахождения существующих недочётов и совершенствования технологического процесса. А также отвечают за разработку методологии маркетингового продвижения.

В процессе планирования строительных проектов маркетинг должен быть одним из ключевых факторов, определяющих методы, по которым будет действовать предприятия. Подобная взаимосвязь позволит грамотно произвести все необходимые расчёты для определения возможностей предприятия. Это поможет избежать пробелов в составлении плана или непредвиденных форс-мажоров. Например, если в процессе строительства на каком-то из этапов обнаружится нехватка средств, то это может привести к таким негативным последствиям как взыскание неустойки.

Маркетинговый отдел внутри строительной компании берет на себя функции сегментации потенциальных клиентов и покупателей недвижимости по различным признакам: пол, возраст, национальность, достаток, география и т.д. Таким способом предприятие определяет свою целевую аудиторию за счёт чего можно выбрать под себя сегмент, где спрос на строительные услуги выше, а конкуренция столь высока.

Обычно строительные организации используют две разновидности маркетинговой тактики:

В том случае если фирма ориентируется на сбыт одного типа недвижимости по максимуму, то это называется единой маркетинговой тактикой.

Если же организация старается работать во множестве сегментов рынка и под каждое направление разрабатывает отдельную маркетинговую стратегию, то эту тактику называют дифференцированным маркетингом.

При умелом использовании маркетинговых методов можно усовершенствовать множество процессов внутри компании успешно действовать в современных рыночных условиях.

 

Источники:

  1. Лягута И.В., Коротыч И.О. Специфика маркетинга в строительстве. Внедрение маркетинговых мероприятий //Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2016
  2. Манукян Д.Д. Анализ современных тенденций маркетинга в строительной отрасли //Вестник университета. 2017.
  3. Хашиев И.С. Маркетинг в строительстве //Economics. 2020.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *