Первое, что следует сделать, это определить понятие «мотивация», дать ему адекватную трактовку и классифицировать по внешним и внутренним признакам. Так, мотивация по мнению М. Альберта и Ф. Хедоури — процесс стимулирования себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей организации. Г.Г. Зайцев даёт мотивации следующее определение: мотивация — это побуждение к активной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить определенные потребности.

Материальные методы мотивации подразделяются на три типа: финансовое вознаграждение (повышение оплаты труда, начисление премий и надбавок, бонусы, социальный пакет); неденежное вознаграждение (социальное одобрение, подарки, повышение квалификаций и обучение, отгулы, возможность гибкого графика); депремирование (наказание недобросовестных работников организации).

Можно выделить следующие основные направления усиления мотивации сотрудников и повышения производительности труда:

1. Стимулирование, посредством денежного вознаграждения. Для этого предприятию необходимо создать гибкую и обоснованную систему, которая будет прозрачна для каждого сотрудника. Выплаты премий и бонусов способны удержать квалификационные кадры и избежать утечки.

2. Постоянство. Сотрудник, уверенный в стабильности, проявляет более высокую трудоспособность и лояльность, не нарушает внутреннего распорядка.

3. Карьерный рост (вертикальный и горизонтальный). Человек, устраивающийся на работу, задумывается о скорейшем повышении, даже если пройдет несколько лет. Но для начала сотрудник должен полностью изучить фронт своей работы, получить определенные знания и навыки. Если работа в организации предполагает отсутствие роста как вверх, так и горизонтально, это приводит к нежеланию долгосрочного сотрудничества с данной организацией у работника.

4. Социально-экономическая поддержка персонала и социальная политика в целом очень важна для сотрудников организации. К социальному пакету можно отнести: расширенную медицинскую страховку,

выплаты в праздничные дни, абонементы в спортивные залы, предоставление в пользование автомобиля, частичная оплата путевок в санатории и лагеря для детей сотрудников, компенсация средств за проезд, негосударственное пенсионное страхование, корпоративная мобильная связь и прочее.

5. Работа в команде. Главные принципы такой работы заключаются в общих целях каждого из участников, обменом опыта, сформулированными требованиями к продуктивности, чувством ответственности перед коллегами. Слаженность действий позволит достичь максимальной производительности.

6. Признание. Ряд исследований систем мотивации сотрудников показал, что один из эффективных способ мотивации — это программа признания. Признание сотрудников необходимый элемент роста вовлеченности, внутреннего взаимодействия и улучшения показателей организации.

7. Знания. В основе данного стимула лежит принцип формирования среды и условий для эффективной работы. Руководитель должен предоставить возможность выбирать работнику проект, в котором он заинтересован. В данном случае мотивация работника заключается в возможности самостоятельно выбрать обучающие программы, необходимые для выполнения работы. Для этого в организации должна быть развита культура интеллектуального взаимодействия, созданы все условия для обмена знаниями, введена новая штатная должность для координации и разработана прозрачная система поощрений. Чем большой знаний и навыков, тем лучше ценится сотрудник.

Мотивацию также можно классифицировать на внутреннюю (эндогенную) и внешнюю (экзогенную).

Внешняя мотивация – это призыв к действию, которое может приносить деньги, одобрение, продвижение по службе. Заниматься интересным делом для удовлетворения, самореализации – это внутренняя мотивация. Внешняя — может быть обусловлена мотивом изнутри – взглядом на ситуацию, внутренним состоянием человека. В итоге – внешняя и внутренняя мотивация имеют стертые границы. Мотив – то, что затрагивает сознание человека, зависит от его картины миры. Потому потребность в движении обязательно включает характеристики внутренних и внешних мотивов: предпринимая действия, человек меняет мир вокруг и отношение к нему.

Внутренняя мотивация — это термин, который ввёл Р. Вудвортс: человек рождается с целью осваивать мир посредством поведения – эффективного взаимодействия с окружающими объектами. Другие разновидности внутренней мотивации рассмотрены Р. Уайтом, как поиск «чувства эффективности», когда человек действует ради потребности в эффективности, компетентности и мастерстве.

Мотивацией персонала называют меры, принимаемые для роста эффективности труда. В зависимости от целей и принципов руководства в организации используют:

  • материальные стимулы;
  • организационно-административные (штрафы, регламент, принуждение, отрицательные стимулы);
  • социально-психологические (обращены на внутреннее побуждение – причастность к чему-либо).

Выбор мотивационного метода в менеджменте зависит от мастерства руководителя, умения находить индивидуальный подход к подчиненным.

 

Источники:

  1. Бахшян Ф.Х. Современные формы и методы мотивации персонала предприятий сферы услуг // Научный журнал. 2019.
  2. Виды мотивации: внутренние ключи и внешние стимулы. См. Мотивация жизни.
  3. Покшиванова О.П. Мотивация персонала: основные виды и методы //Экономика и бизнес: теория и практика. 2020.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *