Исходя из транснационального уровня совершения угонов и хищений транспортных средств организованными группами важное значение приобретает международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Международные многосторонние и двусторонние договоры выступают необходимой основой координации усилий различных государств в борьбе с угонами и хищениями транспортных средств. Сотрудники органов внутренних дел, столкнувшись с проблемами угонов и хищений транспортных средств после распада Советского Союза, ощутили острую необходимость совместных согласованных действий правоохранительных органов различных государств, которые бы базировались на прочном правовом фундаменте. Однако, приходится констатировать, что Российская Федерация до сих пор не имеет договоров о сотрудничестве в области борьбы с преступностью со многими странами.

Среди международных договоров, регулирующих вопросы международной борьбы с преступностью, в том числе ее организованными формами в отдельных сферах, следует особо отметить ныне действующие Конвенции: Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года[1] и Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заклю-ченную в 1993 году в г.Минске между государствами-членами стран участниц СНГ[2].

Ст. 1 Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уго­ловным делам гласит, что договаривающиеся стороны обязуются оказывать друг другу самую широкую правовую помощь на взаимной основе в вопросах уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей стороны. Нормы Европейской конвенции не содержат конкретных положений, направленных на борьбу в сфере угонов и хищений транспортных средств, однако закрепленные в ней общие принципы сотрудничества государств создают важный фундамент для объединения усилий в борьбе с рассматриваемыми посягательствами. Кроме этого, следует подчеркнуть, что после ратификации данной Конвенции круг государств, с которыми Российская Федерация заключила двусторонний договор о правовой помощи, значительно расширился. В последнее время к Европейской конвенции присоединилось более 40 государств, среди которых Франция, Финляндия, Германия, Швейцария, Великобритания, Испания, Италия, Нидерланды и другие страны, интересы которых серьезно нарушаются действиями организованных групп, осуществляющих хищения транспортных средств на их территории и приграничных государств.

Среди международных договоров Российской Федерации, положениями которых следует руководствоваться при организации и осуществлении борьбы с организованной преступностью в сфере угонов и хищений транспортных средств, необходимо отменить межправительственные договоры о сотрудничестве в борьбе с преступностью.

В настоящее время практически отсутствуют отдельные межправительственные соглашения, направленные на совершенствование борьбы правоохранительных opгaнов с преступными посягательствами на транспортные средства. Вопросы, регулируемые на правительственном уровне, как правило, закрепляют общие положения в сфере борьбы с преступностью и таможенными правонарушениями. Так, в соответствии с Соглашениями между Правительством России и Правительствами некоторых зарубежных стран (в частности: Финляндии, Китая, США, Венгрии, Израиля, Турции, Индии, Аргентины, Чехии, Дании, Македонии, Италии, Нидерландов, Ирана, Испании, Канады, Чили, Мексиканских Соединенных Штатов, Румынии, Словении, Латвии), заключивших соглашение в 2009 году – Японии и Эквадора «О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» каждая таможенная служба этих стран по собственной инициативе или по запросу предоставляет таможенной службе другой страны всю информацию, которая может быть использована в связи с нарушениями таможенного и иного законодательства, действующею на территории другой страны[3].

Значительным, но, увы, единственным, шагом вперед в деле борьбы с указанными преступлениями, в этом отношении, является Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция о возврате похищенных или присвоенных автомобилей, подписанное 26 апреля 1999 года[4], которое регулирует вопросы обнаружения, изъятия и передачи автомобилей, являющихся предметом преступных посягательств. Положения названного Соглашения направлены преимущественно на установление конкретных сроков уведомления органов Российской Федерации и Королевства Швеции о задержании или apесте соответствующих автомобилей, обязательных реквизитах запросов, сроков предоставления ответов и т.п.

Значительную часть международно-правовой базы борьбы с организованными хищениями и контрабандой автомобилей составляют межведомственные двусторонние и многосторонние договоры МВД России и МВД других государств. С принятием Постановления Правительства России от 29 июня 1995 года № 653 «О заключении соглашений о сотрудничестве между МВД России и компетентными ведомствами иностранных государств»[5] международное сотрудничество в сфере борьбы с отдельными видами преступлений перешло на более высокий организационно-правовой уровень. Указанным Постановлением одобрен представленный МВД России согласованный с МИД России Типовой проект Соглашения о сотрудничестве между МВД России и МВД (компетентным ведомством) иностранного государства.

В основном многосторонние межведомственные соглашения были заключены МВД России с МВД государств – участников СНГ. Таких соглашений до 2004 года было заключено более десяти[6].

В 2009 году Государственная Дума ратифицировала Соглашение со странами СНГ «О борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата». Соглашение было подписано еще 25 ноября 2005 года в Москве 10-ти государствами – Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Грузией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном и Украиной. Документ регламентирует порядок направления (через компетентные органы сторон в течение 20 дней со дня задержания или обнаружения похищенного автотранспортного средства) и исполнения запросов об обеспечении возврата похищенных автотранспортных средств. Предусмотрены также основания для отказа в их исполнении. Предусматривается полное освобождение возвращаемых автомобилей от обложения таможенными пошлинами, налогами, акцизами, сборами и иными платежами, связанными с перемещением транспортного средства через границы сторон[7].

В последние годы развивается взаимодействие с правоохранительными органами зарубежных государств в рамках деятельности Международной организации уголовной полиции – Интерпол.

Международная организация уголовной полиции была создана в 1923 г. в Вене на встрече руководителей полицейских служб ряда стран как «Международная комиссия уголовной полиции» для координации борьбы правоохранительных органов этих стран с общеуголовными преступлениями. Членами организации являются более 150 государств, штаб-квартира находится в Лионе. Она же является региональным центром для Европы, Средиземноморья, Северной Америки и Ближнего Востока. Другие центры Интерпола расквартированы в Найроби (для Восточной Африки), Абиджане (для Западной Африки), Буэнос-Айросе (для Южной Америки), в Токио (для Азии) и Пуэрто-Рико (для стран Карибского бассейна и Центральной Америки). С 1982 года Интерпол получил в ООН статус Международной Межправительственной Организации.

Основные цели Интерпола сформулированы в ст. 2 его Устава: 1) обеспечивать и развивать широкое взаимное сотрудничество всех органов (учреждений) уголовной полиции в рамках существующего законодательства стран и в духе Всеобщей декларации прав человека; 2) создавать и развивать учреждения, которые могут успешно способствовать предупреждению и борьбе с общеуголовной преступностью.

Высшим пленарным органом Интерпола является Генеральная Ассамблея, в период между ее сессиями высшим административным органом с более узкими полномочиями и составом – исполнительный комитет во главе с президентом. Постоянно действующим рабочим органом является Генеральный секретариат, во главе которого стоит Генеральный секретарь. Особое положение в системе органов управления Интерпола занимают Национальные центральные бюро (НЦБ), действующие одновременно в двух системах: отдельного государства и данной организации с соответствующим двойным подчинением. В 1994 г. на 63-й сессии Интерпола в Риме было принято решение о возможности создания каждым НЦБ своей собственной базы данных по международным преступлениям и преступникам.

НЦБ России является структурным подразделением Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющим сотрудничество правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств – членов Международной организации уголовной полиции – Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. НЦБ России – подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ[8].

В НЦБ Интерпола в России имеются автоматизированные оперативно-справочные учеты, которые используются как Россией, так и зарубежными странами для ускорения обмена информацией, имеющей международное значение. Все учеты оперативно передаются по телекоммуникационной связи с аббревиатурой – 1-24/7. В переводе с языка Интерпола это цифровое сокращение означает: мировое правоохранительное сообщество 24 часа в сутки и 7 дней в неделю ведет неустанную борьбу с международной транснациональной организованной преступностью и терроризмом. Все учеты сгруппированы в базы данных, как раз одной из баз является база данных «Автотранспорт». В базе содержится полная информация о похищенном транспортном средстве (марка, модель, тип, категория, идентификационный номер — VIN, год выпуска, модель двигателя, номер двигателя, номер шасси, номер кузова, цвет, номер свидетельства о регистрации, регистрационный знак и т.д), также указано государство, выступившее инициатором об объявлении в международный розыск автомобиля.

Интерпол в своей деятельности должен придерживаться определенных направлений: регистрация информации, с помощью которой можно провести индивидуальное отождествление или установить групповую принадлежность проверяемого объекта в процессе раскрытия и расследования преступлений; международный розыск, который может быть нескольких видов по времени действия: обычный, срочный, смешанный; по объекту: розыск преступников и подозреваемых, пропавших без вести, похищенных ценностей; экстрадиция, являющаяся правом, а не обязанностью государств; сбор и обобщение статистических данных о преступности в каждой стране и о международных преступлениях; техническая помощь в форме организации для работников полицейских органов учебных курсов, семинаров и симпозиумов в целях повышения квалификации[9].

По официальным данным МВД России и НЦБ России, за 2010 год в международный розыск по каналам Интерпола объявлено более 296 тысяч автомобилей, похищенных на территории России. За этот же период с использованием возможностей Интерпола российские правоохранительные органы обнаружили 183 автомобиля, похищенных за рубежом. В целом за 20 лет существования НЦБ в России были обнаружены более 23 тысячи угнанных транспортных средств из других стран. В период с 2005 года по настоящее время база разыскиваемых международной организацией Интерпол украденных автомобилей возросла с 1,7 млн. единиц до 2,4 млн., что полностью опровергает мнение некоторых экспертов о том, что пик «автомобильных» преступлений остался позади.

Автор: Колесников Р.В. 

Примечания:

[1] О ратификации Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. и Дополнительного протокола от 17 марта 1978 г. к ней [Электронный ресурс]: распоряжение Президента Рос. Федерации от 11 сентября 1997 г. № 365-рп (в ред. распоряжения Президента РФ от 28.06.1999 № 210-рп). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[2] О ратификации Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам»: федер. закон от 4 августа 1994 г. № 16-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 15. Ст. 1684.

[3] См.: Об утверждении Соглашения «О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» [Электронный ресурс]: постановления Правительства Рос. Федерации между Правительством Российской Федерации и Правительством: Финляндской Республики от 12.02.1994 № 123; Китайской Народной Республики от 08.09.1994 № 1037; Соединенных Штатов Америки от 26.09.1994 № 1079; Венгерской Республики от 23.03.1996 №339; Государства Израиль от 01.07.1996 № 772; Турецкой Республики от 14.02.1997 № 164; Республики Индии от 22.03.1997 № 329; Аргентинской Республики от 17.05.1997 № 602; Чешской Республики от 20.06.1997 № 758; Королевства Дания от 12.08.1997 № 999; Республики Македонии от 27.01.1998 № 97; Итальянской Республики от 09.02.1998 № 184; Королевства Нидерландов от 17.04.1998 № 399; Исламской Республики Иран от 23.05.1998 № 488; Королевства Испания от 13.06.2000 № 448; Канады от 20.02.2002 № 119; Республики Чили от 30.09.2002 № 711; Мексиканских Соединенных Штатов от 16.10.2002 № 759; Румынии от 22.07.2003 № 450; Республики Словении от 29.05.2006 № 771-р; Латвийской Республики от 27.08.2003 № 526; Японии от 08.05.2009 № 610-р; Республики Эквадор от 16.07.2009 № 986-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Швеция «О возврате похищенных или присвоенных автотранспортных средств» [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 28.04.1999 № 473. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[5] О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос. Федерации от 29.06.1995 № 653. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[6] См. например: Сборник Международных соглашений МВД России. М. 2004.

[7] Госдума ратифицировала соглашение со странами СНГ о борьбе с хищениями автотранспортных средств // Аргументы и факты. 2009. 22 мая.

[8] См.: Интерпол // Электронный материал из Википедии – свободной энциклопедии. URL: http:// www.ru.wikipedia.org/ (дата обращения 14.04.2011).

[9].См.: Структура управления // официальный сайт Международной организации уголовной полиции – Интерпол. URL: http://www.interpol.int/default.asp (дата обращения 14.04.2011).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *