Важной проблемой дальнейшего развития российского общества является подготовка специалистов в соответствии с требованиями становления постиндустриального общества.

Основными параметрами постиндустриализма являются эрудиция, научность, техническая культура, организаторские навыки, ответственность, конкурентоспособность. Главный акцент делается на роли знаний как ключевого источника инноваций. И знания эти должны быть достаточно развиты по всем направлениям. Однако современные российские студенты пока не все на это ориентируются.

В связи с этим встает вопрос о мотивах и факторах выбора студентами специальности, по которой впоследствии им придется реализовать свой личностный потенциал.

Мотив – это внутреннее побуждение к активности и деятельности субъекта, которое всегда связано со стремлением удовлетворить потребности. У молодых людей, оканчивающих школу, таких потребностей множество. И чаще всего они не представляют собой систему, а являются разрозненными, и иногда противоречивыми. Значительное влияние на наиболее общие мотивы личности оказывают концепция жизни и система ценностей.

Факторы представляют собой внешние побуждения – стимулы, то есть воздействие объективных условий, которые становятся мотивацией только тогда, когда превращаются в субъективно значимые, отвечающие потребностям субъекта.

Как мотивы, так и факторы, побуждающие молодежь к активности в сфере образования, могут быть и вполне осознаваемыми, и неосознаваемыми. Осознаваемая активность дает более позитивные результаты, большую целеустремленность деятельности студента. Неосознаваемая активность приводит к растерянности и чаще всего к негативным результатам.

Что же для нынешнего студента было главным, когда он выбирал свою будущую специальность? [1]

Для значительной части студентов – 44,6% – главной была уверенность, что специалисты избранного профиля всегда найдут место на рынке труда. Современные студенты в большей мере прагматики, достаточно ответственно думающие о своем будущем. Они считают, что полученное высшее образование должно быть реализовано в практической деятельности. В отношении этих студентов можно говорить о доминировании практических мотивов. Однако специалисты отмечают, что здесь есть серьезная проблема: представления и предпочтения студентов уже далеко не всегда соотносятся с реальной ситуацией на рынке труда.

Вторым по значимости для выбора специальности у современных студентов было чувство призвания к специальности, уверенность в том, что они смогут реализовать себя как личность. Такой фактор отметили 43,1% опрошенных.

На третьем месте – 31,6% – желание сделать карьеру, подняться по ступеням служебного роста. Для современного студента одним из их главных стремлений является желание профессионального роста.

Далее в иерархии мотивов следует осознание общественной полезности людей, обладающих данной специальностью: 27,2%.

Вместе с тем каждый седьмой (14,6%) отметил, что его выбор был случайным. Хорошо, если потом студенту понравится получаемая специальность, он найдет в ней себя, возможности самореализации. Однако у большинства этого не произойдет. И сколько получится людей, работающих без желания, просто по инерции, ради заработка!

Однако за общими усредненными данными скрываются определенные различия. Так, представляет интерес распределение упомянутых выше ответов в зависимости от вуза, материального положения, формы обучения респондентов.

Важно отметить, что такой фактор, как уверенность найти место на рынке труда, явился главным для студентов второго курса (46,9%), мужчин (48,8%), студентов технических специальностей (59,6%), студентов ВГАСУ (57,8%) и ВГЛТА (61,6% – самый высокий показатель!). В принципе этот фактор из 9 предложенных попал в число лидеров, т.е. в 1-3-е места. На третьем месте он у студентов ВГУ (40,6%) и ВГИФК (20,7%). Стоит обратить внимание, что видимо именно специальности этих вузов вселяют меньшую уверенность в возможности всегда найти место на рынке труда.

В числе лидеров и такой фактор, как чувство призвания к специальности. Радует то, что самый высокий показатель по этому фактору у студентов ВГМА: 75,7% студентов медакадемии отметили, что для них при выборе специальности главным было именно «чувство призвания к специальности и уверенность в том, что они смогут реализовать себя как личность». Это важно для перспективы улучшения медицинского обслуживания российского населения, поскольку пока именно на медиков поступает больше всего жалоб за их низкий профессионализм.

Вместе с тем нельзя не отметить, что у студентов ВГАСУ самый низкий показатель по этому фактору: только 17,9% отметили его. И этот фактор занимает у студентов строительной академии 5-е место из 9. Одновременно у студентов этого вуза самый высокий показатель фактора случайного выбора специальности – 22,5%.

Третье место занимает фактор желания сделать карьеру, подняться по ступеням служебного роста. Самый высокий показатель у студентов ВГУ – 40,6%, и ВГЛТА – 36,6%. Самый низкий – у студентов ВГПИ – 22,0%. На этот фактор больше обратили внимание гуманитарии (36,1%) и меньше всего студенты естественных факультетов (28,9%). 30,3% студентов технических специальностей также посчитали его главным при выборе специальности.

Вместе с тем, более чем четверть – 27,2% – исходили из осознания общественной полезности людей, обладающих данной специальностью.

Необходимо также акцентировать внимание на том, что мотивация не является однородным процессом, единообразно пронизывающим весь поведенческий акт. На разных фазах мотивация выступает как качественно специфический процесс, выполняющий особую функцию во внутренней регуляции деятельности. Поэтому у студентов на разных курсах (и в динамике) возможны мотивационные изменения: на первом курсе мотивация была одна, а затем – или она изменялась, или менялись представления (воспоминания) о ней. Поэтому приоритетный вариант восприятия поведенческой ситуации меняется в покурсовой динамике.

Так, для второкурсников на первом месте – 48% ответивших – стоит желание сделать карьеру; на втором – 40% – чувство призвания к данной специальности; на третьем месте – 32% – случайность выбора. Этот последний показатель должен настораживать: треть из начинающих случайно сделали свой выбор.

У студентов третьего-четвертого курсов на первое место и в еще большем объеме выходит желание сделать карьеру – 54%; на втором месте – у 41,9% – призвание; на третьем – у 19,4%, тот фактор, что в дальнейшем по этой специальности можно найти работу. «Случайных» меньше, чем среди второкурсников, – 16,1%, но они занимают 4-е место.

Важно обратить внимание, что среди второкурсников 28% указали на роль низкого конкурса. И этот фактор занимает у них четвертое место. Среди студентов 3-4-х курсов никто не назвал этот фактор.

Интересно отметить, что у современных студентов ослабли «семейные традиции». Только 10,5% студентов назвали этот фактор, как главный при выборе специальности. В основном это студенты 4-го курса.

Существуют различия в мотивации выбора специальности и у студентов, обучающихся на разных основах (госбюджетной и коммерческой). Так, у студентов-бюджетников на первом месте оказалось призвание (44,5%), на втором – уверенность, что найдут работу (41,7%). А студенты-договорники, наоборот, на первое место поставили уверенность найти работу после окончания вуза (50,6%), а на второе – призвание (41,9%). На 3-ем месте у бюджетников осознание общественной полезности людей, обладающих получаемой ими специальностью (29,4%), на 4-м – желание сделать карьеру (28,5%). У договорников, опять наоборот: на 3-м месте – желание сделать карьеру (37,4%; намного больше, чем среди бюджетников), а на 4-м – осознание общественной полезности (21,4%; меньше, чем у бюджетников).

Для обучающихся на бюджетной основе большую роль при выборе будущей специальности сыграл фактор низкого конкурса. 9,4% из их среды именно поэтому выбрали свою специальность. У договорников этот показатель ниже и равен 4,9%. Немаловажным оказались и семейные традиции. Однако для бюджетников их значение было выше при выборе специальности, чем у договорников (12,0% и 6,3% соответственно).

Среди тех и других когорт студентов оказались и такие, для кого выбор специальности оказался случайным. Здесь показатель бюджетников ниже, чем у договорников: 13,2% и 17,7% соответственно. Видимо, сыграла роль уверенность найти работу, которую студенты предпочли призванию.

Интересным представляется сравнительный анализ зависимости факторов выбора специальности от материального положения студентов. В исследовании были выделены четыре группы  студентов, различающихся по материальному положению. Но мы сравним только две «крайние» группы: назовем их условно «бедные» и «богатые».

В иерархии мест названных факторов очень значительных различий у студентов с разным материальным положением не наблюдалось, и в целом они близки к средним показателям по всему массиву.  Одновременно можно отметить, что у «богатых» более значимой оказалась семейная традиция: ее назвали 17,0% ответивших. Но и у «бедных» этот показатель также превышает средний по массиву (10,5%) и составляет 14,6%.

У «богатых» в числе наиболее значимых оказался такой мотив выбора специальности, как «сделать карьеру». Если в среднем он составил 31,6%, то у них – 41,5%. И здесь также наблюдается тенденция к снижению значимости этого фактора от «богатых» к «бедным»: у последних его назвали 23,9%, т.е. намного ниже среднего. Мотив случайного выбора, наоборот, значительно выше среднего (14,5%)  у «бедных» – 19,8%. Можно предположить, что здесь сработал фактор «лишь бы куда-нибудь поступить». Показатель уровня значимости этого мотива снижается в обратном направлении – от «бедных» к «богатым». У «богатых» случайность выбора ниже среднего показателя и составляет 12,2%. Низкий уровень конкурса у «богатых» был более важным мотивом, чем у «бедных»: 9,7% и 7,3% соответственно, при среднем по массиву 8,3%. Выбирали специальность потому, что уже работали по ней до поступления 6,2% «бедных», что выше, чем среди «богатых» (4,9%). Общественную полезность избранной специальности выше признали «богатые», чем «бедные»: 29,3% и 21,9% соответственно, при среднем – 27,2%.

Для студентов из семей с низким уровнем материального положения первозначимым был такой фактор, как «уверенность найти место на рынке труда» – 43,7%, т.е. так же, как и по массиву в целом. А вот у тех, кому приходится себя ограничивать в материальном отношении, на первом месте оказалось «чувство призвания» (44,1%), что превышает средний показатель, который составил 43,1% и в среднем по массиву занимает 2-е место.

Немаловажную роль при выборе специальности играет фактор уровня знаний при поступлении в тот или иной вуз. Школьных знаний хватило 14,9% бюджетников и 13,6% договорников (и это при том, что договорники поступают по собеседованию, где, по мнению значительной части студентов – 40,3% ответивших договорников – знаний требуется немного!). Занимались с репетиторами 19,3% студентов, поступавших на бюджетной основе, и 9,5% – на договорной. Помогли поступить 8,6% бюджетникам и 5,8% договорникам.

Среди обучающихся на бюджетной основе и особенно среди обучающихся на двух основах больше таких студентов, которые проявили самостоятельность и при подготовке к поступлению занимались дополнительно сами: 9,6% и 12,1% ответственно. Договорные студенты в этом отношении менее волевые люди. Из них сами занимались дополнительно только 6,6%.

Если посмотреть по материальному положению студентов, то и здесь интересно отметить, что 26% «бедных» студентов занимались с репетитором, еще 14,6% – на подготовительных курсах, 5,2% – помогли поступить, 11,4% обучаются на коммерческой основе. А ведь все это стоит немалых денег!

Но «бедные», понимая свое материальное положение, оказались более прилежными: из них 12,5% сами дополнительно занимались по программе (в среднем по массиву таких 9,0%, а среди «богатых» – 7,3%).

Студенты из материально обеспеченных семей отметили, что им – 28,8% – хватило для поступления знаний, полученных в школе. И это – самый высокий показатель из всех групп, дифференцированных по шкале материального положения (средний по массиву – 21,8%). Здесь можно обратить внимание, что дети из состоятельных семей чаще обучаются в престижных гимназиях и лицеях, где все-таки уровень преподавания и требований выше, а программы – сложнее. Одновременно необходимо отметить, что материально обеспеченных студентов несколько больше, чем необеспеченных, обучается на коммерческой основе – 14,6%, где при поступлении на собеседовании знаний понадобилось немного. Их также больше среди тех, у кого знаний мало, но им помогли поступить – 4,9% при среднем по массиву 2,9% (среди бедных также 2,9%).

Интересным показателем выбора специальности является и цель пребывания в вузе. В целом 42,9% студентов считают, что поступали в вуз для получения максимума знаний по специальности. Этот фактор и мотив оказался на первом месте. Хотя у студентов второго курса этот показатель ниже – только 36%, а у 3-4-го курсов – выше: 51,6%. Но на втором месте оказался такой фактор, как желание получить «корочку». Эту цель при поступлении в вуз преследовали 24,5% нынешних студентов. На третье место, получив 11,3% голосов респондентов, вышла цель – «пожить студенческой жизнью, а заодно – кое-чему научиться».

Хотя у студентов разных специальностей мнения тоже различаются. Так, студенты-политологи на второе место поставили такой фактор, как «пожить студенческой жизнью, а заодно и кое-чему научиться» – 24%.

Естественно, что у некоторых юношей был и такой фактор, как «избежать армии». Причем у студентов второго курса его отметили 12% ответивших, а у студентов 3-4 курсов только 3,2%.

Интересно проанализировать цель пребывания студентов, обучающихся на разных основах. У всех на 1-м месте – получение максимума знаний по специальности. Но в процентном выражении существуют различия. Так, именно эта цель является основной для 44,6% бюджетников, 39,5% договорников и 37,9%, обучающихся на двух основах. На втором месте, и опять у всех одинаково, – «получить диплом». Но эта цель важна для 22,3% бюджетников, 28,4% договорников, 32,8%, обучающихся на двух основах. То есть, если значимость первой цели снижается в зависимости от основы обучения, то значимость второй цели, наоборот, повышается. Фактически каждый третий, обучающийся на двух, основах делает это только ради «корочки». Поэтому вполне понятна их большая уверенность найти работу по специальности после окончания вуза. На третьем месте по значимости у всех студентов основным является «пожить студенческой жизнью».

А вот в отношении к службе в Армии у различных групп студентов показатели отличаются. Меньше всего при поступлении  в вуз преследовали цель «откосить от Армии» бюджетники (3,0%), а больше всего те, кто обучается на двух основах (8,6%).

Рассматривая основную цель пребывания в вузе, можно отметить, что среди «бедных» более чем каждый четвертый (26,0%) поступал для получения «корочки». У этой когорты студентов данный показатель самый высокий из всех. У «богатых» он составляет 19,5%, при среднем показателе – 24,5%. Каждый десятый (11,4%) целью своего пребывания в вузе назвал желание «пожить студенческой жизнью, а заодно – кое-чему научиться». Такая цель, как «получить максимум знаний», у «бедных» получила наименьший удельный вес из всех четырех групп: 40,6%. Хотя нельзя не отметить, что данная цель по выбору занимает у них 1-е место и значительно отличается по значимости от других целей. И все же это ниже, чем средний показатель (42,9%) и намного ниже, чем среди «богатых» (48,9%). У «бедных» в два раза превышает в удельном весе средний показатель и такая цель, как «переждать трудные времена» – 6,2% (средний – 3,2%). У «богатых» ни у кого такой цели нет! У «богатых», как уже было отмечено, самый высокий показатель имеет такая цель, как «получить максимум знаний» – 48,9%. Вместе с тем у них и самый высокий показатель, значительно превышающий средний по массиву (3,9%), у такой цели, как «отодвинуть сроки или избежать службы в Армии» – 12,2% (у «бедных» – 3,1%). Выше среднего у «богатых» и такая цель, как «пожить студенческой жизнью – 14,6% (средний показатель – 11,3%). Одновременно у «богатых» самый низкий уровень выбора такой цели, как «получить корочку» – 19,5%, хотя, как и в среднем по массиву, эта цель у них на 2-м месте, т.е. достаточно значима. Для «богатых» мало значима, по сравнению с другими группами, различающимися по материальному положению, такая цель, как «вращаться в интеллектуальной среде» — 2,4% (а средний показатель по массиву – 4,7%). Это наводит на мысль, что у них своя среда общения! Среди «богатых» меньше всего и тех, кто не смог сформулировать цель своего пребывания в вузе – 2,4% (в среднем по массиву – 6,5%).

Главными при выборе специальности являются и установки на возможности, которые открывает высшее образование в целом.

На первом месте среди таких возможностей у большинства студентов (74,1% опрошенных) стоит получение диплома и повышение социального статуса. Этот фактор занимает первое место  у мужчин и женщин, у студентов всех курсов, у студентов технических факультетов, и таких вузов, как ВГАСУ и ВГИФК. А вот у женщин, гуманитариев, студентов ВГУ и ВГЛТА этот показатель стоит на втором месте. В этом отношении отличаются студенты ВГПУ: для них такой фактор является даже третьим по значимости, его отметили 66,1%. Видимо студенты этого вуза сразу понимают, что статус учителя в российском обществе не очень престижен. Интересно также и то, что для студентов естественных факультетов этот фактор имеет небольшое значение: на него указали только 18,8% и для них по значимости он занимает последнее, 12-е место из всех названных факторов о возможностях высшего образования.

На втором месте у воронежских студентов находится такой фактор, как способствование высшего образования формированию научного понимания мира и развитию эрудиции. Так ответили  73,0% студентов.

67,2% респондентов считают, что высшее образование позволяет получить профессию, которая соответствует призванию (третье место), а 65,3% – конкурировать на рынке труда (четвертое место).

Однако, ориентируясь на получение высшего образования, 36,0% современных студентов считают, что оно является не очень важным в приобщении к науке и возможности работать в этой сфере. Почти четверть (24,5%) студентов считают, что высшее образование не имеет значения в освоении духовной культуры; 18,9% – в достижении материального благополучия.

Важными мотивами и факторами выбора специальности послужили характеристики качеств специалиста с высшим образованием. На первое место 93,5% респондентов поставили высокий уровень профессиональных знаний по специальности. Это – очень хороший показатель. Но он отражает и существенное противоречие: на самом деле не такой процент студентов поступал именно за высоким уровнем профессиональных знаний по специальности! Вторым по значимости качеством 90,3% студентов назвали отличное владение русским языком, грамотно поставленной речью. Но опять-таки – немногие хотели бы этому научиться в вузе. На третьем месте (83,9%) – организаторские навыки, умение работать с людьми. Но при выборе специальности студенты над этим фактором как-то не задумывались. Хотя многие ориентируются на управленческую деятельность в дальнейшем.

Один из парадоксов современного студента заключается в том, что он считает «широкую эрудированность» в меньшей степени необходимой специалисту (61,3%). И вновь здесь можно увидеть противоречие: с одной стороны, студенты понимают неопределенность с будущей работой, а с другой – им не нужна широкая эрудиция. А ведь она могла бы помочь в поисках работы. Особенно низок этот фактор у девушек.

Достаточно большой процент опрошенных студентов считает, что специалисту с высшим образованием в меньшей степени необходимы такие качества и характеристики, как навыки научно-исследовательской работы (61,3%; студенты хорошо знают, как низко оценивается в России труд ученых, и потому не хотят ориентироваться на деятельность в сфере науки), способность адаптироваться к условиям жизни в других странах (41,9%), совершенное владение компьютерной техникой (38,7%), сознание долга и ответственности за результаты своего труда (38,7%), умение работать в условиях конкуренции (35,5%), стремление совершенствовать свои знания, навыки, творческий подход к делу (32,3%).

Студенты выбирали высшее образование также и для того, чтобы получить не одну специальность: 45,2% считают, что это нормально в условиях российского рынка. Здесь важно обратить внимание, что получить второе, третье высшее образование возможно, но за него надо платить. А такие возможности есть далеко не у каждого. И все-таки студенты считают, что иметь несколько «корочек» в России выгоднее, чем качественное образование по одной специальности. То есть главный мотив студентов – не широкая эрудиция, а вторая специальность! Среди женщин, желающих получить несколько специальностей, 61,1%, а среди мужчин – 38,5%. И это понятно: женщинам в России труднее найти работу, им в большей степени приходится маневрировать и быть готовыми совмещать несколько профессий.

В целом можно сказать, что мотивы и факторы выбора специальности у современных российских студентов очень противоречивы и деформированы. Доминирующая роль принадлежит объективным факторам. Но ориентация на ценность высшего образования сохраняется.

Автор: Калашникова С.М. 

Примечание:

  1. Все данные взяты из материалов социологического исследования, подготовленного и проведенного исследовательской группой кафедры социологии и политологии Воронежского государственного университета в 2003 году в пяти государственных вузах г. Воронежа. По репрезентативной выборке было опрошено 960 студентов второго, третьего и четвертого курсов. Автор являлся членом исследовательской группы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *